Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отрывки из «Младшей Эдды».




«Младшая Эдда» в основе своей содержит не только свод законов, свод исторических повествований, свод основ мироздания, но и также в ней существует раскрытие таинственных смысловых связей, некоторый словарь, даже некоторые смысловые числовые значения букв (рун).

Основная группа богов скандинавской мифологии - Асы. Возглавляет ее Один, который явля­ется отцом большинства асов. К асам следует отнести Одина, Тора, Неярда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Хёда, Видара, Вали, Улля, Форсети, Локи, Бальдра, Фрейра, Магни, Моди, Хёнера. «Младшая Эдда» перечисляет также четырнадцать богинь семейства асов Фригг, Сага, Эйер, Гевион, Фулла, Фрейя, Съовн, Ловн, Вар, Вер, Тюн, Хлин, Снотра, Гна. Кроме того, часто встречаются имена жен асов Сив и Дунн и Скади.

Другая группа богов - это ваны, боги плодородия. Между асами и ванами произошла война. Поводом к войне между асами и ванами стало появление злой колдуньи Хейд Гулльверг, что означает «сила золота». Войну начал Один, однако наступающие ваны стали угрожать месту обитания асов Асгарду, и асы были вынуждены заключить мир, обменявшись заложниками.

Один символизировал в веро­ваниях германцев мудрость и верховную власть, оттес­нив на второе место традиционно главенствующего у индоевропейских народов бога-громовержца Тора, однов­ременно взяв на себя значительную часть его функций. Предполагают, что процесс превра­щения в верховное божество пантеона, именно Одина, сформировался в Скандинавии.

В скандинавской мифологии Один является сыном Бора и Бестлы, дочери великана Бёльторна. Скан­динавский Тор также считался сыном Одина; другими его сыновьями были Бальдр, Вали и Видар. Атрибут Одина — гунгнир — копье, не дающее промаха, символ его военной власти и военной магии.

«Младшая Эдда» рассказывает об Одине, в отличие от «Старшей Эдды», не как о боге, а как о человеке, рассказывает историю его появления в Скандинавии, о его мудрости и знаниях.

Один, верховный бог скандинавов и норвегов, «Младшей Эддой» определяется не только в образе человека, но и почитает за человека, за странствующего мудреца с Востока, которому предсказали, что имя его превознесут на севере и примут за бога. Он отправился на север, чтобы проверить предсказание. Прибыв на север Один, в конце концов, подчинил себе страну Саксов, стал конунгом. По легенде Один прибыл на север с востока. После него некоторые азиаты также пребывали на север. Их причисляли к божественной нации (азы - асы), потому что они обнаруживали нечеловеческую мудрость. «Старшая Эдда» включает много песней о героях, это объясняется тем, что Один и его потомки много вели завоевательных воин.

«Младшая Эдда» определяет не только происхождение и родословие Одина - верховного бога, но и имеет представление о сотворении мира, в котором весь мир происходит из одного человека. «Была мировая пустота Гинунгагап. Было в этой пустоте два мира мир холода Нифльхейм и мир жара Хвергельмир. Под воздействием жара лед стал таять и образовался иней, из него родился великан Имер. Он уснул, во сне вспотел, и из этого произошли мужчина и женщина. От брака его ног родился великан. Там, где спал Имер, было все ледяным, от его тепла иней растаял и от этого родилась корова Аудумла, из вымени которой потекли четыре реки. Из этих рек начал питаться Имер. Сама корова питалась тем, что лизала камни, покрытые инеем, от этого из инея вырос человек Бор. У Бора родился Один, а потом и его братья. Один и братья асы убили великана, потом взяли Имера и бросили его в самую глубь мировой Бездны. Они сделали из него землю, из его крови - все воды, из век стену для защиты от великанов - крепость Мидгард (мир людей), из мозга Имера сделали облака. Сыновья Бора сделали два священные дерева Ясень и Иву, поставили их в центре Мидгарда, и от них пошел род людской. В Середине мира (Мидгарда) асы построили себе Асгард.

От великанов, рожденных Имером, произошли Ночь, День, Земля, Месяц, Солнце. Великаны породили волков-великанов (тотем). Сильнейший из них Лунный Пес, который убьет (пожрет) Землю и обезумеют тогда ветры, все превратится в хаос. Карлики зародились в теле Имера. Были червями, но асы дали человеческий облик и разум, но оставили жить во чреве земли (в Имере).

В центре Асгарда стоит Иггдрасиль - мировое дерево - центр вселенной, там происходит совет асов. Один пожертвовал один глаз, чтобы напиться из источника мудрости, текущего у Иггдрасиль (Ясеня). Четыре оленя (4 стороны света) бегают среди ветвей ясеня - Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор. В священном источнике мудрости Урд у корней Иггдрасиль живут два лебедя, в определенное время по Бильрест-мосту (радуге) съезжаются туда ассы на совет.

Альфы зародились в облаках (в мозгу Имера) и построили там себе город Альфхейм, отныне зовут их светлые альфы, темные - те, что в земле (гномы). Гимле - самый прекрасный чертог (лучше, чем у Одина), который устоит, когда Лунный Пес разрушит и землю, и небо. В Гимле есть второе небо - Андланг, и третье Видблаин - на нем стоит этот чертог, но ныне обитают в нем лишь одни светлые альфы.

Один - воин. Его второе имя - Отец Павших, ибо все, кто пал в бою, - его приемные сыновья. Сын его Тор - также могучий покровитель воинов и ветров...»

Главной отличительно чертой Скандинавской мифологии - это поэтичность. В «Младшей Эдде» так же, как и в «Старшей Эдде», встречается великое множество поэтических смысловых определений окружающего мира. Например, вот определения поэзии (их в «Эддах» больше всего, т. к. все совершенно было связано с ней). Ее считали достоянием карлов (гномов). Вот лишь несколько самых распространенных эпитетов поэзии, встречающихся постоянно: корабль карлов, мед карлов, виола скал Хнитбьёрг, питье Двалина (предводителя карлов), плата племени камней (гномы живут и в земле, и в камнях), волна моря Одрёрира, струг саксов скал (карлов), семя Сон (имя чаша, а поэт - податель напитка).

Сама история, связанная с поэзией и причастности к ней карлов, говорит о том, что как-то к двум карликам Фьялару и Галару пришел Квасир (мудрец, произошедший от плевков богов и народа ванами во имя мира между ними), и они его убили. Кровь Квасира слили в две чаши (Сон и Бодн) и в котел Одрёрир. Затем смешали с той кровью мед, и получилось волшебное питье поэзии. Они хотели утаить его от асов, сказав, что Квасир захлебнулся мудростью, но великан Суттунг узнает об этом и решает убить карликов. Карлики от страха отдают Суттунгу напиток поэзии и великан уносит его в скалы Хнитбёрг. Один обманом проникает в дом великана и, превратившись в орла, похищает мед. И благодаря этому, мед поэзии стал доступен многим.

Самое большое место в «Младшей Эдде» занимают символические образы и наука их составлять, то есть это фактически обучение символической поэзии. Вот несколько примеров определения человека: «Человек - правильно обозначать человека по его делам и свершениям, называя этими именами, также именами природы, обладателем чего-либо и добрыми делами, а также и всеми хейти (именами) асов. Называют его посредством хейти великанов, но это злословие. Не возбраняется называть его именами альфов. Женщину следует обозначать по всяким нарядам, золоту, пиву, вину, по чашам и всему тому, что подобает ей делать. Ее правильно обозначать дарительницей или расточительницей чего-либо».

Почти такое же количество эпитетов как у поэзии существует у золота. Перед тем, как перечислить эпитеты золота, «Эдда» дает рассказ о магическом происхождении и связи золота с поэзией. Золото обнаружили карлики - черные альфы. Андвари владел кольцом, умножающим богатство, Локи (хитрый ас) отнял его у Андвари вместе с золотом. Тогда властитель золота Андвари проклял кольцо и золото так, что владеющий или золотом, или кольцом будет гибнуть. Локи отнес кольцо Одину, а золото за выкуп поэзии великану, узнав об этом, другие великаны стали отнимать у Локи кольцо и дар поэзии, и в результате они убили друг друга. Золото также досталось Одину. Названия золота: огонь Эгира, слезы Фрейи, слово великанов, дождь Драупнира (кольцо сына Одина), огонь вод, огонь руки, остров руки, блеск руки, пылающий уголь руки, янтарь моря, звонкий костер руки.

«Вождь тороватый (Локи)

дружинникам даровал

Феньи работу,

Фафнира землю,

Гласира иглы,

Грани поклажу,

Драупнира капли,

перину змея.

 

Щедрый одаривал,

Мужи принимали

волосы Сив,

Лед муки Лука,

выкуп за выдру,

Мардёлль слезинки,

огонь реки Орун,

речь великана.

 

Битвы вершитель

дарил, мы украсились

Тьяцци речами,

наряды без счета,

Рейна рудою,

распрею Нифлунгов,

витязь отважный

не хранил его Бальдр».

 

Следует привести некоторые выдержки из словаря сложных символических эпитетов - кенингов, находящегося в конце «Младшей Эдды».

«Женщина (дарительница - ива) - подпорка камня, Христ (валькирия) меда, Сюн ожерелья (подставка), береза золота, осина монет, липа льна.

Мужчина - дуб оружия и сражений, ствол (муж) прута убийства (меч), дерево (муж) губителя щитов (меч), дерево ясеня Улля (щит), ясень вьюги Хоара (Одина), клен льдины руки (серебро), палица ужаса, терн богатства.

Битва - буря оружия, грохот Снёгулы (валькирия), непогода Хоара (Одина), вьюга Хлёкк (валькирия), звон Гёндуль (валькирия).

Меч (колющее оружие обозначается через «лес», «дерево», упоминая рыб и змей и погодные условия) - огонь Одина, пламя (меч) солнца кораблей (щит), луна носа корабля (щит), ладья Улля (щит», земля кольца (кольцо щита), лед щитов, гремящий огонь кольчуги, палуба шлема, темный дракон щита.

Корабль - конь волны, жеребец Гейти (морской конунг), Северный огонь Свейди (морской конунг), зверь пучины, скакун тропы чайки, конь мачты, медвежонок потопа, олень моря, лось потопа, морская колесница Мейти (морской конунг).

Поэт - кузнец корабля Видуура, податель напитка Игга, кузнец стихов (Видур, Иггляина, Одина).

Солнце - забава Двалина, сияние альфов и врёдуль.

Волк - бирик, Фенрир (волк, пожрущий землю, богов и людей в конце мира)

Олень - мотроднир (ступающий по кочкам), даин (мертвый), двалин (медлящий), дунейр, дуратрор.

Конь - Лунг, кровавоногий, Гисль.

Змея - Ермундганд (змей, пожгущий землю), Нидхёгг (сидящий у Ясеня - мирового древа)».

Числовые значения: «Один человек - муж, двое - двоица, трое - троица, 4 - череда, 5 - приятели, 6 - шестерик, 7 - семья, 8 - ватага, 9 - домочадцы, 10 - дозор, 11 - отряд, 12 - дюжина, 13 - толкотня, 14 - челядь, 15 - посольство, 16 - шумиха, 17 - собрание, 20 - дружина, 30 - толпа, 40 - сообщество, 50 - полк, 60 - шайка, 70 - скопище, 80 - век человечий, 100 - сходка».

Приложение 3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных