Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понимание сознания С.Л.Рубинштейном




Центральная тайна и центральная проблема психологии сознания — само, существование внутренних психических явлений, представленность в них предметов окружающей действительности, а также представленность внутренних психических явлений самому субъекту. Отечественная психология предложила свой путь решения проблемы сознания.

Психическое, по С.Л.Рубинштейну, имеет двоякую форму своего существования. Первая, объективная форма —выражается в жизни и деятельности- это первичная форма существования. Вторая, субъективная форма

— это рефлексия, отражение психического в самом себе

— это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся Т^чежТвека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явления сознания, считали, что бытие психического исчерпывается только его данностью сознанию —психическое есть то, что непосредственно открывается нам в сознании. То есть, они ошибочно принимали вторичную форму существовали и я или проявления психического за первичную, вернее, единственную форму его существования. Сознание сводилось к самосознанию и выводилось из него.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, —это не то, что первично осознаются, а то, посредством чего нечто (предмет) осознается. Сознание первичное не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т д., а означает смотрение ими или посредством них на мир. Специфично для сознания, в отличие от психики в целом, предметное значение, т. е. смысловое, семантическое содержание. Значения имеет общественную природу, они вырабатываются обществом

В процессе исторического развития. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но, вместе с тем, и по отношению к общественному сознанию. С.Л.Рубинштейн выделил три основных характеристики сознания, в которых сознание представлено как единство противоположных сторон:

1. Сознание есть единство переживания и знания. Действительно, психическое переживание есть непосредственная данность, есть то что открывается нам в самонаблюдении. Переживания человека—это субъективная, внутренняя сторона его реальной жизни. Однако всякое переживание есть всегда переживание чего-то, внутренняя природа переживания выявляется в его отношении ко внешнему. Осознание переживания—это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим. Осознание переживания означает не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром. Для того, чтобы осознать свое

желание, вы должны осознать предмет, на который оно направлено. Например, человек может испытывать Беспокойство, истинные причины которого он не осознает. Он с меньшим вниманием занимается работой. Но вот работа окончена, его зовут обедать. Садясь за стол, человек начинает осознавать свое переживание: переживание стало определенным—это переживание голода или жажды. Таким образом, сознание есть не только переживание, но и знание.

2. Сознание есть единство непосредственного и опосредованного. Психическое переживание непосредственно дано субъекту То оно познается опосредованно через отношение к объекту. Средством такого опосредования выступает значение.

3. Сознание есть единство субъективного и объективного. Сознание человека—это не замкнутый в самом себе внутренними. 0но не является чистой, абстрактной субъективностью. Сознание—это осознанное бытие, оно формируется и проявляется в деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных