Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическое взаимодействие и его виды




Педагогическое взаимодействие является универсальной харак­теристикой педагогического процесса. Оно значительно шире ка­тегории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической прак­тики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик — ученик», «ученик — коллектив», «ученик — учитель», «учащиеся — объект усвоения» и т. п. Основным отношением пе­дагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая де­ятельность — деятельность воспитанника». Однако исходным, оп­ределяющим в конечном итоге его результаты является отноше­ние «воспитанник — объект усвоения».

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они Могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого действующего сУбъекта, заключающемся в овладении им определенными спосо­бами действия. Таким образом, педагогический процесс как част­ный случай социального отношения выражает взаимодействие двух

субъектов, опосредованное объектом усвоения, т. е. содержанием образования.

Принято различать виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспи­тателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанни­ков с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитате­лей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и от­ветную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и фор­мам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное вос­приятие, переработка информации, игнорирование или проти­водействие, эмоциональное переживание или безразличие, дей­ствия, поступки, деятельность и т.п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных