Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык и связанные с ним понятия




 

Термин «язык» обычно употребляется в двух значениях: 1) язык как определенный класс знаковых систем, абстрактное представление о едином человеческом языке; 2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме, в определенном пространстве и в определенное время, как одна из реализаций свойств языка вообще.

Имеется большое количество моделей описания языка, его устройства. В языковой системе выделяется прежде всего уровневая структура языка – некоторые части языка, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их употребление. Можно выделить следующие основные уровни языка: фонетический, морфемный лексический (словесный), морфологический, синтаксический. Уровни языка теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое и связана с другими единицами. Языковая система является сложной, многоаспектной, а также открытой и динамичной и в плане строения, и в плане функционирования, т.е. использования и развития.

Язык является общественно значимой формой отражения окружающей человека действительности, т.е. формой хранения знаний о действительности. В этом его аккумулятивная (накопительная) функция. Язык является средством получения нового знания о действительности. В этом заключается познавательная, или когнитивная, функция. Язык является основным средством человеческого общения, средством передачи информации от говорящего к слушающему. Это – коммуникативная функция языка. Коммуникативная, аккумулятивная и когнитивная функции являются тремя главнейшими, базовыми функциями. К ним добавляются эмоциональная функция языка – быть одним из средств выражения чувств и эмоций, и метаязыковая (металингвистическая) функция языка – быть средством исследования и описания языка.

В настоящее время насчитывается от 2500 до 5000 живых языков. Точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно.

Если язык – это система знаков, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь. Речь и язык образуют единый феномен.

Если язык – это средство общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка. Речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же отвлечен от этих параметров. Важнейший признак речи – индивидуальный характер. Речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает нужные ему слова и структуры предложений. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольд).

Кроме языка и речи, принято выделять понятие речевая деятельность. В самом общем виде речевую деятельность можно определить как процесс передачи и приема сообщений. Основными видами речевой деятельности являются: говорение и письмо (направленные на порождение и сообщение информации), аудирование (слушание) и чтение (ориентированные на прием информации).

Овладение речью связано с понятием «речевое поведение», которое понимается как форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Речевое поведение обусловлено ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения участников общения. Национально-специфические правила поведения (речевой этикет) реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых в предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.п. Речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности и в соответствии с существующими нормами общения.

Неумелое владение ресурсами изучаемого языка приводит к нарушению правильности речи. Ошибки, связанные с нарушением правильности речи, называются речевыми ошибками. Традиционно такие ошибки квалифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на следующие типы: ошибки орфоэпические (связанные с нарушением норм произношения), ошибки акцентологические (неправильная постановка ударения), ошибки лексические, ошибки грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных