Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лингвистический комментарий




1. Способы связи предложений в тексте

Логическая точность на уровне текста обеспечивается соединением высказываний (предложений) при помощи специальных средств связи. Рассмотрим их:

Лексическийого повтора, т. е. повторение тематически важного слова первого предложения во втором, например: Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система – это целое, составленное из частей…

Синонима - словоа, близкоего по значению данному слову, например: Книги начинаются по-разному. Некоторые считают, что начало должно быть более динамичным.

Анафорическиего местоименияя, наречияя ( от греч. anapfora – вынесение вверх ), местоименияя или наречияя, указывающиех на предшествующее слово или отсылающее к ранее сказанному: Большинство образованных людей, принадлежат к среднелитературному типу речевой культуры. Они не делают грубых ошибок в речи, обладают достаточно богатым словарным запасом.Пушкин в одном из писем к жене пишет: «Полно тебе быть спичкой». Впрочем, речь здесь идет не о способности загораться, а исключительно о худобе.

Предложения могут соединяться при помощью нескольких из указанных средств, взятых вместе, например: В радиорекламе нас уверяют, что слово «Египет» по-древнегречески означает «тайна, загадка». Я не знаю, где изучали древнегреческий язык авторы этой рекламы (анафорическое местоимение + лексический повтор), но уж точно не в Древней Греции.

2. Основные средства усиления выразительности речи

К основным средствам усиления выразительности речи относятся тропы и стилистические фигуры.

Троп – это перенос наименования, заключающийся в том, что слово, словосочетание, предложение, традиционно называющие один предмет (явление, событие) используется для обозначения другого предмета, связанного с первым по какому-либо признаку. К основным тропам относятся:

- метафора ( перенесение ) – это скрытое неназванное сравнение предмета с другим предметом на основе общего признака. По определению Аристотеля, «метафора – это перенесение имени … по аналогии. Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходства (в природе)», например: идет дождь, он потерял голову, торговая сеть, железная воля;

- эпитет ( приложение ) – образная дополнительная характеристика посредством выразительного метафорического прилагательного, сравните: белый снег, мягкий снег – (белый, мягкий -это не эпитеты, потому что указывают основные признаки снега) – сахарный снег, лебяжий снег ( сахарный, лебяжий – эпитеты, т.к. отмечают дополнительные, особенные признаки снега );

- метонимия (переименование) – замена слова другим, имеющим причинную связь с первым, например: Я перечитываю Пушкина ( употребление фамилии писателя вместо его произведений ). Весь дом участвовал в весенней уборке двора (употребление характерных признаков, свойств, предмета вместо его названия);

- синекдоха – разновидность метонимии, при которой упоминаются отношения количества – большее вместо меньшего, наоборот, меньшее вместо большего, множественное числа вместо единственного и наоборот, например: За этот год он рубля не скопил;

- олицетворение - приписывание действий, поступков человека неодушевленным предметам и живым существам, не наделенным сознанием: Не пой, соловушка, при мне… Целый день бегут мимо меня машины.

- гипербола ( преувеличение ) – троп, с помощью которого создается преувеличенное впечатление о действиях и признаках предмета. Мы не виделись сто лет. Вечно ты опаздываешь! У него море книг по искусству;

- литота ( обратная гипербола ) – троп, с помощью которого создаётся намеренное преуменьшение признаков и действий предмета: Подожди меня одну секунду;

- ссравнение – уподобление признаков одного предмета признакам другого на основании их общности, например: А ты такой холодный, Как айсберг в океане.., Твой ум глубок, что море.

Стилистические фигуры (или фигуры) – это приемы стилистического синтаксиса, к которым относятся:

- антитеза (противопоставление) стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп. Этот стилистический прием часто строится посредством антонимов: Великий человек для малых дел не рожден;

- инверсия (переворачивание, перестановка) – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления его выразительности: Помогла им чистейшая случайность;

оксюморон, оксиморон ( греч. oxymoron – остроумно - глупое ) – стилистическая фигура, в которой сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство: звонкая тишина, красноречивое молчание, горькая радость. «живой труп» (Л. Толстой), «убогая роскошь наряда» (Некрасов);

- риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется ответа: Кто не ошибался в юности?

- риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу, усиливая тем самым выразительность речи. Например: Мечты, мечты! Где ваша сладость?

 

Задания [3]

1. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

1.1) Отдельные члены группы не явились на экзамен. 2) Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом. 3) Этот биллиардный стол выглядит кристально ровным. 4) Подвижность русского ударения проявляется в том, что его можно ставить то на один слог, то на другой. 5) Национальный язык – это язык какой- либо народности. 6) Словарь Даля – это один из лучших словарей современного русского языка, в котором можно посмотреть ударение и правописание слов. 7) Он специалист в области науки.

2. 2. Определите тип связи между предложениями, используя информацию Лингвистического комментария в конце раздела.

1) Вчера в нашем городе состоялась республиканская научно-практическая конференция медицинских работников. Сюда приехали врачи и преподаватели вузов и училищ почти из 200 городов России. 2) Слово «соус» означает жидкую приправу, подливку. Однако многие соусом называют не приправу, а само основное блюдо, включающее в себя не только подливку, но и кусочки мяса. 3) Помните пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»? Многим, впрочем, она знакома по мюзиклу «Моя прекрасная леди». 4) Я (Павел Анатольевич Клубов) веду на петербургском радио передачу «Говорите по-русски!». На первый взгляд этот призыв не имеет никакого смысла…5) Для рекламы в советское время оставалось просто очень мало места. К тому же и сама реклама не отличалась разнообразием. 6) Иногда можно было увидеть образцы стихотворной рекламы. Но никого качество этой поэзии не волновало. 7) Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение ни у кого не вызывает сомнения.

3. Соедините предложения, заменив лексический повтор другими средствами связи.

1.1) Слово бакалея восточного происхождения. В русский язык слово бакалея попало из тюркских языков. 2) Желтые листья на деревьях означают наступление осени. А если желтые листья появились в июне? 3) Мой отец был крупным чиновником и инженером. Взгляды моего отца были весьма радикальными. 4) Любая культура, в том числе и культура языка, формируется веками. Любая культура формируется веками – прописная истина. 5) Особенно досадно слышать в рекламных текстах дикторские ошибки. Ведь рекламные тексты - все же не прямой эфир. 6) Развязность очень неприятна в собеседнике. Но развязность вряд ли уместна и в рекламе. 7) Иногда приходится слушать, что реклама вовсе не должна следовать нормам культуры речи. Ведь главная цель рекламы – привлечь внимание покупателей.

3. 4. Прочитайте предложения, найдите в них лишние слова (слова – паразиты). Скажите, как эти слова изменили смысл предложения.

1) Он еще не настоящий профессионал, но к нему как бы нормально все относятся. 2) Я, короче, сегодня никуда не пойду, потому что, на самом деле, надо бы позаниматься. 3) Спектакль пользуется, так сказать, большим успехом. 4) Я вот как бы учусь уже на втором курсе. 5) Он обещал мне позвонить, но так, блин, и не позвонил. 6) Предприятие работает, так сказать, успешно. 7) Пошел я в библиотеку, а там реально столько народу, что я не успею получить учебники.

5. Объясните письменно смысл следующих фразеологизмов со словом «душа». Согласны ли вы, что содержание фразеологизма более емко, чем его толкование. Почему?

Фразеологизм Объяснение смысла фразеологизма
Душа болит  
Душа нараспашку  
Души не чаять  
Изливать душу  
Кривить душой  
Жить душа в душу  
Отвести душу  
Душа ушла в пятки  

 

5. 6. Какие виды тропов использованы в следующих предложениях.

1.1) Ее душа родилась крылатой // - Что ей дворцы и что ей хаты! 2) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. 3) Сюда ваш батюшка зашел – я обмерла. 4) И сердце готово к вершинам бежать из груди. 5) Внизу, как зеркало стальное, // Синеют озера струи. 6) Не то на серебре, на золоте едал. 7) Ниже тоненькой травинки надо голову клонить.

6.7. Определите типы стилистических фигур, использованных в следующих предложениях.

1) Твое лицо, твое тепло, твое плечо – Куда ушло? 2) Лето припасает – зима поедает. 3) За покупками послали его в соседнее село. 4) С днем рождения тебя! И всего-всего тебе хорошего! 5) Где вы, древние народы? Ваш мир был храмом всех богов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных