Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса 13 страница




1. Приведите примеры факторов, определяющих «зону стабильности» профессионального здоровья.

2. Приведите примеры приемов саморегуляции, кото­рыми вы пользуетесь.

3. Приведите примеры приемов саморегуляции первой и второй групп.

4. Перечислите методы саморегуляции, применяемые для профилактики профессионального выгорания.

5. Приведите примеры реализации здорового образа жизни (в рамках концепции заботы о себе) конкретным человеком.

6. Обозначьте направления профилактики професси­онального выгорания, которые, по вашему мнению, явля­ются проблемными для применения в профессиональной среде спасателей и пожарных. Обоснуйте свой вывод.

7. Постройте индивидуальную программу профилак­тики профессионального выгорания для себя.

 

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным си­туациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной моти­вации спасателей // Психологический журнал. № 2. 2005. т. 26. С. 45-56.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на дру­гих. М., 1996.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диаг­ностика и профилактика. СПб., 2005.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состо­яния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2003.

Елисеева И.Н. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика: методические рекомендации. М., 2006.

Зеер З.Ф. Психология профессий. 4-е изд.М.: Академический проект, 2006.

Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное

пособие. М.: Педобщество России, 2000. Караяни АЛ. Приемы психической саморегуляции. Москва,

1992.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасатель­ной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС Рос­сии (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург). М., 2000.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагопри­ятных функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76—97.

Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на лич­ность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. Екатеринбург, 1996. С. 113—115.

Приемы психологической саморегуляции для спасателей и пожарных. Методич. рекомендации / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М., 2006.

Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. М.: Вое-низдат, 1992.

Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб.: Лань, 2003.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хочется сказать, что данная книга явля­ется лишь теоретическим приложением к тем занятиям по психологической подготовке, которые проводятся со спе­циалистами пожарных и спасательных формирований. Понятно, что никакая теория не заменит практического опыта работы.

Перед началом работы над этой книгой у нас были со­мнения в необходимости раскрытия для непрофессиона­лов таких тем, как «Психология горя», «Суицидальное поведение» и ряда других. Гораздо проще было бы для нас (и на первый взгляд, «экологичнее» для читателя) оставить все это профессионалам, которые с этим работают, огра­ничиться описанием этапов профессионального развития, стрессовой реакции и техниками саморегуляции. Такой подход мы посчитали нечестным по отношению к специ­алистам реагирующих подразделений. Все темы, описан­ные в этой книге, — это то, с чем постоянно встречаются специалисты в своей профессиональной деятельности, то, с чем приходится справляться как профессионально, так и личностно. Пока случаются чрезвычайные ситуа­ции, нужны специалисты, которые будут работать в этих условиях.

С другой стороны это не значит, что все вышеизложен­ное нужно сразу «примеривать на себя». У специалистов реагирующих подразделений, пожалуй, как ни у одних других возникает особое профессиональное единение, ко­торое выражается с одной стороны в уверенности в своих профессиональных умениях и возможностях, с другой сто­роны — в уверенности в товарищах и сослуживцах, кото­рые рядом, в их профессиональных умениях и безусловной надежности. Возникает, можно сказать, братство со своей субкультурой, скрепленное общей идеей помощи людям, индивидуальной и коллективной ответственностью в ра­боте, «профессиональным» языком, юмором и взаимовы­ручкой в работе и в повседневной жизни.

 

Мы постарались провести через все разделы книги жизнеутверждающую идею о том, что возможности орга­низма, ресурсы психики огромны. Нужно лишь знать о них и уметь рационально их использовать. И если человек по­падает в объективно сложную жизненную ситуацию, мож­но и нужно проходить через нее, переживать.

Знание большого спектра вариантов развития ситуаций позволяет находить и большой спектр путей выхода из них. Мы думаем, что темы данной книги, затронутые в них про­блемы встречаются в жизни и вне чрезвычайных ситуаций, становясь большим испытанием как для человека, кото­рый с ними столкнулся, так и для его близких.

Надеемся, что эта книга может стать поддержкой в по­добных ситуациях.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 3

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ........................ 7

ГЛАВА 1. Катастрофа, экстремальная ситуация,

чрезвычайная ситуация, кризис: определение,

классификация, соотношение понятий............................ 7

Понятия чрезвычайной, экстремальной

и кризисной ситуации................................................ 14

Чрезвычайная ситуация............................................. 15

Экстремальная ситуация............................................ 20

Кризисная ситуация. Кризис..................................... 21

Влияние экстремальных ситуаций на человека...... 24

Субъекты экстремальной ситуации......................... 26

Выводы....................................................................... 29

Вопросы и задания к главе 1..................................... 30

Литература................................................................... 30

РАЗДЕЛ П. НОРМАЛЬНЫЙ СТРЕСС..................... 32

ГЛАВА 2. Стресс: история изучения, определение,

кривая развития стрессовой ситуации..................... 32

Стресс: история изучения

и современные представления.................................. 32

Кривая развития стрессовой ситуации.................... 37

Понятие о стрессоустойчивости............................... 42

Выводы........................................................................ 49

Вопросы к главе 2...................................................... 50

ГЛАВА 3. Психофизиология стресса,

или как работает организм при возникновении

стрессовой ситуации.................................................. 51

Природа возникновения стресса.

Физиологические и психологические проявления.. 52

Нервная система: анатомическое строение

и функциональное деление....................................... 54

Механизмы стресса.................................................... 59

Выводы........................................................................ 66

Вопросы к главе 3...................................................... 66

ГЛАВА 4. Психология стресса....................................... 68

Факторы, оказывающие влияние

на развитие психологического стресса.................... 76

Виды (уровни) реакций человека

на стресс....................................................................... 81

Влияние индивидуальных

и личностных особенностей человека

на возникновение и развитие стресса...................... 87

Выводы........................................................................ 97

Вопросы и задания к главе 4..................................... 98

ГЛАВА 5. Влияние стресса на жизнь человека............ 99

Позитивное влияние стресса на человека............. 100

Негативное влияние стресса................................... 101

Влияние стресса на организм человека................. 104

Выводы...................................................................... 113

Вопросы и задания к главе 5................................... 113

Литература................................................................. 114

РАЗДЕЛ III. ЭКСТРЕННАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС.......................... 116

ГЛАВА 6. Экстренная психологическая помощь....... 116

Экстренная психологическая помощь

при острой реакции на стресс................................. 118

Помощь при страхе............................................... 120

Помощь при тревоге............................................. 121

Помощь при плаче................................................ 121

Помощь при истерике.......................................... 122

Помощь при апатии.............................................. 123

Помощь при чувстве вины или стыда................ 123

Помощь при двигательном возбуждении.......... 124

Помощь при нервной дрожи............................... 125

Помощь при гневе, злости, агрессии.................. 126

Самопомощь при острых реакциях на стресс....... 127

Выводы...................................................................... 134

Вопросы и задания к главе 6................................... 134

ГЛАВА 7. Организационные аспекты оказания
экстренной психологической помощи
в чрезвычайных ситуациях..................................... 135

Организационная схема деятельности специалистов психологической службы

на месте ЧС............................................................... 138

Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной

психологической помощи....................................... 140

Принципы и этические нормы специалиста-
психолога при работе в чрезвычайной ситуации 140

Методы оказания экстренной

психологической помощи.................................... 143

Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной

психологической помощи.................................... 149

Выводы...................................................................... 149

Вопросы и задания к главе 7................................... 151

ГЛАВА 8. Отсроченные реакции

на травматический стресс........................................ 152

Посттравматическое стрессовое

расстройство (ПТСР)................................................ 160

Реакции горя............................................................. 170

Психосоматические расстройства.......................... 171

Выводы...................................................................... 177

Вопросы и задания к главе 8................................... 178

ГЛАВА 9. Посттравматическое

стрессовое расстройство.......................................... 180

Диагностические критерии посттравматического

стрессового расстройства (ПТСР).......................... 186

Основные направления

реабилитации ПТСР................................................. 203

Вопросы и задания к главе 9................................... 208

ГЛАВА 10. Переживание утраты................................. 211

Вопросы и задания к главе 10................................. 233

Литература................................................................. 234

РАЗДЕЛ IV. ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
СПЕЦИАЛИСТА.................................................... 239

ГЛАВА 11. Профессиональное здоровье

специалистов............................................................ 240

Профессиональное развитие................................... 246

Выводы...................................................................... 278

Вопросы и задания к главе 11................................ 280

ГЛАВА 12. Профилактика синдрома профессионального выгорания

у специалистов экстремального профиля.............. 282

Выводы..................................................................... 311

Вопросы и задания к главе 12................................. 311

Литература................................................................. 312

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ 314

 

Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных

Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу

 

Учебное издание

 

 

Редактор О.В. Квасова Корректор НА. Степина Компьютерная верстка Е.Г. Егоровой

Обложка В.Н. Кокорев Директор издательства ДА. Леонтьев

Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл») 125009, Москва, а/я 158 тел./факс: (495) 189-95-88 e-mail: smysl@smysl.ru http: / /www.smysl.ru

 

Подписано в печать 20.11.2007. Формат 84x108/32. Бумага офсетная. Гарнитура NewtonC. Печать офсетная. Тираж 1000. Усл.печ.л. 16,80

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных