Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституциональные различия




В обыденном знании взаимосвязь между внешностью человека и его личными характеристиками не подвергается сомнению. Нам часто кажется, что толстяк, например, обязательно должен быть добродушным человеком, худой - обидчивым, а брюнет — более эмоциональным, чем блондин. «По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди», — остроумно заметил Оскар Уайльд. Установить взаимное соответствие между физиологической организацией человека и его личностью пытаются и ученые.

Первый подход к решению данной проблемы можно назвать конституциональным. Термином «конституция» в анатомии называются морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые выражаются в определенных формах телосложения и других признаках. Задача психолога, который хочет придать точный смысл понятию телесной конституции, сводится к установлению соответствия между определенными типами конституции и психологическими особенностями людей. Понятно, что для решения такой задачи одних бытовых наблюдений недостаточно.

Немецкий психиатр Э. Кречмер (1888—1964) в книге «Строение тела и характер» (1921) выделил четыре основных типа телосложения (конституции), которые, по его мнению, тесно связаны с предрасположенностью к определенным психическим заболеваниям. Первый тип был назван астеническим и характеризует хрупкое телосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, длинные и худые ноги. Второй тип телосложения — атлетический — связан с сильным развитием мускулатуры, широкими плечами и узким тазом. Третий тип — пикнический — характеризуется округлой фигурой и выраженной жировой прослойкой. Четвертый тип — диспластичный — представляет собой образец уродства с неправильным бесформенным строением тела. Типичным представителем астенического типа телосложения является знаменитый американский актер и режис-

15 я-хи)

Глава 10. Психология личности

10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности

сер Вуди Аллен, атлетического — кумир подростков Арнольд Шварц-неггер, а пикнического — российский актер Евгений Леонов (рис. 76).

Рис. 76. Астенический, атлетический и пикнический типы телосложения:

а) астенический тип телосложения. Актер и режиссер Вуди Аллен;

б) атлетический тип телосложения. Актер Арнольд Шварцнеггер;

в) пикнический тип телосложения. Актер Евгений Леонов

Кречмер исследовал 260 пациентов с различным типом телосложения и заключил, что существует связь между маниакально-депрессивным психозом и пикническим типом, шизофренией и астеническим типом, эпилепсией и атлетическим типом. Конечно, тем или иным типом телосложения обладают не только больные, но и здоровые люди. Однако и у них наблюдаются черты, сходные со специфичными для данного телосложения патологиями. Так, шизотимики (нормальные люди с астеническим типом телосложения) погружены в себя, замкнуты, склонны к абстрактному мышлению, плохо адаптируются в социуме. Циклотимики (нормальные люди с пикническим типом телосложения) общительны, страдают резкими перепадами настроения, открыты новым впечатлениям. Иксотимики (нормальные люди с атлетическим типом телосложения) сдержанны, не склонны к открытой демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают богатым воображением.

У. Шелдон (1899—1977), отталкиваясь от концепции Кречмера, разработал более тонкие процедуры описания соматических типов человека и соответствующих им типов темперамента. Он был согласен с Кречмером в том, что структура тела — это важнейшая детерминанта личности человека. Шелдон использовал технику фотогра-

фии, предполагавшую изображение человека в трех проекциях: в фас, анфас, профиль. Проанализировав более 40 тыс. снимков, Шелдон выделил три компонента классификации структуры тела. Первый компонент получил название эндоморфность; второй — мезо-морфность, а третий — эктоморфность. Содержание этих компонентов близко пикническому, атлетическому и астеническому типам соответственно.

Для оценки индивида по каждому из параметров было определено 17 антропометрических показателей, каждый из которых представлял отношение диаметра той или иной части тела (например, окружности шеи или окружности груди) к росту. Впоследствии Шелдон свел трудоемкое измерение 17 показателей к трем индексам: индексу веса (рост / кубический корень веса), индексу тела (окружность груди / окружность живота) и индексу роста (рост). Индекс веса позволял присвоить индивиду определенный рейтинг по шкале эндоморфности, индекс тела — по шкале мезоморфности, индекс роста — по шкале эктоморфности. Рейтинги присваивались в диапазоне от 1 до 7. Гипотетически на основе такого рода измерений можно представить 343 (7x7x7) соматических типа, однако реально Шелдон идентифицировал только 76 отчетливых типов. Для удобства в дальнейшем будут рассматриваться только крайние типы, т.е. те случаи, когда человек набирает 7 баллов по одной из шкал и 1 по двум другим.

После описания трех компонентов телесной организации индивидов перед Шелдоном встала задача установления связи соматических типов и типов темперамента. С помощью факторного анализа из списка 50 наблюдаемых поведенческих особенностей человека были выделены 22, формирующие три фактора. Как и у Айзенка, важным требованием для выделения фактора была его независимость от двух других. Первый фактор назван Шелдоном висцеротония (от лат. viscera — внутренностей). Человек с высокими показателями по фактору висцеротонии характеризуется стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, ненасытностью в еде, общении и привязанностях. Его реакции медленны, он терпим к окружающим и эмоционально уравновешен. Такого человека можно назвать «человеком желудочным». Как пишет сам Шелдон: «Пищеварительный тракт царствует в жизни висцеральной личности». Второй фактор назван Шелдоном соматотония (от лат. soma — тело). Высокие оценки по этому показателю сопровождаются любовью к приключениям, риску, потребностью в физических упражнениях, стремлением к власти. Такой человек агрессивен, безразличен к чувствам других, шумен и смел. Нагляд-

Глава 10. Психология личности

 

но представить себе этот психологический тип помогает его обозначение как «человека телесного». Третий фактор назван Шелдо-ном церебротония (от лат. cerebrum — мозг). Высокие оценки по фактору церебротонии говорят о том, что человек сдержан, застенчив, боится людей, лучше всего чувствует себя в замкнутых пространствах. Он очень быстро реагирует на новую информацию, плохо спит, предпочитает одиночество. Шелдон назвал такого человека «умственным человеком».

После проведения этого титанического труда Шелдон сопоставил ряд структурных особенностей группы людей с их функциональными психологическими свойствами. Такое сопоставление стало результатом пятилетнего изучения 200 мужчин (1942). Полученные коэффициенты корреляции представлены в табл. 20.

Таблица 20

Корреляция между компонентами телосложения и компонентами темперамента, по У. Шелдону, 1942. R — коэффициент корреляции

10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности

Соматотип N = 200 Висцеротония R Соматотония R Церебротония R
Эндоморфность Мезоморфность Эктоморфность +0,79 -0,23 -0,40 -0,29 +0,82 -0,53 -0,32 -0,58 +0,83

Данная таблица показывает, что с человек с высокими баллами по шкале эндоморфности будет демонстрировать висцеротониче-ский тип поведения; с высокими баллами по шкале мезоморфности будет демонстрировать соматотонический тип поведения; человек с высокими баллами по шкале эктоморфности будет демонстрировать церебротонический тип поведения. Проще говоря, тот, кого Кречмер называл пикником, — плотный господин с выдающимся брюшком, статистически достоверно окажется медлительным дружелюбным и эмоционально уравновешенным симпатягой; атлет — агрессивным авантюристом с лидерскими замашками, а астеник — скрытным, вялым и непредсказуемым человеком «себе на уме». Казалось бы, стоило ли тратить столько времени, чтобы еще раз подтвердить правильность того, что и так «всем понятно»? Отметим, что мы привели лишь самую упрощенную схему, так как сравнивали только «чистые» соматотипы и типы темперамента. Результаты Шелдона гораздо более точны и изящны. Таким образом, работа Шелдона не опровергла представления обыденной психологии, но значительно расширила и обогатила их.

10.6.3. Способности

Важной предпосылкой становления личности являются способности. Способностьэто психологические особенности индивида, заключающие в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности,

В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.»

Существуют общие и специальные способности. К общим способностям относят, например, интеллект, креативность (способность к творчеству), обучаемость. Примером специальных способностей являются математические, музыкальные, литературные и т.д. способности. Формирование способностей происходит на основе задатков. Задатки выступают как врожденные предпосылки и неспецифичны по отношению к способностям. Неспецифичность задатков означает, что один и тот же задаток (например, хорошее развитие зрительных зон коры) может в зависимости от социальных и индивидуальных условий развития ребенка реализоваться в совершенно разных способностях (в нашем примере доминирование образного типа кодирования информации важно и для развития способностей к рисованию, и для коммуникативных способностей — память на лица). Заметим, что при неблагоприятных условиях имеющиеся задатки вообще могут остаться только потенциями, не воплощенными в развитые способности. /

А. Адлер предложил парадоксальный взгляд на роль способностей в функционировании личности. По его мнению, высокий уровень врожденных способностей не только не помогает, но и тормозит развитие личности в соответствующем направлении. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается», — писал он. Согласно Адлеру, травмирующее переживание своей неполноценности в какой-либо области может стать стимулом для достижения успеха именно в этой области. Процесс преодоления «комплекса неполноценности» Адлер назвал сверхкомпенсацией, т.е. активностью, не просто компенсирующей дефект, а поднимающей

Глава 10. Психология личности

 

функционирование на качественно новую высоту. В качестве иллюстрации своей теории Адлер приводит пример Демосфена, который в детстве был косноязычным. Путем длительных упражнений он не только преодолел этот недостаток, но стал одним из самых великих ораторов древности. Более общим понятием, фиксирующим уникальный способ личности выстраивать достижение своих жизненных целей на основе различного сочетания индивидных средств, является понятие стиля жизни.

Широкий взгляд на жизнь человека приводит к выводу, что люди могут достичь больших успехов практически вне зависимости от того, какими индивидными свойствами они обладают. Так, известно, например, что Бальзак работал быстро, взахлеб, а Толстой — крайне медленно. Объяснить данный парадокс помогает понятие «индивидуального стиля деятельности» (Е.А. Климов). Климов выделяет следующие признаки индивидуального стиля деятельности: а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) обусловленность этих приемов индивидными свойствами; в) эффективность выработанной системы приемов для приспособления к объективным требованиям действительности. Индивидуальный стиль деятельности призван скомпенсировать ограничения эффективности деятельности, накладываемые индивидными свойствами. «Индивидуальный стиль деятельности есть индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с внешними условиями деятельности», — пишет Е.А. Климов.

10.6.4. Характер

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, воплощающееся в типичных для него способах поведения. В проявлениях характера мы сталкиваемся с интеграцией содержательного (личностного) и формально-динамического (индивидного). В структуре характера особенно выделяют волевые качества. В этом смысле говорят о слабохарактерном человеке или человеке с сильным характером. Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии «отменяет» характер, преодолевает те его черты, которые неприемлемы для личности. Смысл данного утверждения состоит в том, что описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Неоднозначность связи между личностью,

10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности 415

определяющей, ради чего живет человек, что для него важно, а что безразлично, и характером, определяющим, как именно реализуется процесс взаимодействия с миром, очевидна. Ведь не зря же существует выражение «Хороший человек с плохим характером», и наоборот, подлец и предатель может обладать прекрасным характером.

Слишком яркое проявление того или иного характера принимает патологическую форму. Согласно критериям П.Б. Ганнушкина, характер можно считать патологическим, если он, во-первых, стабилен на протяжении длительного времени, во-вторых, тотален в своих проявлений (например, человек проявляет вспышки гнева по отношению к членам семьи, коллегам, посторонним людям на улице) и, в-третьих, вызывает социальную дезадаптацию. А.Е. Личко (1977) разработал классификацию патологических характеров, названных им «акцентуациями личности» (табл. 21). Акцентуированная личность — это еще не больной человек, но его личность уже настолько «искажена» характером, что и он сам, и окружающие испытывают большие трудности.

Таблица 21






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных