ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Булыгина Оксана ПетровнаШкольная олимпиада по литературе для учащихся 9 класса. (авторская разработка) Учитель русского языка и литературы Булыгина Оксана Петровна
2014-2015 учебный год Задачи: - определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; - видеть особенности композиции; - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; - выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; - определять жанровую, родовую специфику художественного произведения; - объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; - анализировать литературные произведения разных жанров; - определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями; - выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения; - представлять развернутый письменный ответ на поставленные вопросы.
Знание теории литературы. 1. Составьте словосочетания или предложения, описывающие море, с использованием: А) метафоры Б) сравнения В) эпитета Г) гиперболы 2. Укажите художественный приём, используемый Ф.И.Тютчевым в стихотворении: Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей печально улыбнулась… 3. Укажите название трёхсложного размера стиха, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»: Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… 4. Определите жанр произведения: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнёт, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
Знание текстов художественных произведений. 5. Назовите литературного персонажа, о котором идёт речь, название произведения и его автора. А) но как тяжёлым камнем хватило его самого в ту же минуту. Всё закружилось и повернулось в глазах его…На миг смешанно сверкнули перед ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман накрыл его очи. Б) -Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый… Танцевал я хорошо и был не безобразен. — Ну, нечего скромничать, — перебила его одна из собеседниц. — Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то, что не безобразен, а вы были красавец. 6. О ком говорится? Назовите имя персонажа. Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов… И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам; Они шептались по кустам… Знание истории литературы. 7. О каком событии русской истории идёт речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведётся повествование? Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно… 8. Прочтите строки, навеянные любовным чувством В.А.Жуковского к некой молодой особе: Мой друг, хранитель-ангел мой, О ты, с которой нет сравненья, Люблю тебя, дышу тобой; Но где для страсти выраженья? Назовите имя девушки, которая была «ангелом-хранителем» В.А.Жуковского. 9. Назовите сборник, в который Н.В.Гоголь включил своё произведение «Майская ночь, или Утопленница».
Источники: http://www.anichkov.ru/
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|