Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение наследственности и среды в развитии способностей




Передаются ли способности по наследству или они формируются при жизни человека? Какой из факторов — наследственность или среда — является решающим в развитии способностей? Эти вопросы являются остро дискуссионными.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития, которые называются задатками. Задатки многозначны, то есть на их основе могут формироваться различные способности. В качестве задатков могут выступать:

1) типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцирования, сила сосредоточения внимания и т.д.

2) соотношение первой и второй сигнальных систем:

3) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей головного мозга.

Различия в способностях — это продукт не наследственно обусловленных задатков, а всего хода развития личности. Способности развиваются на основе задатков, но предопределяющим является та уникальная жизненная ситуация, особенности деятельности субъекта, в которой развиваются способности.

Связь между наследственностью и средой может быть описана как взаимодействие. Это означает, что тот или иной фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он воздействует. Например, количество и качество грампластинок, имеющихся в доме, будет оказывать сильное влияние на развитие музыкального слуха ребенка, но не окажет никакого влияния на глухого. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по- разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного пола будут заметно отличаться друг от друга, если у одного развивать, например, конструктивные способности, а у другого — нет.

Действие факторов наследственности и среды на развитие способностей хорошо иллюстрируется с помощью следующих методов (возможностей):

1. Искусственная селекция по поведенческим признакам. Например, из одной группы крыс, обучавшихся прохождению по лабиринту, оказалось возможным вырастить в течение многих поколений породы «умных» и «глупых» крыс. Если эти породы выращивались затем в условиях ограниченной среды, то они решали задачу так же плохо, как и генетически «глупые» крысы. В обогащенной среде «глупые» крысы достигали приблизительного уровня «умных» крыс.

2. Метод варьирования условий воспитания и метод контрольного близнеца. Согласно этим методам, одному близнецу организуют интенсивную тренировку, другому предоставляют свободное развитие. Можно также сравнивать развитие детей, выращенных в культурно обедненной среде с детьми, воспитывающихся в нормальных условиях. Такие исследования показывают, что у детей, живущих в обедненной среде, наблюдаются задержки психического развития.

3. Метод статистического анализа различия и сходства определенных черт в семье. Так, близнецы одного пола показывают сходство в интеллектуальном развитии на 90 %, разного пола — на 70%,^просто братья и сестры — на 50 %. Однако здесь надо иметь в виду, что семья представляет собой и культурную, и биологическую единицу. Чем ближе два человека одной семьи наследственно, тем больше должны быть сходство внешних условий их жизни и степень влияния их друг на друга.

Исследование разлученных близнецов также дает ценный материал для изучения влияния факторов среды и наследственности на развитие способностей человека.

Виды способностей

Различают две группы способностей: специальные, то есть способности к определенным видам деятельности (среди них выделяют музыкальные, лингвистические, художественные и т.д.) и общие, обеспечивающие успешное овладение различными деятельностями. К ним, в частности, относят интеллектуальную одаренность.

Интеллектуальная одаренность, с точки зрения М.А.- Холодной, включает в себя три уровня:

1. Уровень интеллектуальных способностей, проявляющих себя в интеллектуальной продуктивности, креативности (то есть творческости). Они проявляются в способности обнаруживать заданные связи, готовности генерировать новые идеи. Креативность описывается следующими основными свойствами:

а) беглостью, то есть количеством идей, возникающих в единицу времени;

б) оригинальностью, то есть возможностью производить редкие идеи;

в) восприимчивостью к деталям, противоречиям, неопределенности;

г) метафоричностью, то есть возможностью создавать фантастические идеи при сохранении объективной связи с исходной проблемной ситуацией.

2. Уровень интеллектуального контроля в виде метакогнитивных способностей, связанных с осознанием собственных интеллектуальных процессов. Метакогнитивные способности являются основой интеллектуальной рефлексии, предполагающей возможность произвольного управления своими когнитивными способностями. Они предполагают знание своих сильных и слабых сторон, прослеживание хода протекания своей умственной деятельности.

3. Уровень интеллектуальной направленности. Работа интеллектуально одаренных людей подчинена некоторым субъективным, внутренне выработанным критериям. Поэтому они болезненно реагируют на попытки навязать им извне те или иные стандарты поведения.

М.А.Холодная считает, что интеллектуальная одаренность — это результат длительного процессе роста и выстраивания когнитивных ресурсов личности, решающую роль в котором приобретает система обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных