Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Над выполнением ориентировочных действий




Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:

• внимание нигде не выступает как самостоятельный про­
цесс; оно открывается как направленность, последователь­
ность, сосредоточенность любой формы деятельности;

• внимание не имеет своего отдельного, специфического
продукта.


1. Формирование умственных действий представляет собой
двойное образование: а) мыслимое предметное содержание;
б) собственно процессы мышления как психические действия,
направленные на определенное предметное содержание.

2. Внутреннее внимание формируется из контроля над
психическим (умственным) действием, обращенным на
предметное содержание.

3. Любое действие включает ориентировочную, исполни­
тельную и контрольную части. Когда действие становится
умственным и сокращенным, то:

 

• ориентировочная часть действия превращается в построе­
ние предметного поля возможных действий (понимание);

• исполнительная часть действия преобразуется в ассоциа­
тивное выполнение операций в умственном плане созна­
ния над мыслимым содержанием предмета действия;

• контрольная часть действия преобразуется в акт обраще­
ния «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные
преобразования.

4. Контрольная часть действия, становясь умственной,
автоматизированной и сокращенной, образует внимание.

• На первых этапах своего формирования действия контро­
ля сами требуют внимания.

• Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание
означает особую форму контроля.

5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение
контрольной части действия ~
стихийно или путем плано­
мерного усвоения, будут автоматизироваться различные ме­
ханизмы внимания.

• Автоматизация стихийно складывающегося контроля над
выполняемым действием образует непроизвольные фор­
мы внимания.

• Автоматизация произвольно организованного контроля над*,
выполняемым действием, исходно опирающегося на осозна­
ваемые критерии, образует произвольные формы внимания.

ii\e

20. Заказ N«4624.


Й;


ШШШ;!!"1!"^'^!!^''''1"11^1^!^!!^^1''!-'^'!-!^1"^!^


6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в
умственную форму и сокращения) контрольная часть действия
осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и
преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два
основных свойства внимания — избирательность и положитель­
ное влияние на деятельность, с которой оно связано.

7. Организация произвольного контроля предполагает
два взаимосвязанных типа операций:

 

• установление порядка операций и действий контроля;

• выделение четких критериев, на которые ориентируются
контрольные операции и действия (объекты, предметы, их
свойства, которые требуется контролировать).

8. Для формирования нового приема произвольного
внимания необходимо наряду с основной деятельностью
сформировать умственный автоматизированный план кон­
троля и проверки хода ее выполнения и верности получае­
мых результатов.

Произвольный контроль может вести к разрушению ав­томатизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.

• Контроль, направленный на физиологические процессы,
может приводить к психогенным нарушениям и заболева­
ниям — неврозам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных