Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критика интроспективной психологии




Какие вопросы вызывают три основных тезиса теории В.Вундта. Первый тезис о том, что сознание представляет собой непосредственный внутренний опыт, замкнутый в себе, вызывает следующие вопросы. Во-первых, можно ли доверять данным интроспекции, насколько они объективны. Ведь часто бывало так, что разные испытуемые на один и тот же раздражитель давали разные отчеты. Во-вторых, можно ли изучать с помощью этого метода маленьких детей, животных, психически больных людей, то есть те категории испытуемых, которые ещё неспособны (или вообще не-способны) к вербальному (словесному) самоотчету

Второй тезис об ограниченности психики явлениями - сознания, вызывает, вопрос, а как быть с бессознательными или малоосознаваемыми явлениями. Ведь, согласно идеям В.Вундта, их вообще быть не может. Тем не менее, клинический опыт (опыт работы с душевными расстройствами) показывал, что такие явления существуют.

Наконец, третий тезис, утверждавший идею элементаристского строения сознания, также вызывает сомнения: есть такие содержания сознания, которые нельзя свести к отдельным элементам или к сумме элементов. Например, если вы возьмете какую-нибудь мелодию и проиграете ее в другой тональности, то изменится высота каждого звука, но мелодия не изменится. Следовательно, не сами по себе звуки определяют данную мелодию, а определенные отношения между ними, это качество целостной структуры, а не суммы элементов.

Критика основных положений теории В.Вундта привела к возникновению новых теорий, новых предметов изучения (а, следовательно, и методов): бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

 

Бихевиоризм

 

Название этого направления происходит от английского слова «ЬеЬауюг», то есть «поведение». Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета психологии и метода интроспекции. Основателем этого направления является американский психолог Д.Уотсон (1878-1958). Бихевиористы рассуждали так: если сознание никак не выражено внешне (как утверждал В.Вундт), то как его можно изучать? Д.Уотсон предложил психологам отказаться от лишних хлопот с сознанием, а изучать поведение, то есть, то, что внешне можно наблюдать и регистрировать. Таким образом, понятие сознание превращается в свою противоположность — поведение, а на место субъективному методу приходит объективный. Как же понимали поведение бихевиористы? По их мнению, поведение есть система реакций человека на внешние стимулы. Внешние стимулы рассматривались как причина человеческих реакций, тем самым утверждался причинный подход к пониманию человеческого поведения (чего совершенно не было в интроспекционизме — вопрос о том, как возникают содержания сознания, был совершенно не объясним). Стимул-реакция (S → R) становится единицей человеческого поведения.

В качестве примеров, иллюстрирующих данную формулу, Д.Уотсон приводил следующие: поднесите быстро руку к глазам и вы получите мигательную реакцию, рассыпьте в воздухе толченый перец — и последует чихание. Однако возможны и более сложные реакции. Например, правительство издает новый непопулярный закон, и психологи должны уметь ответить, какова будет реакция населения. Таким образом, с помощью формулы S → R бихевиоризм пытался объяснить все поведение человека, а также жизнь общества.

Отметим, что большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, так как с их точки зрения они являются наиболее «чистыми» объектами — ведь к их поведению не примешивается сознание. Правда, полученные результаты они смело переносили на человека. Отметим, однако, заслуги бихевиоризма и тот вклад, который они внесли в развитие психологии:

— бихевиористы показали, что причина человеческого поведения находится во внешней среде, а не в самом человеке (как утверждали психологи школы В.Вундта);

— в психологию был введен объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий;

— расширился класс исследуемых объектов: так, стало возможным изучать поведение животных, детей, находящихся на доречевой стадии развития. Однако серьезным недостатком бихевиоризма стало игнорирование процессов сознания, внутреннего мира человека, личности во всем многообразии ее проявлений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных