Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Девочки исполняют частушки.




1. Ох, и звонки планочки

У нашей тальяночки.

Ты играй, играй звончей,

Чтобы было веселей.

2. Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя.

3. Шила платье из капусты,

Огурцов отделала

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?!

4. Со всего двора мальчишки

На крыльце сидели.

На зубах их кочерыжки

Белые хрустели.

5. Дома маме помогать –

Хорошее дело.

Мама резала капусту,

Я морковку ела.

Хозяюшка. Дело сделано. Знаком к началу веселья служила полная кадка квашенины, которую отодвигали в угол для скисания. И мы готовы!

Давайте игры играть да хороводы водить.

“Кончил дело – гуляй смело!”

Заводите-ка, девицы, песню про капусту нашу белокочанную, чтобы на следующий год она также хорошо уродилась.

Хоровод “Вейся, вейся, капустка моя!”

(русская народная песня)

Вейся ли, вейся, капустка,

Вейся ли, вейся, белая!

Во саду ли во зеленом

Гуляй, душечка родная,

Как вечор на капусту,

Как вечор на белую

Частый дождик поливал.

В кругу молодец гуляет,

Себе пару выбирает:

Лизавету – по совету,

А Настасью – по согласью.

Я Аленушку люблю,

Шелковый платок куплю, –

Сто рублей вам нипочем, –

Гуляй, девка, с молодцом!

Ведущая. Не зря в народе говорят:

• “Осень – припасиха, зима – прибериха”.

• “Осенью и воробей богат”.

• “Осенью и у кошки пирог”.

– А какие пословицы придумал народ о капусте?

Дети.

1. На поле капустном – кочанов густо.

2. Ельник, березник – чем не дрова,

Хлеб да капуста – чем не еда!

3. У хозяина без капусты брюхо пусто.

4. Капуста не пуста, сама летит в уста.

5. У доброго мужика на Воздвижнев день и пирог с капустой.

6. Без капусты – щи не живут.

– Молодцы! А кто знает загадки о капусте?

Дети загадывают загадки. 1. Сидит барыня Федосья,

Прирастрепаны волосья.

 

2. Антипка низок,

На нем сто ризок,

Много одежек,

И все без застежек.

3. С листьями, а не книжка,

Кругла, а не пышка,

С водой, а не болото,

Скрипит, а не ворота.

4. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложила в бочонок.

5. Туго закатано,

Без ниток залатано,

На грядке запрятано.

6. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

7. Кто любит щи –

Меня в них ищи.

8. Был ребенок –

Не знал пеленок,

Стал стариком –

Сто пеленок на нем.

9. Стоит понизок,

На нем сто ризок.

10. Не шит, не кроен,

А весь в рубцах.

11. Шароватый, кудреватый –

На макушке плешь,

На здоровье съешь.

12. Толстовата, форсиста,

Сорочек надела триста,

А нога одна.

13. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст.

Как же быть без хруста

Если я – … (капуста).

14. Сидит Ермошка на одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

А все в рубцах.

15. Разве в огороде пусто если там растет …(капуста).

Ведущий. А теперь очередь дошла и до скороговорок. Кто сам придумал скороговорки о капусте?

Дети по очереди произносят придуманные скороговорки.

1. Где щи, там капусту ищи.

2. Варвара щи варила, да не выварила.

3. Виноград, трава, топор,

Шар, капуста, помидор.

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, каркуша.

4. Над капустой жук жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Ведущий. Молодцы!

– На Руси уж так идет,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

Мальчик инсценирует русскую потешку “Я на камушке сижу”,

а дети аккомпанируют народными инструментами.

Я на камушке сижу

Да топор в руках держу.

Я все колышки тешу,

Огород свой горожу,

Да капусту посажу,

Сажу беленькую

Да кочанненькую!

У кого нету капусты,

Прошу к нам в огород.

Ай, ли, ай, люли.

Прошу к нам в огород.

Ведущий. А сейчас наши мастерицы покажут свою ловкость и мастерство. Надо ниточки в клубки смотать. Молодцы, мастерицы! Засиделись, пора и игры начать. Но сначала посчитаемся – кому водящим быть.

Дети произносят считалку и определяют водящего.

– Потеснись-ка, ты, капуста,

– От тебя в кастрюле густо.

– Раз, два, три – огонь зажжен,

– Кочерыжка, выйди вон!

Дети начинают игру.

Игра “Колышки”

Девочки выбирают мальчиков и встают по кругу. Мальчики садятся на пол (это колышки), а девочки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и заводит диалог:

– Купи.

– А что стоит?

– Кочан капусты да веник, да рубль денег.

– Ну, по рукам да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у “колышка”. Проигравший становится водящим.

Хозяюшка. Пока вы играли, у меня и пироги с капустой поспели. Спасидо, гости дорогие, за веселье и шутки. Будем зимой есть и вас вспоминать. А теперь приглашаем вас на пир, на пироги пышные да вкусные. Все с начинкою капустные. Кушайте, угощайтесь, уму-разуму набирайтесь!

Все гости и участники капустника садятся за столы чаевничать. Звучит русская народная музыка.

 

6. Осенний праздник "Кузьминки"

Действующие лица:

  • Ведущая,
  • Два дружка Кузьмы,
  • Три подружки Дуняши,
  • Дуняша – “невеста”,
  • Матушка Дуняши,
  • Батюшка Дуняши,
  • Кума,
  • Дед Матвей,
  • Дети,
  • “Жених” - соломенное чучело Кузьмы.

Оформление сцены: Дом-изба, печь, лавочки, стол (на столе самовар, блины, сушки, пряники, кубки с вином), икона в углу.

За домом деревья: ёлочки, берёзки, осыпанные осенними листьями, снопы.

За снопом стоит кукла мужского пола Кузьма-Демьян из соломы.

Действие происходит около дома на краю села.

Начало праздника:

Рассказ ведущей об обряде происходящим на юге Нижегородской земли 14 ноября в День святых Козьмы и Демьяна - в народе называется Кузьминками.

На сцену с двух сторон выходят ребята с поклонами

под русскую народную песню “На горе”.

Выбегает девочка со словами: “Как все гости собирались, За дубовы столы всё садились Они будут петь и гуляти Молодых поздравлять, величати”.

Песня-игра “Бояре”.

Дружки подходят к дому невесты, их встречают подружки.

1-й дружка: “Прослышали мы, что у вас есть добрый товар, а у нас есть славный купец!”

2-й дружка: “Молод, хорош собой, пригож, да богат!”

1-я подружка: “Ой, ой, ой. Сам-то хорош, росту на грош, шиш в голове, да и ног только две”.

2-я подружка: “Поглядите-ка, он ещё и неряха, грязная рубаха, а в середине дурачок, рубль сменил на пяточек.”

3-я подружка: “Валяй, валяй каравай, пришел к Дуне дед Бабай.

Давай Дуня тесто жених, да невеста!”

Выходит Кума.

Кума: “А, ну! Придет Кума, так добавит всем ума”.

Песня-игра “Кума”:

Дети: “Дома ли Кума дед Матвей?”

Кума: “Дома”.

Дети: “Что он делает теперь?”

Кума: “Лежит”.

Дети: “Что же у него Кума болит?”

Кума: “Головка!”

Дети: “Сходи Кума в сенечки, дай ему ты семечки”.

Дети: “Дома ли Кума дед Матвей?”

Кума: “Дома”.

Дети: “Что он делает теперь?”

Кума: “Лежит”.

Дети: “Что же у него Кума болит?”

Кума: “Плечики!”

Дети: “Сходи Кума в магазин, дай ему ты вазелин”.

Дети: “Дома ли Кума дед Матвей?”

Кума: “Дома”.

Дети: “Что он делает теперь?”

Кума: “Лежит”.

Дети: “Что же у него Кума болит?”

Кума: “Животок!”

Дети: “Сходи Кума в погребок, дай ему ты репеёк!”

Дети: “Дома ли Кума дед Матвей?”

Кума: “Дома”.

Дети: “Что он делает теперь?”

Кума: “Лежит”.

Дети: “Что же у него Кума болит?”

Кума: “Пяточки!”

Дети: “Возьми Кума мяточки, припарь ему пяточки!”

Дети (медленно): “Дома ли Кума дед Матвей?”

Кума: “Нет его! Сбежал!”

С дедом Матвеем уходят дружки.

На шум из дома выходит Дуняша.

Дуняша: “А скажите мне, мои подруженьки, а уж спалось ли вам тёмной ноченькой?

А мне бедною не спалося, не спалося, да всё думалось.”

Звучит мелодия песни “Стрела”.

Невеста продолжает говорить: “А уж ходила я по крутой горе, да по крутой горе, да по дороженьке. А потеряла я три потерюшки: уж и перву-ту потерюшку - родимого тятеньку, а вторую то потерюшку родимую свою мамыньку, а уж третью-то потерюшку дорогой подарок милого”.

Выходит батюшка из дома выпускает стрелу со словами: “Не горюй Дуняша! Нынче вышел я в чисто поле, да пустил стрелу-ретевую. Найдёт она тебе суженого и придёт он с дружками молодыми и подарками дорогими”.

Невеста обращается ко всем присутствующим: “Отдадут меня в чужи люди, на чужую сторону. Отпустил стрелу мой батюшка, чтоб нашла она мне суженого, а в какой стороне он живет никто не ведает, а каков он в душе никто не знает, и что ждёт меня с ним никто не скажет...”

Выходит матушка обнимает, успокаивает дочь: “Господи! Утро-то какое!? Не горюй Дуняша, пора в поле выходить, стадо выгонять”.

Появляются дружки с троекратным повторением: “Стадо выгонять!” (в руках держать прутики, подгоняют детей с масками животных).

Звучит русская народная песня “Дуня”.

1-й дружка: “Петро, к какому дому пойдём?”

2-й дружка: “Да к дальнему, там Дуняша живёт, водит славно хоровод”.

3-й дружка: “А, ну поехали!”

На сцене появляется свадебный поезд:

дружки вносят чучело Кузьмы из соломы.

Звучит песня “У нас Кузенька нонче жениться”.

Поезд подъезжает к дому невесты,

их встречают Батюшка и Матушка Дуни.

1-й дружка: “Я дружка Кузьмы встал рано на ноженьки, на сафьяновы сапоженьки.

К вам долго шёл, ни один мостик прошёл и стрелу в пруду нашёл!”

2-й дружка: “Нет ли у вас корыта с гущей, чтоб Кузеньке младому да удалому ножки не обмочить, сафьяновы сапожки не измарать!”

Матушка: “Как же, как же! Стояло корыто, так из него свиньи всё поели.”

Батюшка: “Да проходи, не бойся! Не измараешь ножки, сафьяновы сапожки! Давненько тебя поджидаем...”

Дуняша (невеста): “Ох, тому ли я досталася? Видно судьба моятакая.

Нашла мне стрела-ретевая разве жениха? Чучело какая!”

1-я подружка: “Не поплачешь за столом, будешь плакать за столбом!”

2-я подружка: “Чук, чук, чук, чук

Наловил дед щук

Бабка рыбу пекла

Сковородка потекла!”

3-я подружка: “Чук, чук, чук, чук

Наварила баба щук

Наварила юшки -

Для нашего Кузьмушки!”

Дружка с Кузьмой (в руках): “Дайте мне дороженьку дружке молодому да дорогому!

Да поднесите чарку вина зелёного или пива ядрёного!”

Подружки выносят на подносе чарку вина и требуют выкуп: “Выкуп, выкуп давай! Не скупись!”

Дружка сыпет монеты, конфеты на блюдо.

Все дети: “Ещё, ещё, ещё!”

Дружка щедро одаривает всех, пьёт чарку вина.

Звучит песня “Чернецово пиво”.

Разыгрывается весёлая сценка.

Дружка с Кузьмой: “Не для того пил я вина, чтоб пьяному быть, а для здоровья нашего

Кузеньки, невестушки дорогой! Да здоровья хозяина с хозяюшкой и всех гостей дорогих”.

Все слова произносит с поклонами на три стороны.

Русская народная песня “Хожу я гуляю”.

После песни молодях садят на меховой полушубок, вывернутый мехом наверх, подносят им блины на блюде,угощенья.

Батюшка обращается к дружкам со словами: “А теперь добры молодцы, покажите свою силу молодецкую!”

Игра “Колечино-молечино” (можно играть с залом). В руки играющего дают кол из дерева, его надо удержать на ладони не сжимая её под скандирование детей.

Дети: “Колечино-молечино,

Сколько часов до вечера?

До летнего, до зимнего,

И раз, и два, и три, и т.д.”.

Шуточная песня “Вот, дали!”

1-я подружка: “Вот наигрались, напотешились. Пора молодых в подклёт вести”.

Молодых осыпают зерном, хмелем, мелкой монетой, листьями.

Дуняша уходит с чучелом Кузьмы в самое холодное место в избе – подклёт.

1-я подружка исполняет песню “Уж какого Дуня выбрала”.

2-я подружка: “Жених с невестой умиляются, а свадьба продолжается!”

3-я подружка: “Где песня льётся, там легче живётся,

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную”.

Звучат частушки “Дули-выгдадули”.

Выбегает Дуняша: “Ой, ой, ой скорей сюда! А Кузенька-то замёрз и помер!”

Звучит плач по Кузьме:

1-я подружка: “Уж куды ты милай Кузенька собралси, снарядилси?”

2-я подружка: “Да так красно не наряжаются!”

3-я подружка: “Да так бело не намываются!”

Все: “Да на какую дальнюю дороженьку отправилси!”

Кузьму несут на носилках на край села и там сжигают (имитация).

Дружка Кузьмы: “Запылал наш милый Кузенька на краю села!”

Все дети: “Чтоб урожай был хорош, приходи к нам Кузенька на будущий год”.

Уходят со сцены в разные стороны под звуки песни “На горе”.

Ведущая: “Мы все сегодня стали участниками праздника проводов осени! Он отражает широту, щедрость души русского народа. Мы хотели, чтобы все сегодня согрели свои души, задумались о себе, о близких, о нашей родной земле.

7. Игровая программа "Зимние забавы"

Цели:

1. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, меткость, прыгучесть.

2. Развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности.

3. Развивать чувство юмора.

4. Способствовать сплочению детского коллектива; доброжелательного отношения друг к другу.

5. Пробуждать интерес к народным играм.

Ход занятия






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных