Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Памятники литературы. 9-16 века.

 

«Слово о законе и благодати» – один из древнейших памятников древнерусской литературы. Написано митрополитом Илларионом в середине XI века.

 

«Остромирово Евангелие» – написано в XI веке для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название.

 

«Житие Феодосия Печерского» – памятник древнерусской литературы. Автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Произведение, предположительно, было написано в конце XI века.

 

«Поучение детям» Владимира Мономаха (XI в.) – рассказывая о своей жизни, Мономах создает образ идеального князя – доброго христианина, мудрого правителя, храброго война. Содержание представляет собой выдающийся философско-педагогический трактат, в котором изложено понимание Владимира Мономаха смысла жизни, даны принципы воспитания детей, содержится обращение к потомкам с призывом сохранить единство русской земли. «Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем, – писал Мономах, – и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… Жену свою любите, но не давайте им власти над собой». С такими мудрыми словами обращался к потомкам Владимир Мономах.

 

«Слово Даниила Заточника» – произведение, составленное неким Даниилом, заточенным на озере Лаче (отсюда – «Заточник») в 1197 году.

«Сказание…» представляет собой просьбу о милости себе со стороны Новгородского князя Ярослава Владимировича.

Это блестящее произведение, характеризующее разные стороны русской жизни конца XII века. Здесь и обличение княжеских тиунов и рядовичей, притесняющих мелких феодалов, и недовольство богатыми, но глупыми людьми, которых слушают только из-за их пожелания.

 

«Слово о полку Игореве» – написано в XII в. Произведение описывает неудачный поход на половцев Чернигово-Северских князей во главе с Новгород-Северским князем Игорем Святославичем. Автор призывает Русь к единству, упрекает князей в том, что своими распрями они приводят половцев на Русскую землю.

 

«Повесть временных лет» – начало XII века, начальная русская летопись. Составлена в Киеве монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

 

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – написано в середине XIII века. Произведение повествует о вторжении монголов в Рязанское княжество. Содержит рассказ о борьбе с захватчиками партизанского отряда Евпатия Коловрата.

 

«Задонщина» – памятник древнерусской литературы конца XIV века, воинская повесть о Куликовской битве 1380 года. Написана (Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве», что было вызвано общей идейной задачей авторов: борьба за единение русских княжеств перед лицом внешнего врага.

 

«Сказание о Мамаевом побоище» –создано в Москве в XV веке – произведение, воспевающее победу на Куликовом поле.

 

«Хожение за три моря» («Хождение за три моря») – памятник русской литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство в 1466-1472 гг. Это первое в европейской литературе описание Индии.

 

Судебник 1497 года (Судебник Ивана III) – судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» – плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране.

 

«Повесть о белом клобуке» («Повесть о новгородском белом клобуке») – памятник древнерусской литературы XV-XVI вв., сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима». Первое изложение концепции «Москва – Третий Рим». Создана в Новгороде.

 

Послание псковского монаха Филофея – начало XVI в. Послание великому князю Василию III. Филофей провозглашает Москву – Третьим Римом, наследницей Древнего Рима и Византии. Филофей заявляет, «что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

 

«Великие четьи-минеи» – собрание житий святых православной церкви. Причем повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца. Составлены под руководством митрополита Макария в XVI веке.

 

«Апостол» – первая русская датированная книга. Издана в 1564 г. Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем.

 

«Синопсис» («Киевский синопсис») – первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в XVII в. В книге даются сведения о происхождении и быте славян, дана история Древнерусского государства.

 

«Сказание о князьях владимирских» – памятник русской литературы XVI века. Сочинение, основанное на послании священнослужителя Спиридона-Саввы. Автор возводит родословную Рюрика к римскому императору Августу.

 

«Домострой» – памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Существует предположение, что автором «Домостроя» является деятель Избранной Рады священник Сильвестр.

 

«Сказание о Магмете Салтане» – памятник русской литературы XVI века. Автор – И.С. Пересветов. Сочинение, пропагандирующее идею сильного, основанного на законе самодержавного государства.

 

Судебник 1550 года (Судебник Ивана IV Грозного) – сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. В судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступление крестьян, что усиливало их личную зависимость.

 

Переписка князя Андрея Курбского и царя Ивана IV Грозного – 60-70-е гг. XVI века. Князь Курбский бежал из России в Литву (возможно подозревая грядущую опалу), откуда обратился с посланиями к Ивану IV. Курбский упрекает царя в том, что он не советуется с боярами и подвергает их гонениям. В ответных письмах Грозный утверждал, что лишь самодержавная власть способна спасти страну от усобиц.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендации родителям | Пенитенциарная (исправительная) психология


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных