ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подпись) (и.о. фамилия)АННОТАЦИЯРабочая учебная программа дисциплины «Российская политика в странах АТР» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Международные отношения», утвержденного приказом № 686 от 02 марта 2000 г. Цель курса состоит в том, чтобы ввести студентов в проблематику российской политики по отношению к странам азиатско-тихоокеанского региона. Задачи курса: ¾ сформировать у студентов четкое представление о роли стран АТР в мировом развитии в начале XXI века, о выдвижении на первый план экономики как определяющего фактора развития; ¾ показать студентам, что целью российской политика в АТР является поиск совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в решении задач, определяемых национальными интересами России, строительство на этой основе отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия; ¾ дать студентам представление об основных источниках и литературе по проблематике российской политики в АТР. Дисциплина «Российская политика в странах АТР» относится к предметам по выбору вариативной части профессионального цикла ГОС ВПО «Международные отношения» - 031900.62 и имеет логическую и содержательно-методическую связь с дисциплинами «Региональные аспекты в современных международных отношениях», «Дипломатия и внешняя политика стран АТР», «Политическая карта АТР», «Дальний Восток России в международных отношениях», «Международные конфликты в XXIвеке». В соответствии с учебным планом направления общая трудоемкость дисциплины «Российская политика в странах АТР» 4 зачетные единицы, т.е. 144 часа, из них: аудиторная работа – 36 часов – лекции, 18 часов – семинарские занятия; самостоятельная работа – 90 часов. Курс читается в 3 семестре. Форма итогового контроля – экзамен. В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести полностью или частично следующие компетенции, предусмотренные Федеральным гос. стандартом: ПДК-11, ПДК-12, ПДК-13, ПК-4. По завершению обучения по дисциплине бакалавр должен: − знать и понимать содержание программных документов по проблемам внешней политики РФ; − уметь профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам; − знать и понимать основные направления внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией; − проявлять готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации. В соответствии с требованиями ФГОС бакалавриат по направлению подготовки «Российская политика в странах АТР» предусматривает использование в учебном процессе проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Программа курса «Российская политика в странах АТР» предусматривает следующие активные и интерактивные формы работы со студентами: проблемные лекции, семинары-дискуссии, круглый стол.
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (36 ч.). Модуль 1. Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона. Россия в АТР. (2 ч) Тема 1. Мир, АТР, Россия на рубеже веков (90-е годы XX в. – начало XXI в.) (2 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Россия – продолжательница Советского Союза в международных отношениях. Россия 90-х годов XX в. – новое геополитическое качество. b) Общие сведения. Население, его структура. Власть и народ. Экономика. c) Место России в мировом сообществе. d) Краткая характеристика изменений в мире. Важнейшие черты XX века. Становление информационного общества. e) Азиатско-Тихоокеанский регион: его границы, особенности, место в мировой экономике и политике. Россия и АТР. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Модуль 2. Особенности внешнеполитического курса РФ в рамках двусторонних отношений России со странами АТР (28 ч.) Тема 1. Китай в 80-90-е годы ХХ века. Российско-китайские отношения: история и современное состояние (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Основные этапы истории КНР. b) Общие экономические показатели. Итоги экономического развития Китая за 80-90-е годы и современное экономическое положение. c) Природные ресурсы. Демографическая ситуация. Трудовые ресурсы. d) Жизненный уровень населения. Вооруженные силы. e) Внешняя политика Китая. Тайваньская проблема. f) Краткая история советско-китайских отношений. g) Российско-китайские отношения с начала 90-х годов по настоящее время. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 2. Развитие двусторонних отношений России и Японии. Внешнеполитическая позиция России по Курильской проблеме (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Общие сведения о Японии: природные условия, население, его характеристика. Национальный характер японцев. Социальная политика. Проблемы японского общества. b) Причина японского «экономического чуда» 50-70-х годов. Место Японии в мировой экономике в конце ХХ - начале XXI вв. Внешние экономические связи. c) Внешняя политика Японии в конце ХХ – начале XXI вв. Проблемы обеспечения обороны Японии. d) Япония – Россия: краткая история контактов. Проблемы и перспективы развития двусторонних политических отношений. e) О проблеме северных территорий: история вопроса, позиция сторон. f) Экономические отношения между Россией и Японией. Роль Японии в освоении энергетических ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 3. Проблемы Корейского полуострова. Отношения России с КНДР и Республикой Корея (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Причины разделения Кореи на два государства после второй мировой войны. Корейская война 1950-1953 годов, ее последствия. b) Корейская Народно-Демократическая Республика. Политическая система. Ситуация в народном хозяйстве. Внешняя политика, ее приоритеты. Предложения КНДР (со второй половины 80-х годов) в интересах обеспечения мира и безопасности на полуострове. c) Республика Корея. Сорокалетие диктаторского режима. Либерально-демократические реформы в 90-е годы. Причины корейского «экономического чуда». Роль государства в бурном развитии экономики. d) Внешняя политика Республики Корея. Новые подходы в отношениях Республики Корея с КНДР. Важность первой личной встречи лидеров двух корейских государств. e) Отношения России в 90-е годы с КНДР – курс на добрососедские отношения. Установление дипломатических отношений РФ с РК (1990 г.). Развитие двусторонних отношений России с государствами Корейского полуострова с 2000 г. по настоящее время. Значение взаимовыгодного сотрудничества. Роль России в корейском урегулировании. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 4. Индия на стыке веков. Современные российско-индийские отношения. Перспективы стратегического сотрудничества в рамках БРИКС, стратегичесткого треугольника РИК (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Краткая история республики Индии. b) Общие сведения об Индии: население, государственный строй, политические партии. Проблемы индийского общества (демографические, ресурсные, экологические, социальные). c) Экономика страны, ее достижения к концу века. Внешняя торговля. Индийская диаспора в мире, ее значение для Индии. d) Внешняя политика Индии и вопросы оборонноспособности страны. Приобретение Индией ракетно-ядерного статуса. e) История и современное состояние двусторонних отношений России и Индии. Краткая история советско-индийских отношений. Характеристика экономических, научных, культурных отношений. f) Военно-техническое сотрудничество России и Индии. Важность для обеих стран стратегического партнерства. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 5. США в 90-е гг. ХХ века. Современные российско-американские отношения в контексте сотрудничества/соперничества в Тихоокеанской Азии (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) США – лидер мирового экономического роста. Высокий уровень жизни американского общества. Причины эффективного социально-экономического развития США в 90-е годы. b) Военная мощь США, позиции в мире. Технологическое лидерство. Претензии США на глобальное лидерство в XXI веке. c) Российско-американские отношения. Вопрос статуса обеих держав, как на мировой арене, так и во взаимоотношениях друг с другом. Позиционирование в Тихоокеанской Азии. d) Российско-американские экономические, научно-технические отношения: итоги и перспективы. e) Российско-американское партнерство/соперничество и вызовы XXI века. Внешнеполитические курсы РФ и США в АТР: стратегия стролкновения. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 6. Канада в 90-е годы ХХ - начале XXI вв. Российско-канадские отношения: история сортудничества, современное состояние и перспективы (2 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Геополитическое положение Канады в североатлантическом регионе. b) Общие сведения о Канаде: Население, природные ресурсы. c) Экономика Канады, ее место в региональной экономической организации в Северной Америке (НАФТА) и в мировой экономике. Лидирующие позиции Канады в мире по уровню жизни населения («индекс человеческого развития»). d) Российско-канадские отношения: политические, экономические, научно-технические, культурные, их своеобразие, важность. e) Российско-канадские экономические связи. Актуальные проблемы российско-канадских политических отношений. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 7. Современная Австралия. Российко-австралийские отношения (2 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Австралия – страна иммиграции. Место Австралии в мировой экономике. Внешнеторговые связи. Жизненный уровень населения. b) Роль Австралии в развитии связей со странами АТР, интеграционных процессов. c) Активная позиция Австралии по ряду крупных международных проблем (ограничение ядерных вооружений, запрещение ядерных испытаний, разблокирование региональных конфликтов и др.). d) Отношения России с Австралией в 90-е годы (торгово-экономические, научно-технические и др.). e) Современные внешнеполитические и внешнеэкономические связи России и Австралии. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 8. Основы внешней политики России в отношении стран Юго-восточной Азии (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Краткая справка о странах Юго-восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма (Бирма) и Лаос). b) Причины «восточно-азиатского чуда» - появление новых индустриальных стран в последней трети ХХ века. Роль государств в модернизации социально-экономической жизни в странах Восточной Азии. c) Внешняя политика России в Юго-восточной Азии: основные приоритеты. d) Российско-вьетнамские отношения: история и современное состояние. e) Проблемы и перспективы развития двусторонних отношений России и Индонезии. Военно-техническое сотрудничество. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов.
Модуль 3. Участие России в интеграционных процессах в АТР (6 ч.) Тема 1. Региональные организации в АТР. Участие в их деятельности России (4 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) История возникновения межгосударственных объединений в АТР: Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). b) Структура, функции, и результаты деятельности интеграционных объединений. c) Роль Восточноазиатского саммита в интеграционных процессах в АТР. d) Участие России в АТЭС и ВАС. e) Сотрудничество РФ с интеграционными объединениями АТР с начала 90-х гг. по настоящее время. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. Тема 2. Отношения Россия – АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) (2 ч.) - лекция с применением интерактивной формы обучения – проблемная лекция. Данная лекция проводится в интерактивной форме, предполагающей активное взаимодействие обучающихся с информацией, преподавателем и друг с другом. a) Роль АСЕАН в сохранении стабильности в регионе. Этапы становления экономического сотрудничества и интеграции в рамках АСЕАН. b) Основные направления деятельности АСЕАН на современном этапе. c) Отношения Россия – АСЕАН в 90-е годы. d) Проблемы и перспективы сотрудничества в формате Россия-АСЕАН на современном этапе. Технология лекции: 1) Проблемная лекция, в которой подается комплексное отражение информации. 2) Вопросы-ответы. Диалог преподавателя с учебной аудиторией. Вопросы отражают тематический блок и остаточные знания, которые обучающиеся использовали на предыдущих занятиях. 3) Активный обзор и резюмирование. Предполагается участие обучающихся в дискуссии и анализе проблемных аспектов лекции, в подведении ее итогов. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (18 Ч.) Модуль 1. Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона. Россия в АТР. (2 ч) Тема 1. Россия на рубеже веков – с использованием активного метода обучения - семинар-дискусския Занятие проходит в виде защиты докладов по представленной тематике. Подготовка доклада осуществляется в группе: предварительно преподавателю необходимо разделить студентов на группы, в которых они самостоятельно распределяют задания по подготовке доклада. Обязательное условие: разработка презентационного материала, который должен содержать анализ доступной статистической информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм. Длительность доклада - 10 мин. Участвовать в презентации доклада должны все участники группы. После каждого доклада – обсуждение, ответы на вопросы аудитории – 7 мин. Темы докладов: 1.1. РФ – приемник СССР в международных отношениях. 1.2. Россия 90-х годов 20 века – новое геополитическое качество. 1.3. Место России в мировом сообществе. 1.4. АТР: становление, особенности развития, место в мировой экономике, Россия и АТР. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|