ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Изучение нового материала. – Сегодня на уроке мы будем вести разговор о жизни и творчестве поэта, которого его современники ценили за то– Сегодня на уроке мы будем вести разговор о жизни и творчестве поэта, которого его современники ценили за то, что он был борцом за свободу, а его лирика была наполнена гражданскими мотивами, о поэте, чьё творчество было поистине народным, и главным героем произведений которого выступал простой крестьянин. – Может быть, кто-то из вас догадался, кто этот поэт? – Это Николай Алексеевич Некрасов. – Вспомните произведения Н. А. Некрасова, которые вы читали. Чем они вам запомнились? – Что вы знаете о самом поэте? – Детские годы Николая Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова, выйдя в отставку в чине майора, поселился с семьёй в своем родовом имении, когда Николаю было 3 года. Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и его домочадцы, особенно мать Николая, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя своих детей, ради их счастья и спокойствия, она безропотно сносила произвол мужа и терпеливо занималась их воспитанием. Хотя крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, оно с детских лет уязвило душу Н. Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая им мать. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, – писал о Н. А. Некрасове Ф. М. Достоевский, – и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Именно отсюда Н. А. Некрасов вынес исключительную чуткость к чужому страданию, именно здесь завязалась его сердечная привязанность к русскому крестьянину. В характере Н. Некрасова уже с детских лет укоренился дух правдоискательства. Рано стал он тяготиться отцовским деспотизмом, рано стал заявлять своё несогласие с образом жизни отца. В Ярославской гимназии, куда он поступил в возрасте 11 лет, Некрасов целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии. 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына, Алексей Сергеевич, который желал видеть Николая в военном учебном заведении, пришёл в ярость и отправил тому письмо с угрозой лишить всякой материальной помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Между отцом и сыном произошёл разрыв, и Николай остался в Петербурге без всякой поддержки. Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер. В эти дни главной темой его поэзии стала судьба простого человека: русской женщины-крестьянки, бесправного мужика, городского нищего люда. Кроме сочинения стихов, Некрасов пробует силы в театральной критике, но обретает популярность как автор стихотворных фельетонов. В 1843 году двадцатидвухлетний Некрасов встречается с известным литературным критиком В. Г. Белинским. Эта встреча сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе и творчестве поэта. Теперь он создаёт зрелые, реалистические стихи. Первое из них – «В дороге» (1845 г.) – вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» В эти годы Н. А. Некрасов наряду с поэзией пробует свои силы и в прозе. А через некоторое время (1847 г.) он становится редактором журнала «Современник». А ещё через 20 лет (1868 г.) он становится редактором журнала «Отечественные записки» и остаётся им до конца жизни. Всё творчество Н. А. Некрасова пронизано состраданием, думами о судьбе простого народа. Своей поэзией Некрасов пробудил совесть русского общества, поставил достоинство, честь, гордость выше победы и успеха. Многие стихотворения Некрасова становились народными песнями, так как в них соседствуют и народный здравый смысл, и истинно русская мечтательность. А сам поэт о своём творчестве сказал так: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – И сердцем я спокоен… – Что хотите сказать? – Что вас удивило, поразило? Физкультминутка Работа над стихотворениями. 1. Учитель выразительно читает стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник». – Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему? – Что хотел сказать Н. А. Некрасов своим читателям? Далее следует упражнение в чтении стихотворения. 2. Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки…» строится аналогично. IV. Итог урока. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова.
Урок 29 Цели: знакомить учащихся с поэзией XIX – начала XX века; познакомить с жизнью И. А. Бунина, с произведениями И. А. Бунина, показать многообразие творчества И. А. Бунина; учить детей умению сочувствовать, сопереживать, сострадать. Ход урока Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|