Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VIII. МЕТАЛЛЫ И МИНЕРАЛЫ




 

Металлы, их физическая и знаковая природа. «Металлический» код в мифопоэтических традициях. Металлы как единица элементного кода. Символическая интерпретация металлов. Геральдические металлы [особые типы золота, серебра, железа]. Металлы как традиционный материал ритуально значимых предметов. «Металлические» мотивы в мифах и сказках [сюжеты об аргонавтах, нибелунгах]. Металлы и сюжеты о кузнецах [Гефест, Вулкан, Вёлунд].

Золото как символ света, жизни, власти, любви и т. п. Негативная символика золота в некоторых мифопоэтических традициях: ревность, предательство, упадок. Наиболее распространённые мифологические мотивы и символы: золотая ветвь, золотой век, золотое яйцо, золотые яблоки, золотой дождь, золотой телец, золотое руно, золотая свадьба и др.

Символика серебра: деньги, старость, красноречие. Мотив связи серебра и луны. Мифопоэтические символические образы: серебряный век, серебряный ключ, серебряная ложка, серебряная нить и др.

Медь как символ угасания, упадка [цвет осени].

Традиционная позитивная символика железа: сила, постоянство, решительность, выносливость. Негативная символика железа: грубость, жестокость, несчастье [железный век, железная маска; железная рука и т. п.]. Железо как талисман.

Свинец как символ мученичества, упрямства, невежества.

Мотивы трансмутации металлов.

Роль минералов в мифопоэтической традиции. Особая сакральность драгоценных и полудрагоценных камней. Философский камень как древний символ совершенства и возрождения человека. Религиозные ритуалы поклонения камням. Камень как «персонификация рационального интеллекта» (Мэнли П. Холл). Редкость, «эстетическая отмеченность и престижное значение» минералов (В. Н. Топоров). Символика драгоценных камней [сапфир, смарагд, топаз, аметист, нефрит, хризолит, изумруд и др.]. Особая роль жемчуга. Особое место в мифологии и ритуальной практике органических ископаемых [уголь, нефть]. Мифопоэтические существа, связанные со сферой минералов [эльфы, гномы, карлики, великаны, тролли].

 

IX. РАСТЕНИЯ

 

Вегетативный код в мифопоэтических традициях. Участие растений в различных классификационных системах. Растительные символы универсальной концепции мира: мировое древо, древо жизни, древо познания. Сакрализация факторов, влияющих на жизнь растений: дождь, ветер, земля. Растительные божества: Гея, Деметра, Персефона, Дионис, Флора, Церера, Гиацинт, Нарцисс, Адонис, Дафна, Осирис, Сома и др.

Изоморфизм растений человеку. Символика плодородия. Растения и система табу. Растительные духи: «хлебная мать», «мать риса», «овсяная невеста», «ржаные собаки». «Животные» атрибуты растительных божеств. Растения в ритуальной и обрядовой практике [рождественская ель, майское дерево, флоралии, «яблочный спас» и др.]. Растения в еде и напитках. Мифологизация и символика элементов растений [корни, листья, ветви, ствол, цветы, плод, зерно, семя]. «Дерево рыцарей Круглого стола», «дерево Ноя», «дерево алхимии», скандинавское дерево мира Игтдрасиль, генеалогическое древо и др.

Символическая интерпретация наиболее значимых в мифопоэтических традициях растений.

Берёза — священное дерево в восточнославянской мифологии. Берёза как символ чистоты, женский символ. Обрядовая роль берёзы.

Можжевельник как символ вечной жизни, преодолевающей смерть. Можжевельник и сходные с ним вечнозелёные, хвойные и пахучие растения [кедр, кипарис]. Можжевельник в ритуальной похоронной практике. Символика и эмблематика кедра [одно из имён девы Марии, эмблема Христа и т. п.].

Кипарис в античной мифопоэтической традиции. Образ кипариса как воплощение древнего растительного демонизма и фетишистского оборотничества.

Осина. Две характерные черты дерева [дрожание листьев и красноватый оттенок древесины], обусловившие мифопоэтическую семантику осины. Осина как проклятое дерево. Осина в истории Христа. Осина в низшей мифологии. Осина как материал оружия и ритуальных предметов.

Омела как символ жизни. Друидский обряд собирания омелы. Омела как «золотая ветвь» [«Энеида» Вергилия]. Омела как сексуальный символ. Омела в фаллических ритуалах и свадебных обрядах. Использование «золотой ветви» омелы в магии и народной медицине.

Боярышник как дерево божества зимы и тьмы [кельтская традиция]. Боярышник в брачной церемонии [Древняя Греция].

Бузина как дерево несчастья.

Бук и символика письменности.

Гранат как плод древа познания, райского дерева.

Дуб как священное дерево. Образ дуба, обвитого «золотой ветвью» омелы. Дуб и сюжеты о громовержцах. Семантика дубового полена, дубовой палицы, венка из дубовых листьев. «Дубовые» метаморфозы.

Ель как дерево надежды. Семантика рождественской ели. Ель в кельтском друидическом календаре. Символика еловой шишки.

Ива как дерево певцов и поэтов [средневековая традиция]. Ива как образ печали.

Пальма как фаллический символ, солярная эмблема. «Пальмовое воскресенье» в библейской литературе.

Персиковое дерево как один из основных символов бессмертия [Древний Китай]. Персиковое дерево как материал ритуальных предметов. Символика персикового цвета.

Тростник, его многообразная семантика. Тростник в христианской традиции [триада: тростник, лилия, дуб]. Тростник как материал музыкальных инструментов [флейта Пана]. Образ «мыслящего тростника» [Б. Паскаль].

Фиговое дерево (смоковница) как символ брака, жизни и любви. Фиговый лист как первая одежда.

Символика акации: весеннее равноденствие, чувствительность, чистота и невинность, бессмертие.

Семантика фруктов: чувственная жизнь, зрелость, плодовитость.

Семантика ягоды. Ягода как божественный символ Вселенной, источник вечной молодости. Ягода и звук (М. М. Маковский).

Семантика винограда, виноградной лозы, виноградного сока в различных мифопоэтических традициях. Мотив виноградной лозы в искусстве. Виноград и опьяняющие напитки.

Семантика травы: покорность, безвестность. Тр а вы в ритуальной практике, колдовстве, народной медицине.

Мох как символ старости, скуки [Япония].

Мифология леса. Лес и зооморфный мир. Лес как обиталище враждебных человеку сил. Оппозиция селение — лес. Лес как вход в царство мёртвых. Лес как выражение доброго начала, как местонахождение высшего божества. Лес как средний мир. Тройная система: небо — гора [горный хребет, поросший лесом] — вода. Лесные духи и хозяин леса.

Перерастание оппозиции селение — лес в оппозицию город — природная среда и далее — в оппозицию Природа — Культура. «Лесные» деяния культурных героев [Гильгамеш]. Мифологические сюжеты воспитания ребёнка в лесу. Мотив вырастания леса из гребешка. Образ леса в изобразительном искусстве и литературе. Мотивы «священной рощи», «лесного сада», «прелестного места» [«locus amoenus»]. Лес как «чаща», «чащоба», обиталище диких зверей. Образ «лесного безмолвия». Лес как «пустынь». Лес как «масштабное органическое единство» (М.Н. Соколов). Образы «аллегорического леса», «зелёного хаоса», «сумрачного леса» [Данте]. «Лесные» метаморфозы рыцарей [«лесные дикари»]. Мотивы «лесной охоты». Мифологема леса в поздних культурных традициях. Лес как «храм Природы», как образ природной мудрости [У. Фолкнер, Р. Фрост, Л. Леонов].

Цветы в мифопоэтической традиции. Характерные признаки цветов, определяющие мифопоэтическую символику цветов: условия произрастания; сохранность; аромат; красота; целебные свойства; изоморфность цветов частям или органам человеческого тела. Цветок как репродуктивная система растения.

Особо «отмеченные» цветы в мифопоэтической традиции.

Лотос как символ духовного развёртывания, творящей силы, как место зарождения жизни. Цвет, размер и число лепестков лотоса как ключи к его символической значимости. Лотос в египетской и индийской мифопоэтической традиции. Понятие космического лотоса как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся жизнью. «Лотосовая» литература в Индии. Лотосовая формула как сакральный символ («От mani padme Hum» — «да будет так, драгоценный камень-лотос»). Лотосовые названия. Лотос в китайской мифопоэтической традиции, «цветок открытой сердечности» (В. Н. Топоров). Лотос в буддийском искусстве. Лотосовая символика в других культурных традициях и искусстве. Лотос в христианской традиции.

Лилия как символ чистоты, невинности и праведности. Лилия и лотос как «колыбель солнца» (М. Б. Мейлах). Лилия в средневековой литературе, в искусстве романтизма и символизма. Лилия в геральдике и эмблематике.

Роза — один из самых распространённых мифопоэтических образов, центр цветочного кода. Роза как символ тайны и любви. Амбивалентная семантика розы. Роза как символ смерти, цветок загробного царства. Разнообразие символических значений розы: совершенство, радость, слава, мудрость, гордость, тишина и др. «Розовые» имена. Роза и числовая символика [молитва «Розарий» и др.]. Роза в христианстве, средневековом искусстве. Символическое значение частей розы [зелень, цветок, шипы]. Роза как мистический символ [«Божественная комедия» Данте]. Роза в средневековой куртуазной культуре, романтизме, символизме [Д. Г. Россетти, С. Малларме, О. Уайльд, А. Блок и др.]. Роза как элемент орнаментального искусства [витражи, барочная живопись, символические натюрморты]. Этиологические предания о розе [объяснение происхождения шипов, цвета]. Символика розы в различных культурных традициях [христианской, иранской, германской, арабской, буддизме, мусульманстве и др.].

Нарцисс в греческой мифологии. Нарцисс и мотив двойничества. Понятие нарциссизма. Мифологема нарцисса в современной культурологии.

Мак как образ сна и смерти. Этиологические предания о маке. Мак в обрядной практике, народной медицине, колдовстве и магии. Образ мака в искусстве [живопись XV—XVI вв., художники-символисты].

Мандрагора как «человекоподобное растение» (Пифагор). Mифы о мандрагоре.

Грибы. Особая символическая система грибов. Растительная и животная природа грибов. Мотивы грибных метаморфоз. Чередование микофобских и микофильских традиций. Грибы как «пища» и «антипища». Грибы мужские и женские. Грибы и мотивы грома. Грибные ритуалы. Грибы и галлюциногенные напитки.

 

X. ЕДА

 

Еда как медиатор в отношениях «природа—культура» [К. Леви-Стросс]. Характер и степень вовлеч`нности еды в сферу культуры. Структура кулинарно-пищевых режимов [система оппозиций]. Категории «пища» и «антипища». Еда в системе смерть—плодородие—жизнь. Ритуальная и обрядовая функции еды. Категория сакральной пищи [каравай, «жаворонки» и др.]. Еда и инцест. Каннибализм. Каннибализм и мотив грехопадения. Космогонические функции каннибализма. Персонажи каннибалистических сюжетов [великаны, ведьмы, культурные герои, вампиры, оборотни и др.]. Вытеснение мотивов каннибализма в сферу магии и шаманизма. Ритуальный каннибализм. Соотношение элементов пищевого, растительного и анимального кодов. Персонификация, обожествление и метафоризация еды. «Пищевая» образность. Мотив «скандального пиршества». Параллелизм эротического и пищевого кодов. Еда как метафора интимной связи.

Опьяняющие напитки. Опьяняющий напиток как персонифицированное божество [«винные» божества и их свита, «предвинные» божества]. Вещества для приготовления опьяняющих напитков в различных мифопоэтических традициях: сок алоэ, кукуруза, рис, ячмень, просо, виноград, сок пальмы и др. Галлюциногенные напитки [сома, хаома, опиум] и виды еды [мухомор, мо-лодильные яблоки]. Напитки бессмертия [нектар, живая вода]. Галлюциногенные напитки и мотив огня. Сюжетика опьяняющих напитков [мотивы похищения и инцеста]. Священное и божественное опьянение [безумие]. Сакральные и профанические опьяняющие напитки. Опьяняющие напитки и образ бога-громовержца. Вино как средство коммуникации между космическими зонами. Вино как символ плодородия и радостей жизни. Мифологическое тождество вина и человеческой крови. «Винные» и «пищевые» мотивы в искусстве.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных