Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доллард, Дууб, Миллер, Маурер Теория фрустрации, 1939




1. Фрустрация негативное эмоциональное состояние,
возникающее в результате появления неожиданного препят­
ствия и блокирования поведения, которое ведет к достиже­
нию ожидаемых целей.

• Интенсивность фрустрации тем выше, чем ближе субъект
к достижению поставленной цели и чем более неожиданно
препятствие.

2. Фрустрация может аккумулироваться (накапливать­
ся), что ведет к эмоциональному «взрыву» в форме агрес­
сии. При этом такую эмоциональную реакцию может вы­
звать незначительная причина.

• Сила агрессивного возбуждения прямо зависит от величи­
ны фрустрации.

3. Острая фрустрация вызывает агрессию непосредствен­
но на ее источник. Менее сильная фрустрация может огра­
ничиться косвенным проявлением агрессии.

4. Сдерживание агрессии прямо пропорционально силе
наказания, ожидаемого за совершение агрессии.

5. Сдерживание прямого проявления агрессии есть до­
полнительная фрустрация. Последняя вызывает агрессию
против причины сдерживания (тенденция к перемещению
предмета агрессии в состоянии фрустрации).

6. Проявление любого вида агрессии ослабляет влечение
ко всем другим актам агрессии.

Теоретический анализ и объяснение

Функционального значения эмоциональных явлений

В контексте деятельностного подхода

В. К. Вилюнас

1. Не физиологические процессы, а субъективные пере­живания выступают в качестве носителей психических обра-


зов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей.

• При этом физиологические процессы обеспечивают воз­
никновение феномена переживания, хотя и неизвестно
как.

2. Основой образов, представлений и понятий исходно
является амодалъпая «чувственная ткань» субъективных пе­
реживаний-чувств,
которые объединяют и связывают впе­
чатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия
с предметным миром.

3. Чувства-переживания выполняют ряд функций:

 

• слияние чувств-переживаний является механизмом орга­
низации познавательного опыта;

• чувства-переживания служат связующим звеном между от­
дельными образами, мыслями, представлениями — объеди­
няют их в «поток сознания»;

• на основе свертывания и сокращения переживаний (слия­
ние как сукцессивных, так и симультанных переживаний)
складываются чувства более высоких порядков; такие чув­
ства «вооружают» субъекта представлением о возможном
чувственном развитии ситуации (пример: желания, пред­
ставляющие собой «забегающие вперед переживания»);

• предметы мотивационных отношений идентифицируются
не только на основе познавательных характеристик, но и
на основе «мелодий» переживаний.

4. Деятельность субъекта не может рассматриваться по­
рождающим началом эмоциональных переживаний в том же
смысле, как в отношении познавательных образований. По­
знавательный образ среды может детерминировать способ
реализации отдельных действий, но не выбор целей, на кото­
рые действия направляются.

5. В процессах филогенетического (эволюционного) и
онтогенетического развития психики, а также в процессах ее
функционирования эмоциональные переживания обеспе-


чивают деятельность и отражение пристрастностью, избира­тельностью, целенаправленностью.

6. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и воз­
никновение побуждения к ним реализуются эмоциональ­
ными переживаниями. Эмоциональные переживания на­
рушают равнозначность познавательных ориентиров. В ре­
зультате некоторые из них приобретают для субъекта осо­
бый смысл.

7. Эмоциональные переживания представляют собой
конкретно-субъективную форму существования смысла
(биологического и личностного). Смысл воздействий среды
определяется:

• не объективным значением (познавательным), когда воз­
действие выступает в отношении к другому объективному
явлению или свойству;

• а субъективным значением (смысловым), когда воздейст­
вие выступает в отношении к потребностям и мотивам
субъекта.

8. Смысловые образования у человека могут иметь два
слоя:

смысл самих мотивов, который существует в субъективной
эмоционально-непосредственной форме и не может стать
вербализованным;

• выраженный в языковых значениях смысл, который:

а) представляет собой осознание некоторых отношений
между мотивом и предметами, явлениями, событиями;

б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко
не всегда верное и истинное.

9. Отражаемые в «образе мира» объективные межпред­
метные связи и отношения служат основой, схемой для рас­
пространения смысловых отношений на предметные обсто­
ятельства, которые способствуют или препятствуют дости­
жению мотивов.

10. Смысловые отношения могут выступать:


 

• как эмоциональное переживание отношении между целя­
ми различных действий и мотивами;

• как постоянное эмоциональное переживание и оценка
всех событий и явлений по отношению к текущим потреб­
ностям и мотивам субъекта.

 

11. В качестве единицы психического отражения можно
рассматривать аффективный след совокупность образов,
связанных между собой эмоциональным переживанием и
запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них
влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а
также представления о породившей ее ситуации.

12. В качестве единицы индивидуального сознания можно
рассматривать вербализованный личностный смысл,

13. В качестве единицы эмоционального процесса полезно
рассматривать акт эмоционального переключения с некото­
рого эмоционально значимого предмета, явления, события
на его условия и «причины». При этом основой для эмоцио­
нального переключения могут служить связи, весьма отда­
ленно напоминающие собственно причинные связи.

14. По своим функциям в процессе удовлетворения по­
требностей эмоциональные явления распадаются на две
фундаментальные группы.

• Ведущие эмоциональные переживания или побуждения:

«окрашивают» сами предметы потребностей и превраща­ют их тем самым в мотивы;

возникают при актуализации потребности и мотива;

предшествуют соответствующей деятельности, побуж­дают к пей, определяют ее направленность;

в значительной мере определяют направленность и особен­ности эмоциональной сферы личности.

• Производные эмоциональные переживания:

возникают в процессе любой деятельности;

выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, вы­деляя промежуточные цели;


ч I


 



15. Заказ N«4624.



носят универсальный характер и могут возникать по пово­ду любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовол ьствия-неудовол ъствия).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных