Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности осуществления целостного педагогического процесса




В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригиналь­ных педагогических задач, которые всегда являются задачами со­циального управления, поскольку обращены к всестороннему раз­витию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвест­ными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные реше­ния, педагог должен профессионально владеть методами педаго­гической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического про­цесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитатель­ных задач. Отражая двуединый характер педагогического процес­са, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспе­чивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при веду­щей и направляющей роли учителя, который выступает руково­дителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяет­ся на составляющие его элементы (части, детали), которые на­зываются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых зна­ний, при работе с книгой и т. п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоя­тельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, ко­торую преследует данный метод. Одни и те же методические при­емы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы осуществления педагогического процесса и методи­ческие приемы тесно связаны между собой, могут совершать вза-имопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоя­тельный путь решения педагогической задачи, в других — как пРием, имеющий частное назначение. Беседа, например, являет-Ся одним из основных методов формирования сознания, взглядов и Убеждений. В то же время она может стать одним из основных

методических приемов, используемых на различных этапах реали. зации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной сто­роны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудо­вая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педаго­гической работы (наглядные пособия, историческая, художе­ственная и научно-популярная литература, произведения изо­бразительного и музыкального искусства, технические приспо­собления, средства массовой информации и т.п.).

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью орга­низационных форм. С этим непосредственно связано многообра­зие методов осуществления педагогического процесса. Есть мето­ды, отражающие содержание и специфику обучения, а также вос­питания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы ра­боты в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных