Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Химия биогенных элементов. Свойства s-элементов. Свойства d-элементов. Свойства р-элементов.




Значение темы:

Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32.

Цель занятия: после изучения темыстудент должен

Знать:

ü роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах, применение их соединений в медицинской практике.

Уметь:

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.

Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература.

План проведения занятия:

1. Организационная часть 5 мин
2. Входной контроль знаний 10 мин
3. Выступление с докладами по темам проектов 120 мин
4. Выполнение практической работы 40 мин
5. Домашнее задание 5 мин

Вопросы для изучения темы:

1. Биогенные элементы. Органогенные элементы и их роль в живой клетке. Металлы жизни.

2. Классификация химических элементов в организме по В.И. Вернадскому.

3. Роль макро- и микроэлементов в живом организме.

4. Концентрирование химических элементов в органах, тканях и биологических жидкостях человека. Эндемические заболевания.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Перечислите органогенные элементы, отметьте их преимущественную роль в клетке.

2. Перечислите «металлы жизни», отметьте их преимущественную роль в клетке в целом.

3. Заполните таблицу:

 

Группа элементов Содержание элементов в организме человека Химические элементы
Макроэлементы    
Микроэлементы    
Ультрамикроэлементы    

 

4. Заполните таблицу:

 

№ п/п Элемент Топография Содержание в организме Биологическая роль
1. Литий      
2. Калий      
3. Натрий      
4. Магний      
5. Кальций      
6. Барий      
7. Бор      
8. Алюминий      
9. Углерод      
10. Кремний      
11. Азот      
12. Фосфор      
13. мышьяк      
14. кислород      
15. сера      
16. фтор      
17. хлор      
18. бром      
19. йод      
20. медь      
21. серебро      
22. золото      
23. цинк      
24. молибден      
25. марганец      
26. железо      
27. кобальт      
28. хром      

 

5. Проведите анализ взаимосвязи положения элемента в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и биологической роли.

6. Перечислите элементы синергисты и антагонисты. Укажите причину указанных взаимоотношений исходя из строения атомов.

7. Перечислите элементы-токсиканты. В чем преимущественный механизм их токсичного действия?

8. Поясните понятие «биогеохимическая провинция».

9. Эндемические заболевания. Приведите примеры их проявлений.

10. Предположите причины нарушений минерального (элементного) обмена.

11. Подберите соответствие между основной биологической ролью и элементом:

 

Биологическая роль Элемент
1. Необходимый элемент минерального матрикса кости, выступает регулятором нервной системы, участвует в мышечном сокращении. Дефицит приводит к деминерализации позвоночника, костей таза и нижних конечностей, повышает риск развития остеопороза. А - Mg
2. Является основным внутриклеточным ионом, принимающим участие в регуляции водно-электролитного и кислотно-основного баланса, участвует в процессах проведения нервных импульсов, регуляции давления. Б - I
3. Принимает участие во многих физиологических процессах, включая энергетический обмен (в виде высокоэнергетического АТФ), регуляции кислотно-щелочного баланса, входит в состав фосфолипидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот, участвует в клеточной регуляции путем фосфорилирования ферментов, необходим для минерализации костей и зубов. В - Ca
4. Входит в состав различных по своей функции белков, в том числе ферментов. Участвует в транспорте электронов, кислорода, обеспечивает протекание окислительно-восстановительных реакций и активацию перекисного окисления. Г - Mn
5. Входит в состав более 300 ферментов, участвует в процессах синтеза и распада углеводов, белков, жиров, нуклеиновых кислот и в регуляции экспрессии ряда генов. Д - P
6. Являетсякофактором многих ферментов, в том числе энергетического метаболизма, участвует в синтезе белков, нуклеиновых кислот, обладает стабилизирующим действием для мембран, необходим для поддержания гомеостаза кальция, калия и натрия. Е - Zn
7. Участвует в функционировании щитовидной железы, обеспечивая образование гормонов (тироксина и трийодтиронина). Необходим для роста и дифференцировки клеток всех тканей организма человека, митохондриального дыхания, регуляции трансмембранного транспорта натрия и гормонов. Ж - Se
8. Основной внеклеточный ион, принимающий участие в переносе воды, глюкозы крови, генерации и передаче электрических нервных сигналов, мышечном сокращении. З - Na
9. Hеобходим для образования и секреции соляной кислоты в организме, поддержания осмотического давления. И - K
10. Входит в состав ферментов, обладающих окислительно-восстановительной активностью и участвующих в метаболизме железа, стимулирует усвоение белков и углеводов. Участвует в процессах обеспечения тканей организма человека кислородом. К - Mo
11. Участвует в образовании костной и соединительной ткани, входит в состав ферментов, включающихся в метаболизм аминокислот, углеводов, катехоламинов; необходим для синтеза холестерина и нуклеотидов. Недостаточное потребление сопровождается замедлением роста, нарушениями в репродуктивной системе, повышенной хрупкостью костной ткани, нарушениями углеводного и липидного обмена. Л - Cr
12. Эссенциальный элемент антиоксидантной системы защиты организма человека, обладает иммуномодулирующим действием, участвует в регуляции действия тиреоидных гормонов. М - Cu
13. Участвует в регуляции уровня глюкозы крови, усиливая действие инсулина. Дефицит приводит к снижению толерантности к глюкозе. Н - Cl
14. Является кофактором многих ферментов, обеспечивающих метаболизм серусодержащих аминокислот, пуринов и пиримидинов. О - F
15. Инициирует минерализацию костей. Недостаточное потребление приводит к кариесу, преждевременному стиранию эмали зубов. П - Fe

 

12. Подберите соответствие между элементом и физиологической потребностью для взрослых.

 

Элемент Физиологическая потребность для взрослых, сут.
1. Сl А - 2500 мг
2. Ca Б - 2300 мг
3. I В - 1300 мг
4. Na Г - 1000 мг
5. Cu Д - 800 мг
6. Mg Е - 400 мг
7. Zn Ж - 12 мг
8. P З - 10 мг (для мужчин) и 18 мг (для женщин)
9. Fe И - 4 мг
10. K К - 2 мг
11. Mn Л - 1,0 мг
12. Mo М - 150 мкг
13. Cr Н - 70 мкг
14. Se О - 55 мкг (для женщин); 70 мкг (для мужчин)
15. F П - 50 мкг

 

13. Подберите соответствие между названием фермента и элементом, который входит в его состав (один элемент может входить в состав нескольких ферментов).

 

Название фермента Элемент
1. Алкогольдегидрогеназы А - Cu
2. Ксантиноксидаза Б - Mg
3. Глутатионпероксидаза В - Zn
4. Каталаза Г - Fe
5. Цитохромоксидаза Д - Mn
6. Щелочная фосфатаза Е - Mo
7. Аминопептидазы Ж - Se
8. Карбоксипептидазы  
9. Карбоангидраза  
10. Гексокиназа  
11. Цитохром P 450  
12. Супероксиддисмутаза  
13. Церулоплазмин  
14. Моноаминоксидаза  
15. Фенилаланин-4-монооксигеназа  
16. Дофамин-β-монооксигеназа  
17. Пролингидроксилаза  
18. Аргиназа  
19. АТФ-аза  
20. Гуанилатциклаза  
21. Пируваткарбоксилаза  
22. Пируваткиназа  

Ситуационные задачи:

1. Укажите, с какой целью используются в медицине следующие вещества и их растворы: Na2SO4·10Н2О, NaCl, NaHCO3, Na2B4O7, KBr, KCl, MgO, MgSO4·7Н2О, CaCl2, CaSO4, BaSO4.

2. Напишите уравнения гидролиза карбоната и гидрокарбоната натрия, укажите рН раствора. Почему нельзя применять раствор карбоната натрия для полоскания горла при воспалении?

3. В хирургической практике применяется раствор пероксида водорода с массовой долей 3%. Сколько миллилитров раствора пероксида водорода с массовой долей 26% (ρ = 1,1 г/мл) необходимо взять для приготовления 500 мл 3% раствора (ρ = 1,05 г/мл)?

4. При некоторых заболеваниях в организм вводят раствор хлорида натрия с массовой долей 0,9%, называемый физиологическим. Вычислите сколько воды и соли нужно взять для приготовления 1 л физиологического раствора, плотность которого 1,005 г/мл.

5. Каким свойством должно обладать вещество, которое используется как противоядие перманганату калия?

6. При 200С осмотическое давление раствора, в 100 мл которого содержится 6,33 г компонента крови гематина (внутрикомплексное соединение железа), равно 243,4 кПа. Определите молярную массу гематина и молекулярную формулу, если известен элементарный состав гематина: С – 64,6%; Н – 5,2%; N – 8,8%; О – 12,6%; Fe – 8,8%.

7. Сульфат цинка применяется в виде 0,25% раствора, как глазные капли. Сколько нужно добавить воды к 25 г раствора сульфата цинка с массовой долей 2%, чтобы приготовить глазные капли?

8. Для компенсации недостатка «соляной кислоты» в желудочном соке применяют ее растворы как лекарственные формы. Сколько миллилитров хлороводородной кислоты с массовой долей 24% (ρ = 1,12 г/мл) необходимо для приготовления 200 мл 0,1 моль/л раствора HCl?

9. Сколько таблеток йодида калия необходимо назначать в сутки детям и взрослым, если потребность в йоде для детей составляет 50 мг, а для взрослых 200 мг. Одна таблетка йодида калия имеет массу 130 мг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных