Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОБА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ СИМПТОМОЛОГИИ ИСТЕРИИ




Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей: худож­ников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни— художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный ске­лет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается. Эта разница особенно выступает в так назы­ваемом эйдетизме у детей. Я помню в этом отношении поразив­ший меня лет 40—50 тому назад случай. В одной семье с худо­жественной струей был ребенок 2—3 лет, которого родители, между прочим, развлекали (а с ним и себя) тем, что давали ему перебирать коллекцию фотографических карточек, штук 20—30, родственников, писателей, артистов и т. д., называя ему их по именам. Обычный эффект заключался в том, что он их всех пра­вильно называл. Каково же было всеобщее удивление, когда слу­чайно оказалось, что он их так же правильно называл, беря в ру­ки с изнанки. Очевидно, что в таком случае мозг, большие полу­шария принимали зрительные раздражения совершенно так же,


как принимает колебания интенсивности света фотографическая пластинка, как это делает фонографическая пластинка со звуками. Это и есть, надо думать, существеннейшая характеристика худо-жества всякого рода. Такое цельное воспроизведение действитель-ности вообще мыслителю совершенно недоступно. Вот почему желичайшая редкость в человечестве — соединение в одном лице великого художника и великого мыслителя. В подавляющем боль­шинстве они представлены отдельными индивидами. Конечно, в мacce имеются средние положения.

Мне думается, что есть некоторые, пусть лока не очень убеди­тельные, крепкие, основания физиологически это понять так. У одних, художников, деятельность больших полушарий, протекая в о всей их массе, затрагивает всего меньше лобные их доли и Сосредоточивается главнейшим образом в остальных отделах; у

Мыслителей, наоборот, — преимущественно в первых.

;Павлов И. П. Поли. собр. соч. 2-е изд. М.—Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 213—214.

Б. М. Теплое






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных