Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебная программа курса




ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Учебная программа курса

и планы семинарских занятий для вузов

 

 

Издательский дом

Воронежского государственного университета

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 2.07.2015.

 

 

Рецензент доц. Симонова С. А.

 

 

Учебная программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендована для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.

 

 

Для направления 37.03.01 − Психология.

Б1.Б.33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Психология семьи» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Цель дисциплины «Психология семьи» заключается в формировании и развитии у выпускников систематизированных знаний о закономерностях развития семьи как системы и роли семьи в формировании личности. Задачами этой дисциплины являются следующие: 1) усвоение студентами системы знаний об основных процессах и структурных элементах семьи; 2) формирование у студентов представлений о динамике семьи на разных этапах ее функционирования; 3) развитие у студентов знаний о проблемах семейного функционирования и представлений о специфике их практического решения; 4) выработка у студентов системного взгляда на семью как на целостное, сложное образование.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по социальной психологии, психологии группы, гендерной психологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. У студентов должны быть сформированы элементы компетенций:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, внутригруппового общения и взаимодействия;

- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций,

- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы, гендерной психологии; умения анализировать положения психологических и психофизиологических теорий и концепций личности, малых и больших групп, организаций, поведения человека в составе различных групп; объяснять психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций, изменения в уровнях и этапах их развития;

- способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функ-циональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов гендерной психологии;

- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии;

- способность к пониманию закономерностей развития психики животных и человека, роли биологических детерминант в поведении человека, специфики психики человека в сравнении с психикой животных (ПК-15) - в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов зоопсихологии и сравнительной психологии; умения объяснять место биологических факторов в поведении человека;

- способность к применению знаний об эволюции психики в анализе поведения современного человека (ПК-16) – в части владения навыками анализа поведения современного человека с позиций зоопсихологии и сравнительной психологии.

Учебная дисциплина «Психология семьи» является предшествующей для следующих дисциплин: «Психология девиантного поведения», «Психология зависимости», «Психология конфликта».

В результате изучения данной дисциплины у студентов должны быть сформированы такие компетенции как: б) профессиональные (ПК):

- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии семьи; умения анализировать положения психологических теорий поведения человека в составе семейных групп, психологических причин и механизмов возникновения и развития семейных конфликтов, проблем семейного функционирования, воспроизводить базовые положения этих теорий и концепций;

- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии семьи; умения анализировать положения психологических теорий и концепций личности, причин семейных проблем и кризисов, владения базовыми методическими приемами изучения психологических и психофизиологических процессов и состояний личности, гендерных характеристик на разных этапах онтогенеза, динамических процессов ее функционирования и социального развития, развития семьи;

- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии семьи; владения навыками применения знаний различных отраслей психологии для объективного психологического объяснения и интерпретации социально-психологических особенностей семьи;

- способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12) – в части знания основных общих рекомендаций для населения по повышению его психологической устойчивости, организации эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия, укрепления института семьи; владения основными традиционными и инновационными методами, приемами и средствами проведения просветительской работы среди населения, для различных социальных институтов (семьи и др.) с целью повышения уровня психологической культуры общества.

Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом – 2 ЗЕТ / 72 часа.

Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего В том числе в интерактивной форме По семестрам
7 сем.  
Аудиторные занятия        
в том числе: лекции        
Практические        
Лабораторные        
Самостоятельная работа        
Итого:        
Форма промежуточной аттестации Зачет   зачет  

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология семьи» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету. Текущие аттестации осуществляются в форме выполнения творческих заданий.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин. Всего ауд. Самост. раб.
  Психология семейных отношений как научная дисциплина   -   -
  Семья как малая социальная группа   -   -
  Функционально-ролевая структура семьи   -    
  Семейное самосознание   -   -
  Развитие брачно-семейных отношений в истории -     -
  Психологические особенности современной семьи   -   -
  Психологические особенности русской семьи   -   -
  Альтернативные и нетрадиционные формы брачно-семейных отношений -     -
  Психология эмоциональных отношений -      
  Жизненный цикл семьи -     -
  Формирование супружеской пары -      
  Психологические особенности молодой семьи -     -
  Удовлетворенность и качество брака   -   -
  Психосексуальные отношения супругов   -   -
  Материнство как психологический феномен -      
  Родительское отношение к ребенку -     -
  Неправильное семейное воспитание как фактор невротизации ребенка -      
  Психологические проблемы усыновления приемных детей -      
  Нарушения семейных отношений -      
  Психология развода -      
  Влияние развода родителей на развитие ребенка -     -
  Психологические особенности повторного брака -      
  ИТОГО        

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных