Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие психического отражения




Как же возникает психическое, как внешний, материальный мир становится содержанием нашего сознания, каково отношение нашей психики к мозгу и к внешнему миру? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, необходимо привлечь понятие отражения. Категория отражения является философской категорией. Отражение — это всеобщее свойство всей материи: и живой и неживой. В чем же состоит сущность этого свойства?

Все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Взаимодействуя друг с другом, объекты внешнего мира оставляют следы друг в друге в результате такого взаимодействия. Например, след ноги на мокром песке, эхо в горах, круги от камня, брошенного в воду. След, который оставляет один предмет в другом при их взаимодействии, и есть отражение. Другими словами, отражение — это превращение свойств одной системы объектов в свойства другой. Таким образом, отражение всегда предполагает взаимодействие двух или нескольких систем и изменения, которые они производят друг в друге. Результат взаимодействия зависит не только от воздействующего объекта, но и от природы того объекта, на который мы воздействуем. Например, попробуйте постучать любым металлическим предметом по стеклу и по дереву — очевидно, что звук будет различным, он будет зависеть не только от предмета, которым мы воздействует (он будет в нашем случае одним и тем же), но и от предмета на который мы воздействуем.

Отражение имеет место везде, оно есть в любом процессе взаимодействия. Однако уровни отражения могут быть различными. На уровне допсихического отражения взаимодействие осуществляется по схеме: объект-объект. Результат отражения здесь не является источником активности для объекта. (Именно поэтому мы говорим именно об объекте, ибо понятие субъект, как мы уже отмечали, всегда предполагает активность). Допсихическое отражение имеет место в неживой природе и у определенных форм живой природы (например, у растений). А.Н.Леонтьев предложил в качестве объективного критерия психики рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные раздражители. Понятие «биологически нейтральные» означает то, что от этих раздражителей напрямую не зависит жизнь организма. Например, вода, воздух, пища являются биологически значимыми раздражителями. А вот цвет, запах, звук являются биологически нейтральными раздражителями. Почему же оказывается полезным их отражать? Потому что они находятся в объективной связи с биологически значимыми объектами, являясь их сигналами. Например, звуком не питается ни одно животное, и от звуков обычной»интенсивности нельзя погибнуть. Но звуки в природе — важнейшие сигналы наличия пищи или опасности. Предложу вам более близкий вашему опыту пример. Когда вы переходите дорогу с оживленным движением, вы останавливаетесь на красный свет светофора. Сам по себе красный свет не несет никакой опасности, но он сигнализирует вам о том, что есть угроза вашей жизни, если вы будете переходить лицу при наличии движения машин.

Итак, психика — это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в способности отражают объективную реальность. Главная функция психики — отражательная. Отражая объективную реальность, психика сигнализирует субъекту об изменении внешней и внутренней среды. Благодаря этому субъект может ориентироваться в окружающей среде и регулировать свое поведение и деятельность. Таким образом, психика выполняет следующие функции:

 

-отражательная

--сигнальная

Функции психики

--ориентировочная

-регуляторная

Приведу пример. Вы вышли на улицу, когда было тепло, но к вечеру значительно похолодало. Вы замерзли — ваша психика отразила и сигнализировала вам об изменении внешней среды, то есть понижении температуры. Что вы начинаете делать? Вы начинаете идти быстрее (чтобы согреться), а самый запасливый из вас достанет свитер, положенный «на всякий случай» в сумку. Тем самым, ваша психика выполнила функцию ориентировки и регуляции вашего поведения в изменившихся условиях. А теперь представьте, что у вас нет такого замечательного «инструмента», способного отражать изменения внешней и внутренней среды. Наверняка, вы бы простудились от переохлаждения. Приведу более драматичный пример. Время от времени вы испытываете чувство голода, ваш организм говорит вам, что нужно подкрепиться. В нашем фантастическом случае отсутствия психики, вы бы умерли от голода, так как, ваш организм, испытывая недостаток питательных веществ, просто бы «молчал», не сигнализировал бы вам об этом.

 

5.2. Психика и объективная реальность.

Раскрывая сущность психического отражения, необходимо установить две пары противоположностей: психика—мозг, психика — объективный мир. Существует несколько вариантов решения психофизиологической проблемы (отношение психики к мозгу).

Первый — теория психофизического параллелизма, идущая от Декарта: он отнес тело и душу к принципиально разнородным областям бытия.

Второй подход представлен идеей отождествления психических процессов с физиологическими. Однако здесь утрачивается качественное своеобразие психики, она перестает существовать как особая, психическая реальность.

Наконец, третий подход постулирует идею психофизиологического единства. При решении психофизиологической проблемы, считал С.Л.Рубинштейн, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, нервной системы: психика, сознание есть функция мозга. С другой стороны, необходимо учесть ее зависимость от объекта, с которым субъект вступает в действенный контакт. Только правильно поняв связь психического с внешним миром, можно правильно понять связь его с мозгом. Мозг есть только орган, служащий для осуществления взаимодействия с внешним миром. Сама деятельность мозга зависит от взаимодействия человека с внешним миром, от соотношения его деятельности с условиями его жизни, его потребностями. Мозг является органом психической деятельности, человек ее субъектом. Таким образом, существуют две системы отношения психики к материальному миру: отношение к мозгу и к объективной реальности. Психические явления возникают в результате встречи, взаимодействия индивида с внешним миром. Этот внешний мир отражается в сознании человека в виде образа. Психическое отражение есть субъективный образ объективного мира. Объективное, материальное превращается в процессе психического отражения (взаимодействия объекта и субъекта) в субъективное, идеальное.

Психический образ идеален, в то время как предмет, который отражается в этом образе, материален. Можно, таким образом, сформулировать проблему соотношения психического (внутреннего мира) и внешнего мира, которая конкретизируется в проблеме соотношения образа и предмета, который отражается в образе. Что нужно для того, чтобы возник психический образ, чем обеспечивается адекватность психического образа предмету, который в нем отражается? Гештальтпсихология дает следующий ответ на этот вопрос, исходя из провозглашенного ею принципа изоморфизма (напомню, согласно этому принципу, свойства физического пространства и свойства феноменального пространства соответствуют друг другу): психический образ является повторением структуры объектов внешнего мира, и этого факта достаточно, чтобы объяснить его возникновение и соответствие объекту.

В рамках теории деятельности на вопрос о возникновении психического образа и его соответствии оригиналу можно ответить иначе. По А.Н.Леонтьеву, психическое

отражение порождается в деятельности субъекта. Это значит, что, для того, чтобы возникло отражение, одного воздействия отражаемого объекта на субъект недостаточно. Необходима деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. Итак, деятельность — это тот процесс, который переводит отражаемое содержание в содержание отражения, она опосредует переход объекта в свою противоположность — психический образ, переход материального в идеальное. Можно утверждать, что любой предмет существует двояко (выступает в единстве противоположных сторон): первично в своем независимом существовании, и вторично как образ предмета, как продукт психического отражения:

предмет

Реальный предметОбраз предмета

материален идеален

первичен вторичен

объективен субъективен

 

В деятельности совершается и обратный переход— объективация психического образа, его опредмечивание. Диалектику таких переходов проиллюстрируем схемой:

 

объективация

предмет Д образ предмета

порождение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных