Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие культуры речи




 

Понятие культуры речи тесно связано с понятием «литературный язык» как формы исторического существования национального языка, принимаемой его носителями за образцовую.

Известно, что речь «…призвана пробуждать мысль, воздействовать на аудиторию, убеждать в чем-либо» (Щукин А.Н. (ЛЭЛингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н. Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007,С, с. 285), а литературный язык в силу присущих ему возможностей обеспечивает речи такие качества, как правильность, точность, ясность (понятность), чистоту и выразительность. Сочетание указанных характеристик языка и речи составляют понятие культуры речи человека.

Но «культурой речи» называется еще и наука (область языкознания), занимающаяся проблемами нормализации речи и разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию литературным языком.В целях формирования и развития у будущих специалистов умения комплексного (разностороннего) владения образцовой и красивой речью в составе понятия «культура речи» принято выделять три компонента, три аспекта:

-нормативный,

-коммуникативный,

-этический.

Нормативный аспект предполагает прежде всего обеспечение правильности речи, т.е. соблюдение в ней норм литературного языка, которые воспринимаются носителями данного языка в качестве «идеала», образца.

Однако нормативность речи не сводится к перечню запретов и определений «правильно / неправильно». Сюда относится также знание особенностей функционирования языка в устной и письменной форме речи и в ее определенной стилистической разновидности. Нормативный аспект культуры речи включает в себя и усвоение вариативных возможностей языковых средств, которые предоставляет система языка для выражения конкретного содержания в определенной ситуации общения.

Коммуникативный аспект соотносится со знанием основных коммуникативных качеств речи и учетом их в процессе речевого взаимодействия. Коммуникативные качества речи в общем виде можно сформулировать как точность, ясность, чистота, богатство и выразительность. Учет их в процессе коммуникации соотносится с умением осуществлять оптимальный (т.е. наилучший, наиболее соответствующий) для данного случая выбор и организацию языковых средств, ориентируясь на прагматические условияобщения. На сегодняшний день нет примера того, какие средства языка (кроме формул речевого этикета) можно считать оптимальными даже для часто повторяющихся жизненных ситуаций. Здесь важны личный опыт вербального взаимодействия участников коммуникации и их понимание целесообразности употребления тех или иных средств языка.

Однако известно, что существуют так называемые правила ведения разговора, которые позволяют собеседникам координировать свои действия, в том числе и речевые. Эти правила способствуют оптимизации выбора необходимых для данной цели языковых средств как основы коммуникативного аспекта культуры речи.

Владение коммуникативными качествами речи и соблюдение правил ведения общения являются залогом успешной коммуникации.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил этики речевого поведения в конкретной ситуации общения. Само понятие «этика речевого поведения» на практике связывают с использованием речевого этикета, т.е. речевых формул, условно выработанных в данном обществе, для обозначения регулярно повторяющихся в общении неких интенций (намерений, стремлений), как-то: приветствие, поздравление, обращение, а также оформление содержания деловой речи и т.п.

Соблюдение речевого этикета способствует установлению уважительных или доверительных отношений с собеседником в условиях любой коммуникации, способствует повышению речевой, а также общей культуры общества.

Таким образом, с учетом сказанного под культурой речи понимают «владение литературным языком (в его устной и письменной формах), при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации». (Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2 – е изд.РЯЭ, перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997, с. 204).

В овладении культурой речи обычно выделяют два этапа. Первый этап связывают с освоением ее нормативного аспекта, в частности литературно-языковых норм, а второй с - с освоением коммуникативного и этического аспектов..

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных