Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Булыгина Оксана Петровна

Школьная олимпиада по литературе для учащихся 9 класса.

(авторская разработка)

Учитель русского языка и литературы

Булыгина Оксана Петровна

 

2014-2015 учебный год

Задачи:

- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

- видеть особенности композиции;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; - определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

- выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

- представлять развернутый письменный ответ на поставленные вопросы.

 

Знание теории литературы.

1. Составьте словосочетания или предложения, описывающие море, с использованием:

А) метафоры

Б) сравнения

В) эпитета

Г) гиперболы

2. Укажите художественный приём, используемый Ф.И.Тютчевым в стихотворении:

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей печально улыбнулась…

3. Укажите название трёхсложного размера стиха, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»:

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

4. Определите жанр произведения:

Тебе, о милости источник,

О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнёт,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит.

 

Знание текстов художественных произведений.

5. Назовите литературного персонажа, о котором идёт речь, название произведения и его автора.

А) но как тяжёлым камнем хватило его самого в ту же минуту. Всё закружилось и повернулось в глазах его…На миг смешанно сверкнули перед ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман накрыл его очи.

Б) -Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый… Танцевал я хорошо и был не безобразен.

— Ну, нечего скромничать, — перебила его одна из собеседниц. — Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то, что не безобразен, а вы были красавец.

6. О ком говорится? Назовите имя персонажа.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов…

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам…

Знание истории литературы.

7. О каком событии русской истории идёт речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведётся повествование?

Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…

8. Прочтите строки, навеянные любовным чувством В.А.Жуковского к некой молодой особе:

Мой друг, хранитель-ангел мой,

О ты, с которой нет сравненья,

Люблю тебя, дышу тобой;

Но где для страсти выраженья?

Назовите имя девушки, которая была «ангелом-хранителем» В.А.Жуковского.

9. Назовите сборник, в который Н.В.Гоголь включил своё произведение «Майская ночь, или Утопленница».

 

 

Источники:

http://www.anichkov.ru/

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форма отчета - дифференцированный зачет. | Форма обучения: для всех форм обучения


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных