Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. СОСТОЯНИЯ И СТИХИИ МИРА




 

Хаос. Этимология и значение термина [«зев», «зияние», «пустое протяжение»]. Физическое и мифологическое понимание хаоса. Концепции хаоса в ранних философских учениях [Гесиод, Зенон, Платон, Аристотель]. Хаос как первопотенция. Связь хаоса с водой, воздухом. Хаос как беспорядочное состояние материи и как принцип становления. Хаос как бездна, «вечная смерть для всего живого» (А. Ф. Лосев). Мифопоэтическая концепция хаоса. Основные характеристики первобытного хаоса: связь с водной стихией, аморфность материи, энтропизм, пространственно-временн а я бесконечность, удалённость от сферы человеческого, функция порождающего лона и т. д. (А. Ф. Лосев). Апофатические описания хаоса. Богоборческая концепция хаоса.

Мировой океан как одно из основных воплощений хаоса. Океан как стихия и как умозрительный принцип. Океаническая мифология. Персонифицированные образы океана. Библейский образ потопа. Тема потопа как «важнейшее соединительное звено между природой и культурой» (В. Н. Топоров).

Близость образа хаоса образу мирового яйца. Мировое яйцо как мифопоэтический символ. Космогоническая функция мирового яйца. Символика и роль мирового яйца в ритуалах плодородия.

Космос. Этимология и значение термина. Космос как определённый закон Вселенной, «эстетически отмеченный порядок» (В.Н. Топоров). Противостояние космоса хаосу. Основные характеристики космоса: целостность, членимость времени и пространства, упорядоченность, антропоцентризм, распознаваемость, красота (А. Ф. Лосев). Вертикальная и горизонтальная структура космоса. Космос как модель бога и человека. Космос и образы мирового древа и мировой горы. Космос и космология.

Вода — одна из фундаментальных стихий мироздания, эквивалент первобытного хаоса. Бинарность мифологемы воды. Вода как воплощение женского и мужского начала. Вода как жидкость, влага. Водные чудовища. Вода живая и мёртвая. Временн а я бинарность: вода как «начало» и «конец». Символика воды в ритуале. Мотивы рождения и смерти. Мифологема воды в поздних культурных традициях.

Земля — одна из основных стихий мироздания. Божественная пара земля—небо. Мотив священного брака. Персонификации земли. Символы союза неба и земли: дождь, молния, грибы и т. д. Земля как преисподняя. Мифологема земли в различных культурных традициях [кочевой, земледельческой]. Эротическая символика земли. Земля и богиня-мать. Сакральность земли как средней зоны Вселенной. Геоцентризм архаичных представлений о мире. Стихия земли в ритуале.

Огонь — одна из основных стихий мироздания, признак выделения человека из животного царства. Огонь как олицетворение мужского начала. Характерные мифопоэтические мотивы: похищение огня, прецедент добывания огня. Персонификации огня. Огонь бытовой и культовый. Соотношение значения «огонь» со значениями «резать» [«высекать»], «светлый», «чистый» (М.М. Маковский).

Воздух — одна из универсальных стихий мироздания, воплощение мужского начала. Этимология и многозначность понятия [«дух», «дыхание»]. Воздух и ветер. Символика дуновения. Персонажи воздушной сферы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных