Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы построения и подтверждения научных теорий




Требования к теории:

Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать:

• определение и четкое указание диапазона объясняемых те­орией предметов и явлений — предметную отнесенность теории;

• четкую формулировку объяснительных принципов теории;

и;

• «объяснительную силу» теории — диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории.

Какие существуют различия между научными теориями?

Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных

Научных теорий.

Различают теории: а) аксиоматические: строятся на сис­теме необходимых и достаточных аксиом, которые недока­зуемы в рамках теории. Так строятся логико-математиче­ские теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотети-ко-дедуктивные: строятся на предположениях, выдвигае­мых с целью объяснения определенного множества эмпи­рических фактов. Так строится большинство современных естественно-научных теорий.

Отдельно следует остановиться на объяснениях (теори­ях), которые используются в математике и математической логике. Такие объяснения по способу построения относят к аксиоматическому типу. Среди основных характеристик ма­тематических объяснений и математических теорий чаще всего указываются следующие особенности.

• В качестве предметной отнесенности в математических те­ориях исходно выступают количественные характеристи­ки различных свойств и отношений при абстрагировании от материальных (вещественных) характеристик объектов

и явлений.

• Для получения таких количественных характеристик не­обходимо вводятся конвенциональные эталоны — едини­цы измерения.

• В последующем путем абстрагирования от всевозможных эталонов и способов измерения собственно матемдтиче-ские объекты (предметы) задаются логически и все их

свойства потенциально содержатся в определении (выво­димы из него). Исходя из аксиом, строится все здание нау­ки.

• Специфика математического мышления во многом опре­деляется тем, что оно оперирует не моделями реального мира, а моделями (схемами) количественных отношений и зависимостей, абстрагированных из явлений, объектов в форме предметов и разнообразных моделей (оперирование моделями моделей).

• Математические модели могут предметно относиться (ин­терпретироваться) на любые объекты и явления при усло­вии сохранения заданных количественных отношений и зависимостей между предметами, процессами и их свойст­вами.

• Развитие математических средств познания, способов объяс­нения и их результаты (математические знания) совпадают с развитием «математических объектов» (Берулава, 1993; Руза-вин, 1978).

Достаточно часто современные научные теории различа­ют по степени обобщения:

• теории «нижнего уровня» — основу образуют эмпириче­ские обобщения, в которых понятия имеют непосредст­венную, опытно данную предметную отнесенность;

• теории «среднего уровня» — основу образуют понятия, ко­торые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений;

б) требуют эмпирической верификации — подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследовани­ях;

• теории «верхнего уровня» — основу образуют понятия, ко­торые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий;

в) определяют научные представления в образе мира уче­ного.

На какие способы построения научных теорий опираются ученые?

Условно можно выделить четыре основных типа гипоте-тико-дедуктивного построения теоретических объяснений

(Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):

атрибутивные объяснения одного свойства объекта че­рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде­ления свойств);

составно-структурные — объяснения предметов и явле­ний путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на состав­ляющие — анализ путем выделения элементов, компонен­тов, состава);

функциональные — объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо­вания предметов и явлений);

генетические объяснения, основывающиеся на выделе­нии исходной «единицы-клеточки» — единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свой­ства, которые определяют последующее развитие-услож­нение явления (анализ «путем выделения исходных еди­ниц» с последующим выявлением законов и условий их развития).

Каждый из указанных типов объяснений можно предста­вить в операциональной форме, которая обобщенно отража­ет их способ построения.

Атрибутивные объяснения предполагают:

• выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;

• последующее установление эмпирических или гипотети­ческих связей между выделенными признаками и свойст­вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-

ние одних свойств через связи с другими свойствами одно­го и того же объекта, предмета, явления.

Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретиче­ском уровне могут образовывать «логический круг в объяс­нениях».

Составно-структурные объяснения предполагают:

• эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объясне­нию, на составляющие части, элементы, компоненты;

• установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;

• эмпирическое или гипотетическое установление отноше­ний и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;

• объяснение определенных свойств предмета путем их вы­ведения в качестве следствий из ранее установленных осо­бенностей состава и структуры предмета.

Функциональные объяснения предполагают:

• установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности кото­рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле­ниями или объектами;

• установление взаимных воздействий и влияний выделен­ных предметов, объектов, явлений друг на друга;

• объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.

Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь меж­ду двумя взаимодействующими явлениями.

Генетические объяснения предполагают:

• объяснение процесса возникновения, формирования и раз­вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то что процессы развития интуитивно выделяются обыч­но без особого труда, теоретически определить их достаточ­но сложно;

• ответы на вопросы, почему и как происходит развитие — направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.

При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.

• Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз­личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.

• Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно­вание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно­ванием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответствен­но объяснение может строиться путем установления зако­нов, в соответствии с которыми объясняется:

— усложнение или развитие с течением времени внут­ренней структуры данного явления;

— изменение с течением времени или усложнение функ­циональных связей явления: а) с внешними фактора­ми, б) между структурными элементами явления.

Таким образом, объясняется структурно-функциональ­ное усложнение — развитие — явления с течением времени.

Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития пси­хики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиа­же, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования

умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представле­но в части 2 пособия). Перечисление современных науч­но-психологических теорий, в основу которых положены ге­нетические основания, может быть продолжено.

Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.

Что выступает критериями относительной истинности научных теорий?

Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии нау­ки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически ре­гистрируемых данных не вызывает у ученых особых проти­воречий, если такие данные потенциально воспроизводи­мы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего воз­никают при объяснении одних и тех же фактов с разных те­оретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и не­избежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой пробле­мы может быть плодотворным, когда речь идет об установ­лении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснитель­ных принципов в качестве критериев принимались следую­щие процедуры.

Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается от­носительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами.

Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недоста­точно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.

Принцип фальсификации: научным признается только та­кое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпириче­ской проверки. При этом следует считать, что для опровер­жения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невоз­можно эмпирически проверить.

• О причинах, лежащих в основе различных явлений, воз­можно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.

• Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.

• Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез.

В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сфор­мулировал методологию исследовательских программ:

1. Научное исследование реализуется в рамках исследова­тельской программы, которая включает:

• ядро программы — совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально;

• совокупность методологических правил, которые ориен­тируют исследователя в выборе проблем и путей их реше­ния (позитивная эвристика);

• совокупность правил, направленных на предохранение те­оретических принципов от опровержения путем выдвиже­ния вспомогательных гипотез (негативная эвристика).

2. Исследовательская программа находит свое осуществ­ление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных тео­ретических принципов (ядра программы) по конвенци­ональным правилам эвристики.

3. Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:

• «прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, су­ществование которых подтверждается экспериментально;

• «регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровер­гающих исходную теорию. При этом вспомогательная тео­рия, как правило, не позволяет предсказывать и прогнози­ровать новые факты.

4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опроверже­ний.

В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория — это система тщательно проверенных гипо­тез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.

Какова обобщенная логика смены научных теорий?

С того момента, когда в область наблюдений и описа­ний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступ­ные непосредственному наблюдению причинные основа­ния — через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, — можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе проце­дуры теоретического объяснения эмпирических фактов и

зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предме­тов — конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного на­блюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные тео­ретические объекты, которые конструируются для объяс­нения явлений в научном познании, характеризуются ги­потетичностью, условностью допущений.

Введение абстрактных предметов в теорию характеризу­ется единством процессов абстрагирования и интерпрета­ции. Процессы абстрагирования могут иметь много уров­ней. Возможно построение новых абстрактных предметов и моделей, относящихся не к реальным объектам, явлениям, а к уже имеющимся абстрактным предметам. Например, современные теории строения вещества основываются на моделях, фиксирующих структуру кристаллов, молекуляр­ную структуру, структуру атомов, структуру образующих атомы частиц. Процессы интерпретации теоретических предметов могут осуществляться: а) путем прямого соотне­сения с эмпирическими данными; б) путем соотнесения аб­страктных предметов с другими абстрактными предметами, а через них — с эмпирическими данными. Рассуждения от­носительно абстрактных предметов в теории строятся как рассуждения о реальных свойствах явлений, но в заданном интервале абстракции — в диапазоне предметной отнесен­ности теории (см. выше).

По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы.

Появление нового теоретического предмета, конструк­та, представления в сознании исследователя не может быть: а) формально-логически выведено из старой теории (имею-

щихся представлений), т. к. оно в них имплицитно не со­держится; б) получено прямым формальным обобщением эмпирического материала. Новое теоретическое представ­ление возникает в поисковой интеллектуальной деятельно­сти в виде гипотезы (предположения) о сущности исследуе­мого предмета познания. Сущность выступает как «меха­низм», которым внутренне необходимо связаны стороны, отношения предметов или явлений. Сущность качественно выражается в мысленных представлениях гипотетического предметного содержания теории и выступает, таким обра­зом, преимущественно своей мировоззренческой сторо­ной. Количественно сущность может выражаться через за­коны, которые фиксируются формальным аппаратом, включающим логические и математические отношения. При этом формальный аппарат прежде всего играет роль инструмента предсказания и вычисления количественных аспектов тех или иных явлений.

В развитии теорий существует момент, когда формаль­ный аппарат или способ объяснения начинают приводить к результатам, не согласующимся с опытом. Осмысление та­ких фактов в сфере предметного содержания теории ведет к «разложению» представления о сущности: новые эмпириче­ски установленные факты оказываются несовместимыми с лежащим в основе теории понятием сущности. Дальнейшее движение познания становится невозможным в дискурсив­ной форме. Такое затруднение познания разрешается путем выдвижения гипотез: мысленного «конструирования» ново­го теоретического предмета. К новому теоретическому поня­тию о сущности предъявляется ряд требований. Оно должно: а) разрешать противоречия старой теории и б) обеспечивать в границах новой теории объяснение совокупности явлений и фактов, которые объяснялись и предсказывались старой теорией.

Таким образом, развитие науки заключается: а) в регист­рации явлений и фактов с последующим установлением эм­пирических и теоретических законов, которым явления и

зо

факты подчиняются; б) в установлении диапазона примене­ния таких законов путем распространения их действия на новые условия; в) в установлении диапазона условий, огра­ничивающих имеющиеся законы (Арсеньев, 1967).

Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчерк­нул, что в основе смены организационных форм современ­ного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических пред­ставлений о мире и явлениях, сколько изменения в органи­зации всей системы научного познания:

1. Эволюция научного знания протекает как формирова­ние, конкуренция и смена парадигм.

2. Парадигма (образец, модель, пример) в науке — тип ор­ганизации научного исследования, принятый опреде­ленной группой авторитетных ученых за образец.

Парадигма определяется:

) • обобщенными целями исследований, которые формули­руются по отношению к законам, закономерностям, фак­там, которые должны быть установлены, исследованы и

объяснены;

• способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов по­лучения эмпирических данных, изобретения новых средств (аппаратуры) и приемов обработки данных;

• системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных