Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрольная работа по курсу




«Русский язык и культура речи»

 

Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. «0» соответствует 10 варианту. Контрольные работы можно отправлять на электронный адрес: rus_yaz2010@mail.ru.

 

ВАРИАНТ 1

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

Семантика имеет дело с отношением знаков к их десигнатам и тем самым к объектам, которые они обозначают (денотируют) или могут обозначать (денотировать). Как и в других дисциплинах, связанных со знаками, в семантике можно провести различие между чистой и дескриптивной семантикой. Чистая семантика предлагает терминологию и теорию, необходимые, чтобы говорить о семантическом измерении семиозиса, а дескриптивная семантика изучает реальные проявления этого измерения. Последний тип исследования исторически предшествовал первому; в течение многих веков лингвисты занимались изучением условий употребления тех или иных слов; представители философской грамматики пытались найти в природе соответствия языковым структурам и дифференциации частей речи; представители философского эмпиризма изучали в более общем виде условия, при которых можно сказать, что у знака есть денотат (часто лишь ради того, чтобы продемонстрировать, что термины, используемые их оппонентами-метафизиками, этим условиям не удовлетворяют). <…> Экспериментальный подход, возникший благодаря бихевиоризму, открывает большие перспективы в определении реальных условий, при которых употребляются некоторые знаки; развитию языка семантики способствовали недавние дискуссии об отношении формальных языковых структур к их «интерпретациям», попытки (например, Карнапа и Рейхенбаха) более строго сформулировать учение эмпиризма, а также усилия польских логиков (особенно Тарекого) формально и систематическим образом определить некоторые термины, имеющие для семантики ключевое значение. Тем не менее семантика еще не достигла той четкости и упорядоченности, которые свойственны определенным разделам синтактики.

(Моррис Ч. Основания теории знаков)

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

2. Вместе с новыми тысяча двести тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырех тысяч пятьсот слов.

3. Говоря о мужестве русских моряков, вспоминаем и легендарного «Потемкина».

4. В лесу начался бурный листопад.

5. Приход врача был весьма своевременный.

6. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.

7. Романы Жюль Верна были очень популярны и в XIX, и в XX веках.

8. Ответ студента был весьма посредственен.

9. Мандарины нового урожая отправляются в Москву и другие города.

10. Большой успех выпал на долю молодой пианистки Светловой – лауреатки конкурса имени Шопена.

11. Так и обманули злого волка трое поросят.

12. Лучшие сыновья и дочери нашей родины погибли на полях сражений Великой Отечественной войны.

13. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка и упорство.

14. Автор брошюры не приводит никаких оснований для своих выводов.

15. На Танином день рождения было очень весело.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Вопрос из зала: Скажите / Роллан Анатольевич / вы сейчас снимаете какой-нибудь фильм?

Р.А. Быков: Я сейчас буду начинать снимать / не знаю / много фильмов // Сейчас я занят // Вы знаете / я вам скажу / я уже рассказывал как-то на одной встрече / больше всего в жизни я не любил людей с папочками // Ну / с портфелем еще ладно / ну с дипломатом еще так-сяк / а вот с папочкой // И вот хожу по этим ле­стницам / инстанциям / коридорам / подаю пропуска или пропус­ков / иду однажды / три с половиной года уже // иду / смотрю / под­нимаюсь по лестнице / кто-то мне навстречу поднимается по лестнице какой-то с папочкой // Подошел / смотрю / а это я // Ну понимаете // Я не знаю // Я сейчас / наверное / приступлю к свое­му фильму // Пока рано об этом говорить / потому что надо / чтоб был утвержден центр // Документы сейчас в Совете Министров / так что // Роль / правда / сыграл // С болью в сердце отказался от роли Луки в «На дне» / потому что мечта всю жизнь сыграть и вроде попробовался ничего / режиссер был доволен / но пришлось отказаться – был занят // Но когда предложили в Салты­кове-Щедрине сыграть Фердыщенка / да еще режиссер Сергей Овчаров / очень интересный / да еще мой дорогой «Ленфильм» / да еще роль // в очень экстравагантных обстоятельствах // Замечательная роль! Режиссер перенес Салтыкова-Щедрина на исто­рию нашу / нашей страны // И мы не меняли ни одного слова Салтыкова-Щедрина // и сыграли историю руководителя про­винциального городов и их смены // четко повторяя только сло­ва Салтыкова-Щедрина // И действительно / я сейчас выписываю из классики / я назвал это классики о наших днях // Например / Салтыков-Щедрин / И любили они собраться / чтобы погово­рить / как из убыточного предприятия сделать прибыльное / ниче­го в оном не меняя // (из интервью Р. Быкова)


Вариант 2

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

Руководителю Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике

С.М. Ивановой гражданина (нки) __________________________________

Паспортные данные_________________

ИНН______________________________

Проживающего (ей) по адресу_________

 

заявление.

 

В связи с приобретением (строительством) ____ доли ______________ по адресу ________________________________________________________. Прошу подтвердить мое право на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п.1 ст. 220 Налогового кодекса в размере_____

рублей у налогового агента_________________________________________.

ИНН ___________ КПП ____________ адрес местонахождения фактический ___________________ юридический _________________. Год начала использования имущественного налогового вычета ______________

В подтверждение права на получение имущественного налогового вычета прилагаю следующие документы:

1. Договор купли-продажи от _______________________________

2. Свидетельство о государственной регистрации права от _______

Ранее имущественным вычетом не пользовался.

Дата ______ Подпись __________

 

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.

2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

3. Не только дети, но и взрослые увлекаются рассказами о Шерлок Холмсе.

4. Двое колибри привлекли внимание орнитолога.

5. Стремление к психологической конкретности изображаемого человека побуждало художника фиксировать внимание на отдельных чертах лица и подчеркивать их.

6. Ясный ум и руководящие способности помогли молодому руководителю организовать большую организацию.

7. В театр был приглашен режиссер, обладавший определенной ярко выраженной программой и интересными постановочными идеями.

8. Фруктовый сад занимал площадь пять гектар.

9. На машины было погружено 22,4 тонн угля.

10. Гороно разослало по школам тексты экзаменационных изложений.

11. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете.

12. Плохой врач не только не принесет пользы, но и может оказать вред здоровью.

13. У меня чудесное сегодня и более светлое завтра.

14. Пастух приложил к губам дудочку, и послышались тихие, переливчатые тона свирели.

15. Сборы продолжались все утро, и в дорогу тронулись только около полдня.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Вопрос ведущего: Вы считаете / что реально спасти культуру?

Д.С. Лихачев: Если мы все за это примемся дружно // и не одна нация / не один народ / а весь мир // XXI век должен быть веком гуманитарной культуры / либо мы все пропадем // понимаете / ведь дело дойдет до того / что изобретут карманную атомную бомбу / и один человек может / сможет терроризировать не только какую-нибудь страну / но и весь земной шар // отсутст­вие духовной культуры ведет к агрессивности к страшной // ведь мы стали агрессивными // человечество стало агрессивным // не один народ / все! И мне биолог говорил / что это неизвестно по­чему происходит // то же самое в животном мире // то есть хищни­ки развиваются больше / чем нехищные виды животных // сейчас / скажем / идет страшная экспансия чаек // чайка / это хищное животное // И они уже становятся сухопутными // животными / птицами // они живут на помойках на всяких // так вот / если мы не будем не отс // не будем агрессивными / тогда перед нами открыто будущее // если все пойдет так / как идет сейчас / и гуманитар­ная культура не будет развиваться / разовьется агрессивность / и мы тоже будем как чайки жить на помойках //

<…> Вытесняет духовную жизнь техника // и вот это развитие технической жизни и потребная на это большая умственная энергия // она уходит из духовной жизни // и развивается не человек / а машины вокруг человека // и все это в конечном счете кончается катастрофой // потому что для развития техники тре­буется развитие общее // общая культура человека // только тогда будут сделаны большие изобретения / большие открытия и в об­ласти науки / точных наук также точно // и вот то / что мы живем в очень сложном мире / это упрощает нашу умственную жизнь // вот эти три оксфордских университета поглощаются техникой // тогда как раньше / скажем / крестьянская жизнь / простая кресть­янская жизнь / позволяла э-э-э // развиваться народным творчест­вам / эпосу // оставляла какое-то свободное место для эстетиче­ских восприятий / для эмоций // эмоциональная жизнь была очень сложна // (из интервью Д.С. Лихачева)

 


Вариант 3

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

Семиотика ставит своей целью создание общей теории знаков во всех их формах и проявлениях: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе. Таким образом, семиотика – это интердисциплинарная сфера.

Широкий интерес к этой области вызван отчасти верои в то, что знаковые процессы более высокого уровня (часто называемые символами) имеют важнейшее значение для понимания человека и его действий. Эрнст Кассирер называл человека «символическим животным» (animal symbolicum), вместо «разумного животного» (ашmal rationale), и многие современные исследования показали обоснованность такой концепции.

Термин «семиотика» (semiotic) был воспринят Джоном Локком У греческих стоиков, которые в свою очередь испытали влияние традиции греческой медицины, трактовавшей диагноз и прогноз как знаковые процессы. Широкое распространение в наши дни термин «семиотика» получил благодаря Чарлзу С. Пирсу (1839-1914), который следовал словоупотреблению Локка. Используются также термины «сигнифика» (sigпifiсs) и «семантика», хотя сейчас наблюдается тенденция употреблять термин «семантика» как название только одной отрасли семиотики.

В прошлом основной вклад в общую теорию знаков внесли философы и лингвисты, но в настоящее время большая работа в этой области ведется также психологами, психиатрами, эстетиками, социологами, антропологами.

(Моррис Ч. Из книги «Значение И означивание)

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Артист завоевал признательность зрителей.

2. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

3. В середине апреля лед на Москва-реке тронулся.

4. Жюри отметило как лучших тридцать двух участников конкурса.

5. У московского «Локомотива» более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

6. У Пушкина в Михайловском была целая библиотека книг.

7. Их четверо, все они ученицы балетной школы.

8. Станция железной дороги находится в полкилометра от деревни.

9. Танино день рождение прошло очень весело.

10. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблем дистанционно.

11. Нельзя делать горе другим людям.

12. Нельзя без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя опорачивать человека.

13. На портрете – молодая женщина, на плечи ее накинуто пушистое боа.

14. Мария и Рейнгольд Эстремы в период Великой Отечественной войны спасли группу советских военнопленных.

15. В магазине имеется большой выбор носок и чулков.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

//Я имею в виду / то направление психологии / вернее это несколько направлений / но они объединяются обычно / под общим названием / бихе­виоризм //...Это направление//экспериментальное при этом направление // оно // сделало / из метода экспериментальной психологии / теорети­ческую / и даже методологическую / концепцию / Поскольку мы // в нашем непосредственном наблюдении / за человеком / или за животным / за чело­веком будем говорить / за человеком / в нашем эксперименте с челове­ком / непосредственно не можем пощупать его сознание / его мышлёние // а имеем дело только с / воздёйствием на него / и соответствующим его поведением / В ответ / на наше воздействие в лабораторных услови­ях / Так вот / поскольку мы не можем / увидеть / в эксперименте / непосред­ственно / скажем человеческое сознание / /постольку / был сделан вы­вод / что его и нет//...То есть вся теоретическая концепция бихевио­ризма / это концепция / внешнего наблюдения за поведением / То что не поддается наблюдению / того для бихевиориста нет / Не думайте что я здесь заостряю / это действительно так / Э-э / это можно прочитать / в работах бихевиористов / Кстати / вот это два крупнейших / бихевиориста / так сказать первого поколения / Торндайк // который знаменит еще и тем / что он / создал / частотный словарь английского языка аранжированный // и // второй / знаменитый психолог-бихевиорист это Уотсон / Кстати // если у вас есть возможность / найти / том // э-э / Большой советской энциклопедии второго / нет простите не второго / первого / издания // которое начало выходить в конце двадцатых годов / и вы / возьмете там том бихевиоризм / то этот статья бихевиоризм / то есть статью бихевиоризм / то статья бихевиоризм / в этом первом издании / как раз и на-писана / Уотсоном // Это очень/так сказать интересно / посмотреть / Так из первоисточника можно сказать // (Лекция А.А. Леонтьева по психологии)


Вариант 4

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

(наименование учреждения, организации) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ 00.00.0000 № 00 главного редактора УТВЕРЖДАЮ (директор, иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) _________ ___________________ (подпись) (фамилия, инициалы) Дата

 

I. Общие положения

1. Главный редактор относится к категории руководителей.

2. На должность главного редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

3. Назначение на должность главного редактора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению заведующего редакционно-издательским отделом.

4. Главный редактор должен знать:

4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, руководящие материалы, определяющие основные направления развития соответствующей отрасли экономики, науки и техники.

4.2. Постановления, приказы, распоряжения, руководящие и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся редакционно-издательской деятельности.

4.3. Отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний.

4.4. Порядок разработки планов издания литературы, графиков редакционных и производственных процессов изданий.

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.

2. Я бегом побежала к своей подруге.

3. Учитель принужден был объяснить новый материал еще раз.

4. Газеты сообщают о падении цен на колумбийское кофе.

5. Строители дома придавали на всем протяжении строительства первоочередное внимание своевременному окончанию работы.

6. Наше знакомство с Чарли Чаплином состоялось в период немого кино.

7. Поставлен новый электросчетчик на 10 амперов.

8. Мы старались приурачивать свой отпуск к началу лета.

9. Перу был одной из первых жертв испанских конкистадоров.

10. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

11. Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже были напечатаны.

12. Семинарские занятия вели двое доцентов.

13. Редактор прочитал рукопись и вес в нее некоторые стилевые поправки.

14. Утвержден статут новой организации, объединяющей любителей природы.

15. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Вопрос ведущего: Дмитрий Сергеевич / а вам иногда не кажется / что мы / наши советские люди / часто напоминаем кому-то из цивилизованного мира дикарей?

Д.С. Лихачев: Я думаю / что и цивилизованный мир ведь то же самое // ведь я был во Франции / и там на // таком блуа осенью на собрании министров просвещения // это все шло под руководством министра просвещения Ланда французского // и он жаловался на то / что во Франции страшно развивается американизм / и что нужно спасти французскую культуру // дело не в том / что это американизм из Америки / а дело в том / что это массовая культура // она агрессивна // когда молодой человек пе­ред микрофоном поет все время одну и ту же фразу / и вернее не поет / а орет / понимаете // это развивает агрессивность // и из зрительного зала выходят / начинают разрушать плевательницы / разрушать / опрокидывать скамьи // потому что у них это растет агрессивность // и агрессивность / вот скажем / склонность мн // теперешняя склонность к порнографии в кино и все / во всем этом // я не против секса // я не против эроса // я за эрос / пото­му что поэзия создана / главным образом / основная тема в поэ­зии / это поэзия любовь мужчины и женщины // но сейчас нет любви мужчины и женщины // счас мужчины не умеют ухаживать // Не умеют дарить цветы // возлюбленной своей // Не умеют показать перед ней свои м // какие-то закадычные мысли / понимаете // свою душевную жизнь развернуть перед ней // а вот страшно агрессивен стал // потому что порнография // порнография – это как раз искаженное и агрессивная форма эроса // (из интервью Д.С. Лихачева)


Вариант 5

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

В конце XIX в. в нейробиологии возникла полемика о том, состоит ли мозговая ткань из единиц – клеток, подобно всем другим тканям тела. Результаты этой полемики были настолько убедительны, что нейрон и его способность действовать как единица, разряжающаяся электрическим потенциалом по закону «все или ничего», перестали быть предметом теоретического рассмотрения. Еще никто не «видел» нейрон мозговой ткани; никто не проследил полностью его протяженность и не показал, что он действительно изолирован от других нейронов. Каким же образом нейронная теория получила в дальнейшем всеобщее признание и почему мы вновь вернулись к этой проблеме сегодня?

Спор вокруг нейронной теории достиг своей кульминации в конце XIX в. Непрерывность нервной ткани признавали такие известные нейроанатомы, как Билыповский и Гольджи; Валытейер и Рамон-и-Кахал рассматривали нейрон как независимый, но соприкасающийся с другими нейронами. Однако убедительный анализ был дан не этими нейроанатомами, а сэром Чарлзом Шеррингтоном в его лекциях в Йельском университете, опубликованных как классическая работа «Интегративная деятельность нервной системы». Ранее Шеррингтон совместно с Фостером предложил термин «синапсы» для обозначения предполагаемых связей между отдельными нервными клетками. Он внес большой теоретический вклад в нейронную теорию, противопоставив нейрофизиологические данные, основанные главным образом на изучении электрических явлений в нервных стволах, нейопсихологическим, базирующимся на изучении рефлекторной деятельности у «спинального животного». (Прибрам А. Языки мозга)

 

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства.

2. Политик воплощался в народном воображении в виде образа богатыря – защитника униженных и оскорбленных.

3. Ученый стоял у источников ракетостроения.

4. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них особенную значительность.

5. Поздний барокко характеризуется декоративной пышностью деталей.

6. Ипподром приобрел четыре прекрасные скаковые лошади.

7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех и от ней можно ждать многого.

8. Староста пользуется наибольшим деловым авторитетом в группе.

9. Можно было вполне обойтись полторы тысячей рублями.

10. Разность между восемьдесят пять и пятьдесят восемь составляет двадцать девять.

11. В Праге вышла книга первой женщины-космонавтки Валентины Терешковой.

12. Мама попросила сына налить себе воды.

13. Порватые книги надо ложить в коробку.

14. После тяжелого приступа больной начал отходить.

15. В романе показано, что революционные настроения накануне второй мировой войны были распространены среди французской интеллигенции и что к их голосу прислушивались многий французы.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Вот какие собственно говоря показатели / сейчас устанавливаются / Я повторяю можно их оспаривать // но / практика показывает // если вы сделали в системе большой ввод / стотысячный / но не организова­ли / не нашли тех самых точек соприкосновения с системами управления / с-с системами автоматизированного проектирования // с система­ми / просто проектирования и разработок / с тем чтобы получить доста­точно / большой / вход / по запросам / чтобы система эксплуатирова­лась / система не получается // система не получается / она очень похожа на настоящую / в нее очень много вводится / но все-таки она оказывается недоработанной / потому что переход / вот на такой массовый // массовое использование системы / совершенно по-другому ставит задачу // Оказывается для примера // что все наши красивости которые мы с вами выдумываем вводим в систему типа / грамматики // типа / тем эшелонирования / типа / многократного поиска перебора и так далее / типа оценки / на выходе / для того чтобы сделать / выдачу / из автоматизированной системы / получше / летят / / Летят по одной простой причине / одно дело отработать 500 ретроспективных запросов в год / тогда с каждым запросом можно возиться / и обсасывать его и сосать / Другое дело / обработать / 5 / 15 / 20 тысяч таких запросов // 20 тысяч таких запросов / (Доклад Артамонова по проблемам автоматизированной обработки системы на­учно-технической информации на пленарном заседании симпозиума)

 


Вариант 6

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

12 декабря 1993 года

 

 

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

 

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

 

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. В кашпо растет растение плющ.

2. Люди простодушные принимают желательное за действительное.

3. Бригадир ежедневно отмечает в табели выполненную членами бригады работу.

4. Вследствие особых астрономических условий наблюдать Меркурия трудно.

5. С героем фильма постоянно происходят какие-то романические истории.

6. Всех солдат выстроили в строй.

7. С приветственным словом выступила руководительница делегации заслуженная учительница Н.А. Захарова.

8. Многим студентам нашей группы предоставилась возможность принять участие в экспедиции.

9. В буфете продают салат из свежих огурцов и помидор.

10. Оратор говорил с большим чувством, тон его речи был очень приподнятый и торжественный.

11. Экскурсанты шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях.

12. На дорогу у нас ушло полторы суток.

13. При подготовка станков к работе пыль с них обметывается сначала обычными, а потом поменьше щеточками.

14. Эсперанто было создано доктором Л. Заменгофом.

15. Золушка так торопилась, что потеряла один туфель.

 

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Экспериментальная психология // как я уже говорил // это качественно был новый /шаг/ в истории психологии// Качественно новый / потому что вместо/ самонаблюдения/ вместо рассуждений о душе // абстрактной и внеисторической / внесоциальной/ общечеловеческой душе // в психологию хлынули// объективные/ наблюдения/ объективные/ экспериментальные/ исследования / восприятия/ памяти/ мышления/ и так далее/ и тому подобное /Изменилась сама позиция ученого-психолога/ Он уже стал смотреть/ не изнутри// на психику человека а так сказать снаружи // Но как всегда бывает в истории науки/ всякая// позитивный/ шаг вперед / приводит очень часто // почти всегда // к очередному// так сказать // м-м движению маятника/ в крайнее / положение / То есть/ все то хорошее/ что было в экспериментальной психологии / дошло / до своего/ логического конца / дошло до абсурда // Я имею в виду/ то направление психологии/ вернее это несколько направлений / но они объединяются обычно / под общим названием/ бихевиоризм// Написать конечно я не могу/ негде / бихевиоризм //

И в работах бихевиористов / до самых последних десятилетий / э-э работы Павлова // так сказать / на первом плане / Но естественно / что понимать работы Павлова/ можно очень по-разному / интерпретировать / Вот они интерпретировали так как это им / казалось / более / удобным / механистически так сказать интерпретировали/ хотя сам/ между прочим/ Иван Петрович Павлов / неоднократно высказывался // в том же духе / я щас не помню точно цитат конечно / но // смысл его высказывания/ сводился к тому / Что все-таки// целостность психики / определяется такими вещами/ которые мы непосредственно/ в своих рефлекторных / исследованиях нащупать не можем / а это токо так сказать материальная база / этой психической / организации человека // (Из фонда Института русского языка им. А.С. Пушкина)

 


Вариант 7

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

 

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

8 декабря 2000 года

 

Одобрен

Советом Федерации

20 декабря 2000 года

 

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

 

Статья 1. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Каждый год цены дорожают.

2. Враг оказал глубокое сопротивление.

3. Однажды в отпуске со мной случился такой случай.

4. В классе нерегулярно вентилируют помещение.

5. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.

6. Крупные лоскутья кожи лежала в углу сапожной мастерской.

7. Второй советский искусственный спутник Земли находился в космосе сто шестьдесят три суток.

8. Сзади его ехала нагруженная вещами машина.

9. В конце занятий преподаватель обычно подытаживает все сказанное.

10. В произведения Жорж Санда затрагиваются многие социальные проблемы.

11. Когда актер снял огромные круглые очки, одел небольшой пенсне в золотой оправе, лицо его преобразилось.

12. Предложенное в статье решение кажется проблематическим.

13. Вначале молодым рабочим было трудно работать, но, преодолевая силу воли, они на примерах показали, как надо работать.

14. Навык хорошего стрелка вырабатывается постепенно.

15. Больной создавал тяжелое впечатление: лицо его было бескровное, взгляд безжизненен.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Вот / эти доклады / они очень хороши в том смысле / что они вполне хорошо критикуют / разбирая критикуют их / не в смысле так сказать / отрицания // разбора / какие-то фрагменты // из области американской культуры / но критикуют именно фрагменты // не разбирают / культуру как целое // или не видят так сказать тем самым / в этой культуре // каких-либо / ну если угодно // внутренних пружин / внутренних связей // И так будет всегда / Вот очень поучительна в этом смысле была / рассматривавшаяся уже нашими фольклористами / книга Земляновой // Она очень хороша в том плане / что в ней так сказать / ну нет конечно исследования американского фольклора оригинального / что // не знаю к сожалению / или нет / но / там есть исследования американской фольклористики / переописан с позиций так сказать вот того // м перечня критических / эталонных пунктов / или соображений / которые автор / то есть Землянова / решила увидеть у этого фольклориста / скажем у Томпсона / или там у Леви-Стросса / или у кого-нибудь еще / и сообразно этому/какие-то высказывания Томсона или Леви-Стросса /не подошли // или подошли / тем убеждениям / одни подошли другие нет / тем убеждениям // которые Землянова // как человек получивший / какое-то значит русское воспитание / м… питает... Ну вот такой метод вообще-то говоря возможен / но / непродуктивен // Почему непродуктивен? / Потому что здесь // предмет не схватывается // в самом существе // В чем заключается / настоящий метод раскрытия / иноземной культуры? // Он заключается просто в том / что всякая культура / поскольку она культура / обязательно // содержит в себе ключи к себе // Вообще культура / не может жить без ключей / к себе самой // Иначе она перестает быть культурой / То есть всегда есть / какие-то особого вида тексты // которые непременно / кодируют / перечисляют // вот те элементы / которые вводят любого / местного аборигёна / в состав этой культуры /((лекция Ю.В. Рождественского)

 


Вариант 8

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых – основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).

Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. (Информационные технологии управления / Под ред. Г.А. Титоренко)

 

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Врач сказал, что я скоро выздоровлю.

2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему фрукты.

3. В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных доль.

4. В работе коллектива больницы обнаруживались серьезные пороки.

5. Доктор решил это лекарство оставить.

6. По-прежнему ненавидят облаченных властью.

7. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

8. Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно.

9. Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.

10. Лекция произвела хорошее впечатление на слушателей, так как она была очень удачная и по содержанию и по форме.

11. Все ученики освоили теорему Пифагора.

12. В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы.

13. Свою автобиографию Я вам уже рассказал.

14. Она пришла в цветистом платье.

15. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Это было замечательно потому что мы ехали / у нас бы­ла «Волга» полная / мы полную «Волгу» набили народу / и уви­дели как голосует солдатик // Ну уже темнело / было уже где-то восемь вечера/ и взять его естественно мы не могли / и мы по­ехали // И вдруг навстречу // А я сидела ээ на первом сиденье / и как-то все уже потом надо мной смеялись/ потому что я очень спокойно сказала тигор // значит рысцой по э // обочине шоссе идет тигр // большой настоящий тигр // и мы страшно всполо­шились / потому что мы не проехали далее километра от того ме­ста/ где тот мальчик голосовал// Значит страшно всполоши­лись / оста // начали останавливать встречные машины и просить чтобы они этого мальчика как-то забрали или предупредили / что-о идет тигр // Ну потом заехали на КаПэ / тоже сказали что на таком-то километре тигр идет / они не за мы так это потом ехали во Владивосток / думали что мы щас приедем и скажем ах-ах-ах / все мы видели тигра Они нет / они отнеслись к этому необычайно спокойно // И сказали что тигра занесли // И потом уже я это прочла в газете // Ну вот тигры были занесены в «Красную книгу» / и потому они страшно расплодились/ и их видят не только на обочине под // дороги/ а их грибники/ кото­рые там в лес идут за ягодами за грибами/ они заходят в го-о-о-род / во Владивосток/ Рассказывала там значит женщи­на/ что к ее бабушке зашел тигр/ она грит там/ поленица дров стояла/ и она слышу что там кто-то копошится/ она выхо­дит и смотрит тигр// Они на людей не бросаются // А бросаются на собак// Собак они очень не любят// Ну вообще-то тянутся к жилью/ потому что они уже охотиться разучились/ опасности у них никакой не-ет/ ну для нас-то конечно было такое яркое впечатление/ экзотика// Где еще увидишь кроме как/ ха-ха-ха в зоопарке/ а тут живой тигр//

 


Вариант 9

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

Понятие «система» относительно ново для науки. Восточные философы уже давно рассматривали мир как единую систему, состоящую из различных компонентов, но в западной традиции было принято разделять его на отдельные явления, развивающиеся в различных направлениях.

Машины только недавно стали системами. Подъемный блок — это машина; но лифт — это комплексная система, включающая много различных механизмов. Системы взаимодействуют: лифт взаимодействует с электрической системой здания, с его системой пожарной безопасности и, возможно, даже с его системой защиты окружающей среды. Компьютеры, взаимодействуя, образуют сети; сети, взаимодействуя, образуют более крупные сети... в общем, вы уловили идею.

Адмирал Грейс Хоппер говорил: «Жизнь была проще перед Второй мировой войной. После этого у нас появились системы». Это — очень проницательный взгляд на вещи.

Если вы используете концепцию систем, можно проектировать и строить в более крупном масштабе. Есть разница между созданием особняка и небоскреба, орудия и ракеты Patriot, посадочной полосы и аэропорта. Каждый может изготовить светофор, но разработать городскую систему транспортного контроля значительно сложнее.

(Шнайер Б. Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире)

 

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Важным фактором хорошего качества образования являются систематические знания.

2. Это напечатать маленьким шрифтом или большим?

3. В этом году предвидится большой урожай черешен, вишен и абрикос.

4. Машина летела с сильной скоростью.

5. Она знает много интересного и очень понятливо рассказывает.

6. В раннем детстве мальчик был слабый здоровьем и болезненный.

7. Небольшой старинный город с четыре тысячи шестьсот семьдесят пять жителей, расположенный по обе стороны живописной реки, привлекает много туристов.

8. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: мячи, скакалки.

9. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

10. Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт.

11. Врач обошел седьмую палату.

12. В толковых словарях приводятся различного рода стилистические пометки.

13. Проблема теплоснабжения в полный рост посетила нас в прошлом году.

14. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намеки.

15. Искусство влияет на рост культурности человека.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

Между прочим / я училась в Мариинской гимназии // такое было ведомство императрицы Марии / это матери царя / такое ведом­ство // и вот / значит / у нее в ведомстве этом были гимназии // У нее в Москве не знаю их было сколько // но я знаю / что я учи­лась в первой / вторая / третья / четвертая / кажется / пять-то было / а может быть / и больше // Ну / почему в этих гимназиях хорошо преподавали языки // была очень близко / и потом первая считалась как-то в этом очень строгой / что ли / и очень хорошие учителя // и вообще / хорошие учителя у нас были // ничего не скажешь / я им очень благодарна // Ну / и вот / значит / все это было наоборот // восьмой приготовительный / потом седьмой / шестой / и / значит / мы выходили первоклассниками // двенадцатибалльная была система оценок // причем удовлетворительных было семь / а ставили 6 и 3 и все / что угодно / для поощрения / очевидно // ну / а вот / 12 – это отлично / 11 / 10 – хорошо // причем в восьмой класс принима­ли без экзаменов // Я первый раз / когда мне было // //ну сколько было / 9 / наверное / лет / должна была готовиться в частной шко­ле / как бы готовилась // такая была школа – много таких было школ / ну / ее содержала одна преподавательница / она сама эту гимназию окончила / ну / скажем / 8 мальчиков и / там / 8 девочек / просто в своей квартире / и сестра ее еще // преподавала / и вот они готовили для поступления в гимназию // значит / мы сдавали / чтение нужно было / значит / там хорошо читать уже / правильно / и вот / значит / французский – это в первый класс // ну / какие-то арифметические правила знать / что именно / я не помню / я экзамены сдала / я поступила / а потом семья // в Сибирь уеха­ли // (Из фонда Российского Университета дружбы народов)

 


Вариант 10

 

1. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит приведенный ниже текст. Укажите признаки стиля: лексические (3 примера из текста), морфологические (2-3 примера из текста), синтаксические (2-3 примера из текста).

 

История развития операционных систем насчитывает уже много лет. В следующих разделах книги мы кратко рассмотрим некоторые основные моменты этого развития. Так как операционные системы появились и развивались в процессе конструирования компьютеров, то эти события исторически тесно связаны. Поэтому чтобы представить, как выглядели операционные системы, мы обсудим следующие друг за другом поколения компьютеров. Такая схема взаимосвязи поколе- поколений операционных систем и компьютеров довольно груба, но она обеспечивает некоторую структуру, без которой ничего не было бы понятно.

Первый настоящий цифровой компьютер был изобретен английским математиком Чарльзом Бэббиджем (Charles Babbage, 1792-1871). Хотя большую часть жизни Бэббидж посвятил попыткам создания своей «аналитической машины», он так и не смог заставить ее работать должным образом. Это была чисто механическая машина, а технологии того времени не были достаточно развиты для изготовления многих деталей и механизмов высокой точности. Не стоит и говорить, что его аналитическая машина не имела операционной системы.

Интересный исторический факт: Бэббидж понимал, что для аналитической машины ему необходимо программное обеспечение, поэтому он нанял молодую женщину по имени Ада Лавлейс (Ada Lovelace), дочь знаменитого британского поэта Лорда Байрона. Она и стала первым в мире программистом, а язык программирования Ada назван в ее честь. (Таненбаум Э. Современные операционные системы)

 

 

2. Найдите речевые ошибки, объясните причины их возникновения и исправьте предложения.

1. Взгляд у него был не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

2. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы.

3. Наставнику важно предостеречь первый шаг своего воспитанника.

4. Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфорного дерева.

5. Он очень сильно подружился с моими детьми.

6. Саша своим поступком возрос в глазах окружающих.

7. Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику.

8. Человека надо судить не по словам, а по проступкам.

9. Работа написана простым языком, сразу уясняется существо вопроса.

10. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на представление излишних отчетов.

11. Сочи расположено на побережье Черного моря, южнее него – солнечное Батуми.

12. Похождения итальянского авантюриста XVIII века Казанова послужили сюжетом для одного из кинофильмов.

13. Молодой человек был хорошо воспитанный, безукоризненный в манерах.

14. Работа цеха была исключительно важная для работы всего комбината.

15. Библиотека института ежемесячно пополняется триста книг.

 

3. Ниже приведен фрагмент записи устного текста. На основе данной записи составьте связный письменный текст. Охарактеризуйте стиль отредактированного текста. Ответ обоснуйте.

 

...// Но / крушение геоцентрической системы мира / естественно со всей остротой / поставило вопрос / о месте человека // во Вселенной // Вопрос этот стал ареной острой идеологической борьбы / предметом столкновения научного мировоззрения с религиозным // Ведь это по существу как только люди осознали / что Солнце / это только одна из множества звёзд / которые так густо//усеивают небесный свод / мысль // о множест­венности обитаемых миров / стала казаться вполне естественной / и разумной // Ничего не зная о физических условиях на других небесных те­лах / не имея представления ни о сущности ни о происхождении жизни / просвещенное человечество было уверено / сознавало оно только так сказать // так сказать / грандиозные размеры Вселенной / и ничтожность нашей маленькой Земли / человечество было уверено / в обитаемо­сти всех планет Солнечной систёмы / а также самого Солнца / Луны / астероидов / в общем всех вообще небесных тел // Вплоть до XIX века / эти взгляды были весьма распространенными / и приводили к мно­гочисленным курьезам // Ну из-за отсутствия конкретной естественно-научной информации / вопрос этот в общем-то был по существу / во­прос о множественности обитаемых миров / был по существу вопросом мировоззрения / и его / обсуждение / относилось преимущественно / к идеологической сфере // (Доклад о проблемах связи с внеземными циви­лизациями)


 

Рекомендуемая литература

 

1. Голуб И. Культура письменной и устной речи: учеб. пособие. – Москва: Кнорус, 2015.

2. Русский язык и культура речи / Под общ. ред. В.Д. Черняк. – Москва: Юрайт, 2015.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. 5-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – Москва: Златоуст, 2010.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание).

6. http://www.gramota.ru


Приложение 1

 

Нормативные и законодательные акты,

касающиеся русского языка

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных