Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выставка работ и оценка.




14. "Дымковская игрушка"

Цели:

1. Знакомство с художественной росписью мастеров из Дымково: виды узоров и способы нанесения.

2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.

Оборудование:

Для учащихся: глина или пластилин, дощечка для лепки, гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочки.

Для учителя: дымковские игрушки, открытки, методические таблицы:

“Последовательность лепки дымковских игрушек”, “Дымковские узоры”, глина или пластилин, дощечка для лепки, гуашь, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

– Ребята у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

Учитель показывает дымковские игрушки.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы! (В.Фофанов)

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Учитель демонстрирует игрушки, слайды или иллюстрации “Олень”, “Индюк”, “Барышня”, “Конь” и др.

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

– Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.

Вопрос: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Ответ: Белой.

Вопрос: А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Вопрос: Какие узоры вы видите на игрушках?

Ответ: Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.

Вопрос: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.

Самые любимые из них – это свистульки.

Учитель демонстрирует игрушки.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – “Свистопляска”,

Город весь пустился в пляс!

– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка-праздник стала называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Барашек-свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.

Демонстрируются игрушки "Дама с собачкой", "Водоноска". Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с учителем.

– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Вопрос: Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

Ответ: Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы кольца.

– Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина или пластилин). Можете слепить коня, оленя, барана. Рассмотрим последовательность лепки.

Учитель объясняет этапы лепки и показывает их. Во время самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать веселую народную музыку. Вылепленные игрушки выставляют на просушку. Если игрушки лепили из пластилина, то уже на этом этапе можно приступить к побелке.

– Игрушку покрывают белой гуашью или водоэмульсионной краской. Лучше это сделать на уроке, чтобы игрушка хорошо просохла.

Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайд, таблиц.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

– Много разнообразных узоров дымковской росписи.

Вопрос: Как одним словом можно назвать узоры?

Ответ: Геометрические.

Вопрос: Как можно расписать вылепеленные игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Вопрос: Сколько различных цветов можно насчитать в росписи дымковской игрушки

Ответ: ответ на конкретном примере.

Учитель предлагает потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнив эскиз. Для этого задания могут пригодиться несколько печаток-тычков разного размера.

– Чтоб изготовить тычок, нужно свернуть полоску бумаги в тугую трубочку. Чем длиннее полоски бумаги, тем тычок толще. Для каждой краски используют свой тычок.

Учитель предлагает детям стать мастерами – расписать вылепленные игрушки.

В процессе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

 

15. " Мотивы Гжельской росписи "

 

Цель урока: формировать у детей целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремление сделать окружающий предметный мир красивым.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с разнообразными формами посуды и ее декором; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством Гжели;
  2. Формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные по характеру;
  3. Учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
  4. Развивать умения классифицировать посуду по материалу и способам украшения
  5. Развивать умения давать эстетическую оценку декору для разных видов посуды; понимать необходимость этого декора;
  6. Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Оснащение урока:

  • Натурный фонд – посуда чайная (из разных материалов).
  • Сервиз – в репродукции или несколько предметов из сервиза.
  • Репродукции и слайды гжельской посуды.
  • Подборки открыток, вырезок с изображением посуды, плакаты с образцами элементов росписи посуды.

Ход урока.

Постановка учебной цели: Сегодня на уроке вы познакомитесь с разными видами посуды, научитесь различать ее по материалу, из которого она сделана и по способам украшения. А также самостоятельно научитесь выполнять отдельные элементы росписи гжельской посуды.

Беседа

В каждом доме есть разная посуда.

- Кто ее придумал? – Нужна ли посуде красота? – А из всякой ли посуды можно есть? – Из каких материалов сделана эта посуда?

Рассматривание открыток: деревянная хохломская, металлическая, фарфоровая, глиняная посуда.

- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям? Порассуждайте …

- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она нужна, нужно ли её украшать и как.

- А что такое сервиз? Похожи ли предметы в сервизе по форме и росписи или можно взять разную посуду и просто поставить ее вместе, рядом? – Кто может рассказать?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных