Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса 11 страница




Или наблюдается отождествление себя с профессио­нальной ролью. Такие спасатели ощущают себя спасате­лями везде и всегда: не только на работе, но и в общении с семьей, друзьями, выбирая себе в качестве хобби занятия, теснейшим образом связанные с помощью.

• Иррациональные убеждения. Например, убежден­ность в том, что все окружающие должны ценить и уважать труд спасателя и пожарного. Или что главная задача госу­дарственных служащих — заниматься решением служеб­ных и бытовых проблем специалистов экстремального профиля.

• Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профес­сиональной деятельности. Часто специалист считает, что проявлять соучастие и сопереживание коллегам и постра­давшим не является необходимым. И тогда профессионал не чувствует разницы между спасением человека и спасе­нием имущества. В конце концов, подобная установка при­водит не только к развитию синдрома выгорания, но к личностным изменениям: человек становится равнодуш­ным, черствым, а иногда безжалостным.

Подчас, считая необходимым эмоционально откли­каться, сопереживать, специалист не умеет получать «воз­награждение», поощрять себя за проявленную чуткость, получать удовлетворение от этой части своей работы. Си­стему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или формальными показателями дости­жений. И со временем эмоциональная отдача перестает казаться необходимой в профессиональной деятельности.

• Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственные дефекты обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с коллегами и пострадавши­ми такие моральные категории, как совесть, добродетель, порядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается неумением отличать добро от зла, благо от вреда, наноси­мого личности.

• Трудоголизм. Одним из факторов риска развития синдрома выгорания является трудоголизм. Однако при­чины, порождающие это явление, могут быть разными. В группу риска развития выгорания попадают трудоголи­ки, ориентированные на процесс, а не на результат, зацик­ленные на работе. Такие трудоголики не умеют поощрять себя за успешно решенные профессиональные задачи. У них отмечается низкое качество жизни, выражены забо­левания и расстройства, связанные с работой. Часто тру­доголизм — форма защиты от неблагополучия в другой сфере жизни, например, в семейной жизни.

• Количество изменений в жизни за текущий период. Много перемен в жизни, даже позитивных, происходящих одновременно, сужают «зону стабильности». Например, рождение ребенка, получение новой квартиры, повыше­ние в должности за короткий период времени значитель­но повышают риск развития синдрома выгорания.

Синдром выгорания подробно описан в концепции эмоционального выгорания В.В. Бойко (1996). С точки зрения автора, эмоциональное выгорание — динамичес­кий процесс, возникающий поэтапно, в полном соответ­ствии с механизмом развития стресса и состоящий из трех фаз: фазы напряжения, резистенции и истощения.

Каждой фазе соответствуют отдельные признаки или симптомы развивающегося синдрома эмоционального выгорания. Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоцио­нального выгорания. Нарастание напряжения обусловли­вается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза напряжения включает следующие симптомы:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обсто­ятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной дея­тельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек активно реагирует на обстоятельства професси­ональной деятельности, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразре­шимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Важно подчеркнуть, что все профессионалы сталкива­ются со схожими психотравмирующими обстоятельства­ми. Однако часть специалистов умеют переработать ситуацию, найти то позитивное, что заключено в этих об­стоятельствах, определить возможности, которые заклю­чены в них. В этом случае специалист находит ресурс, дающий силы развиваться в профессии дальше. Необхо­димо отметить, что ресурс, подходящий для одного чело­века, может не являться ресурсом для другого. Поэтому работа по нахождению ресурса — внутренняя, индивидуальная. Один из приемов нахождения ресурса — это рас­ширение контекста ситуации (рис. 7).

2. Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недо­вольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства». Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельно­сти. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению про­фессиональных деструкции.

3. Симптом «загнанности в клетку». Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением разви­вающегося стресса. В таких случаях часто можно услы­шать: «Неужели это не имеет пределов», «Нет сил с этим бороться», «Я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии». Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо ослож­ненных обстоятельствах, побуждающих к эмоционально­му выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порожда­ют мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весь­ма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного на­пряжения. Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования». Этот симптом — несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, с использованием ограниченного спектра эмоций невысокой интенсивности — сдержанных реакций на сильные раздражители, лаконичных форм выражения несогласия, отсутствия категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет на­строение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориента­ции». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы пережи­вать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающейся профессиональной де­формации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профес­сиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди стано­вятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональ­ной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Появление этого симптома сопровождается более частыми опозданиями на работу, более частыми заболева­ниями, длительными перерывами и т.д.

Фаза истощения характеризуется более или менее вы­раженным падением общего энергетического тонуса и ос­лаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибу­том личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К професси­оналу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состо­янии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуж­дать усиливать интеллектуальную, волевую и нравствен­ную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Лич­ность почти полностью исключает эмоции из сферы про­фессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он сви­детельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстра­тивная форма эмоциональной отстраненности, когда про­фессионал всем своим видом демонстрирует безразличие и неприязнь к людям.

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсона­лизации». Проявляется в широком диапазоне умонастрое­ний и поступков профессионала в процессе общения.

Человек, которому помогает специалист, воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуля­ций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выражен­ная форма этого симптома: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями лич­ности, с неврозоподобными или психопатическими со­стояниями. Выраженная симптоматика является противо­показанием к профессиональной деятельности в помога­ющих профессиях.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физическо­го и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, про­воцирует отклонения в соматических или психических со­стояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство стра­ха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологичес­кая защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

 

Выводы

Таким образом, эмоциональное выгорание приобрета­ется в процессе профессиональной деятельности специа­листа и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функ­циональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же вре­мя, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.

Эмоциональное выгорание представляет собой само­стоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия) (Орел, 1999). Стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные явления. Различие между стрессом и выгоранием состоит, прежде всего, в длительности процесса. Выгорание пред­ставляет собой длительный, «растянутый», «накопленный» во времени стресс. Другим различием между стрессом и выгоранием является степень их распространенности. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном мно­жестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание проявляется в связи с профессиональной дея­тельностью. Стресс не обязательно приводит к выгоранию. Подавляющее число профессионалов способны прекрас­но работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Некоторые исследователи связывают выгорание с деп­рессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Ис­следования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмо­ционального истощения (там же).

Существенное различие между выгоранием и утомлени­ем заключается в том, что при утомлении специалист мо­жет достаточно быстро восстановиться, а при выгорании — нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоциональном выгорании и обычного состояния утом­ления. Кроме того, эмоциональное выгорание, как прави­ло, сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.

Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действи­тельно, лица с высокой степенью выгорания имеют нега­тивные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Напри­мер, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впу­стую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.

В тесной связи с понятием профессионального выго­рания находятся и меры по профилактике нарушений про­фессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специали­стов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Однако в профес­сиях экстремального профиля, к которым относятся спа­сатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к систе­ме профилактики профессиональных деструкции.

 

Вопросы и задания к главе 11:

1. Приведите пример нарушения профессионального развития.

2. Приведите пример биографии профессионала, дос­тигшего этапа наставничества.

3. Перечислите этапы профессионального становле­ния личности.

4. Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.

5. Приведите пример профессионала (из литературных источников или из собственного опыта), у которого сфор­мировался синдром выгорания.

6. В чем отличия симптома эмоционального выгора­ния «неадекватное эмоциональное реагирование» от раз­дражения?

7. Перечислите, на какие сферы может оказывать не­гативное влияние сформировавшийся синдром эмоцио­нального выгорания у специалиста.

 

 

Глава 12. ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

 

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Профилактика синдрома профессионального выгорания Система профилактики профессиональных деструкции Методы и приемы саморегуляции Концепция «заботы о себе»

 

При чтении литературы, посвященной проблеме синд­рома выгорания, может возникнуть впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Одна­ко это далеко не так.

В меньшей степени подвержены выгоранию те специ­алисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность про­фессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспек­тах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптими­стичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизнен­ные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют актив­ность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со сто­роны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов (Гримак, 1991).

Реже выгорание встречается у тех, кто работает в орга­низациях с сильным корпоративным духом, с преоблада­нием «клановой» организационной культуры.

Риск выгорания снижается при высокой профессиональ­ной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуника­ций, значительнее вариативность в ситуациях межличност­ного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Раз­витие творческого потенциала — один из эффективных спо­собов противостоять развитию синдрома выгорания.

Риск развития профессионального выгорания опреде­ляется «зоной стабильности». Помимо факторов риска раз­вития синдрома выгорания, перечисленных в предыдущей главе, исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы (Дикая, 2003):

1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент)*. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмо­ционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособ­ностью и выносливостью (Грановская, 1988).

 

Подробнее см. гл. 4.

У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы воз­буждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отли­чается несдержанностью. В период увлечения холерик все­цело отдает свои силы делу, однако это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне малоэмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накап­ливаются и при достижении критической величины флег­матик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций.

Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истоща-емостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чув­ствительностью при выраженной инертности. Эмоциона­лен, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх.

Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и в «чистом виде», как пра­вило, не встречаются. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно ва­жен при принятии решения о выборе профессии. Так, сре­ди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профи­лактике синдрома выгорания, при саморегуляции или воз­действии на актуальное психическое состояние также важно учитывать особенности темперамента.

2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям, физической слабости и болезней родителей,
приводящих к инвалидизации, психических заболеваний родителей.

3. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте — частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье являются факторами, уменьшаю­щими зону стабильности;

4. Наличие семейных традиций является еще одним фактором, определяющим исходную область зоны стабильности. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профес­сионально важные качества и систему ценностей, приня­тую лучшей частью российского офицерства.

Именно перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности. Чем больше негативных факторов отме­чается, тем меньше исходная зона стабильности и тем боль­ше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию синдрома выгорания (рис. 8).

 

 

 
 

Таким образом, можно выделить основные направле­ния профилактики синдрома профессионального выгора­ния. Они связаны либо со снижением последствий воздействия фактора, либо со снижением индивидуальной чувствительности к фактору риска, либо с непосредствен­ным воздействием на этот фактор (таблица 2).

 

Группа социально-психологических факторов
Социально-экономическая ситуация в регионе Социальная защищенность специалистов Подразделе­ния МЧС
    Корпоратив­ная культура
Имидж профессии и социальная значимость профессии Формирование позитивного образа специалис­та у населения Подразделе­ния МЧС
    Корпоратив­ная культура
Дестабилизирующая организация деятельности Четкая организа­ция и планирова­ние труда Руководитель
Неблагополучная психоло­гическая атмосфера профес­сиональной деятельности Организационное консультиро­вание Психолог
Группа субъективных факторов риска
Состояние здоровья специалиста Диспансеризация Мед. учрежд.
  Здоровый образ жизни Самостоя­тельно
Склонность к эмоциональ­ной сдержанности Дибрифинг Психолог
Нравственные дефекты и дезориентация личности Проф. психологи­ческий отбор Психолог
Иррациональные убеждения Слабая мотивация эмоцио­нальной отдачи в профес­сиональной деятельности Трудоголизм Личность типа А Психологическое консультирование Психолог
  Психологическая подготовка Психолог
Количество изменений в жизни за текущий период Психологическая саморегуляция Самостоя­тельно

 

 

Таким образом, профилактика профессионального вы­горания специалиста — это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руково­дители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС, профессиональное сообщество. Необходимо под­черкнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего пото­му, что сам специалист должен стать субъектом собствен­ной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником сис­темы профилактики профессионального выгорания.

Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Среди мероприятий, направленных на пре­дупреждение возникновения синдрома выгорания, есть такие, которые специалист может осуществлять самосто­ятельно или же самостоятельно, но после предваритель­ной подготовки с психологом или другим специалистом. Есть и такие мероприятия, которые осуществляются толь­ко вместе с психологом или другим специалистом (таб­лица 3).

Естественным биологическим средством, регулирую­щим функциональное состояние, является питание. Нередко отмечается, что различные отклонения от нор­мального режима питания сами по себе могут служить фактором возникновения

 

неблагоприятных состояний, способствовать повышению напряженности, ускорять раз­витие утомления. Качественный состав пищи и режим питания непосредственно влияют на степень восстановле­ния сил, уровень сопротивляемости организма стрессоген-ным воздействиям. В самом общем виде рекомендации по организации оптимального режима питания сводятся

 
 

к следующему: главным является сбалансированный со­став пищи, который обеспечивает включение в рацион всех необходимых компонентов для полноценного физиоло­гического функционирования и психологического ком­форта. Особое внимание должно уделяться включению в дневной рацион тех элементов, которые обеспечивают нор­мальное протекание обменных реакций в стрессовых си­туациях, — витаминов А, С, Е, комплекса витаминов В, кальция.

С большей осторожностью следует относиться к чрез­мерному употреблению продуктов, содержащих кофеин. Оказывая возбуждающее воздействие на нервную систе­му, они могут вызвать неблагоприятные отсроченные по­следствия — потерю сна, головные боли, нервозность, повышенную раздражительность, повышение давления.

Важным вопросом является организация оптимально­го режима питания. При игнорировании этого вопроса, у специалистов, работающих в чрезвычайной ситуации, может наблюдаться сужение объема внимания и сниже­ние эффективности работы. В условиях аварийно-спа­сательных работ требования к соблюдению режима питания могут показаться невыполнимыми, однако опытные руководители подразделений находят возмож­ность выделять ресурсы для организации наиболее опти­мального режима.

Использование различных лекарственных препаратов естественного и искусственного происхождения в целях устранения неприятных состояний (усталости, болевых ощущений) или повышения уровня работоспособности весьма распространено. Однако, пользуясь различными препаратами, специалисты редко задаются вопросом о возможности побочных эффектов. Применение лекар­ственных препаратов для регуляции функционального со­стояния должно быть строго ограничено ситуациями особой необходимости и только по согласованию с врачом {Марищук, Евдокимов, 2001).

Использование элементов музыкотерапии практичес­ки не имеет противопоказаний и находит широкое распро­странение среди специалистов экстремального профиля (Прокофьев, 2003). Многие спасатели и пожарные интуи­тивно приходят к включению элементов музыкотерапии в профессиональную деятельность. Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Музы­ка, ассоциирующаяся с определенным значимым событи­ем, вызывает психическое состояние, схожее с тем, которое было в момент события. Можно использовать прием ком­поновки музыкальных фрагментов, когда требуется перей­ти из одного состояния в другое. Например, если требуется из состояния расслабленности перейти в состояние готов­ности к действию, то сначала подбирается музыкальный фрагмент, отражающий актуальное состояние, затем пе­реходный фрагмент и последним подбирается фрагмент, ассоциирующийся с состоянием готовности к действию.

Противопоказано использование элементов музыкоте­рапии непосредственно во время работы, требующей зна­чительной концентрации внимания.

Использование элементов аромотерапии, то есть влия­ние на функциональное состояние с помощью запахов, имеет длительную историю. Особенно примечательно то, что ассоциативные связи запахов и психических состоя­ний являются одними из самых устойчивых. Возможны различные способы применения ароматических веществ: это могут быть широко распространенные аромолампы, могут быть ингаляции, компрессы, ванны. Принцип под­бора запахов общий: для стимуляции и тонизации исполь­зуются пряные, теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются за­пахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способ­ствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным. Вполне вероятна ситуация, когда для большинства людей запах является успокаивающим, а для кого-то ассоциируется с тревожной, напряженной ситуа­цией и вызывает именно это состояние. Можно составлять композиции, однако в этом случае лучше не использовать более трех запахов.

Элементы аромотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, фитотерапии являются важными составляющими среды, которая оказывает воздействие на функциональное состояние специалиста. Во многих подразделениях суще­ствует традиция заботиться об уюте и комфорте в рабочих помещениях. Специалисты интуитивно чувствуют необхо­димость создания среды, способствующей быстрому вос­становлению. Для повышения эффективности таких мероприятий следуют учитывать закономерности воздей­ствия звуков, запахов, цветов на психическое состояние человека.

Воздействие на биологически активные точки являет­ся эффективным способом воздействия на функциональ­ное состояние, основанное на взаимосвязи определенных точек с функционированием органов. Пальцевым надав­ливанием на строго определенные точки можно дозиро-ванно, избирательно и направленно воздействовать на функции различных органов и систем, регулировать веге­тативные функции, обменные и восстановительные про­цессы. При надавливании на биологически активные точки, как правило, возникают своеобразные ощущения ломоты, некоторого «распирания», онемения, боли, отсут­ствующие при надавливании вне этих точек. Возникнове­ние этих ощущений настолько постоянно и обязательно, что служит критерием правильности нахождения точки. Точки следует находить с наибольшей точностью, это обес­печит лучший и более длительный эффект.

Среди приемов психологической саморегуляции мож­но выделить две группы. Первая связана с изменением эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию. К этому подходу относятся приемы, направленные на:

а) изменение тонуса скелетных мышц и управление
дыханием;

б) управление вниманием;

в) активное включение представлений и чувственных
образов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных