Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примерный перечень вопросов к зачету (с оценкой)




по курсу «Религия и общество»:

1. Религия как предмет теологического, философского и социологического анализа.

2. Понятие о религии. Два основных принципа религии. Признаки (существенные элементы) религии: истина бытия Божественного; вера в мир невидимый (духовный); истина бессмертия души; связь с миром духовным (возможность и необходимость Божественного откровения); восприятие Божества в нравственных понятиях (различение добра и зла, нравственное сознание ответственности перед Высшим Существом); проявление религиозного чувства, богопочитание и культ; объединение людей, связанных единой верой.

3. Соотношение мировых религий по степени близости человека к Творцу. Многообразие религий. Богодухновенная и естественные религии. Истинная религия.

4. Духовное состояние современного мира: массовое неверие, неведение и лжеверие.

5. Особенности религиозной жизни в современных условиях нашего общества.

6. Социологический подход к религии. Взгляд на религию с точки зрения общества: происхождение, бытование, трансформация в зависимости от динамики общества.

7. Чувственный и духовный мир. Смысл человеческой жизни. Две мировоззренческих позиции в отношении к цели бытия человека. Сущность религии: духовный союз человека с Богом.

8. Различные гипотезы о происхождении религии. Гипотеза „изобретения" религии. Историческое опровержение гипотезы. Опровержение ее с нравственной, психологической и философской точек зрения.

9. Натуралистическая гипотеза. Пороки гипотезы: примитивизация древнего человека, смешение понятий страха перед стихией и страха Божия, логический разрыв: принципиальное отличие олицетворения сил природы и их обожествления.

10. Анимистическая гипотеза. Этимология названия гипотезы. Авторы: Э.Тайлор, Г.Спенсер и др. Основные положения. Способ обоснования: сравнительный анализ языков, культурологическая реконструкция. Несостоятельность гипотезы.

11. Гипотеза Л.Фейербаха. Особенности философии Фейербаха. Древние корни гипотезы. Основные сочинения автора. Антропологический подход как основа решения вопроса о происхождении религии. Сущность гипотезы. Упрощенность и искусственность антропологического объяснения религии. Ложные представления Фейербаха о духовной природе человека.

12. Социальная гипотеза. Связь ее с натуралистической гипотезой. Социальный подход к объяснению
возникновения религии. Утверждение о классовых (эксплуатация народных масс) и гносеологических (свойство сознания к абстракциям) корнях религиозной веры. Объяснение многовековой истории религии социально-идеологическими причинами.

13. Философские учения о религии. Деизм. Причина зарождения деизма: обмирщение сознания и рационализм. История и представители деизма. Сущность учения. Ложность деизма.

14. Пантеизм. Этимология слова. Разнообразие пантеистических учений: неоплатонический имманентизм, пантеизм восточных религий, Б.Спиноза, пантеистические тенденции в немецкой философии Нового времени, романтический пантеизм. Пантеизм идеалистический и натуралистический.

15. Теизм. Признание бытия личного Бога и утверждение возможности и необходимости Божественного Откровения и Промысла о мире. Бог одновременно трансцендентен и имманентен миру. Признание свободы воли и возможности общения человека с Богом. Религиозный характер теизма и теистичность религии.

16. И.Кант о религии. Особенности философии Канта. Гносеология Канта и проблема Богопознания. Автономизм этики Канта. Учение свв. отцов о внутреннем нравственном законе и категорический императив. Нравственное обоснование истин бытия Божия и бессмертия души. Деизм Канта. Подмена религии нравственным учением.

17. Учение Ф.Шлейермахера. Преодоления деизма и религиозного рационализма в работах Шлейермахера. Чувство как источник религиозности. Место знания и деятельности в религиозной жизни. Религия - жизнь в бесконечности целого. Чувство зависимости от всеобщего. Связь единичного и всеобщего, конечного и бесконечного. Пантеизм Шлейермахера. Попытки преодоления. Душевность вместо истинной духовности.

18. Г.Гегель о религии. Особенности его философской системы. Панлогизм как предельное выражение европейского рационализма. Триада. Три фазы и конечная цель развития Абсолютной идеи. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Искусство, религия и философия - ступени самопознания Абсолютного духа через посредство конечного (человеческого) духа. Рационалистический пантеизм.

19. О сновные истины религии. Доказательства бытия Божия. Логика как установленные Богом всеобщие законы деятельности разума. Понятие доказательства. Узкое и широкое значение данного слова. Виды доказательств. Логическое построение его. Обоснование истины в религии. Значение и границы разума в духовной жизни. Апологетические аспекты доказательств от разума религиозных истин.

20. Космологический аргумент. История разработки. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Космос (тварный мир) и его границы. Применение закона причинности как к отдельным частям мира, так и в целом.

21. Телеологический аргумент. Творец и творение: библейское понимание. Святые отцы о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством.

22. Онтологический аргумент. Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Представление о Всесовершенном. Уникальность понятия о Нем. Логическая сущность аргумента: понятие о Всесовершенном. Невозможность человеку самому выработать идею о Том, Кто выше его разума. Бог вложил в человека понятие о Себе.

23. Психологический аргумент. Связь этого аргумента с онтологическим. Доказательства бытия Божия на основе надличностного источника идеи о Боге в древности (Цицерон, блаж. Августин). Идея о Боге как о Существе Совершеннейшем не может иметь причину в ограниченном человеческом разуме.

24. Исторический аргумент. Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента.

25. Нравственный аргумент. Кантовская форма нравственного аргумента. Нравственный закон в человеке. Свв. отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести.

26. Религиозно-опытный аргумент. Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Религия как живая связь человека с Богом. Бытие Бога - факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий.

27. Социальная структура современного российского общества (классы и социальные группы).Социальная структура как ядро социальной сферы. Макроструктура и микроструктура.

28. Основные тенденции развития (изменения) социальной структуры современного российского общества. Основные трудности в реализации социальных программ.

29. Позиция РПЦ по отношению к обществу (Социальная концепция РПЦ). Анализ социальной концепции РПЦ: Основные богословские положения. Церковь и нация. Церковь и государство

30. Позиция РПЦ по отношению к обществу (Социальная концепция РПЦ). Анализ социальной концепции РПЦ: Христианская этика и светское право. Церковь и политика. Труд и его плоды. Cобственность. Война и мир.

31. Позиция РПЦ по отношению к обществу (Социальная концепция РПЦ). Анализ социальной концепции РПЦ: Преступность, наказание, исправление. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.

32. Позиция РПЦ по отношению к обществу (Социальная концепция РПЦ). Здоровье личности и народа. Проблемы биоэтики. Церковь и проблемы экологии.

33. Позиция РПЦ по отношению к обществу (Социальная концепция РПЦ). Анализ социальной концепции РПЦ: Светские наука, культура, образование. Церковь и светские средства массовой информации.

34. Позиция РПЦ по отношению к обществу (Социальная концепция РПЦ). Анализ социальной концепции РПЦ: Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.

35. Значение и место религии в жизни современного общества. Отношения государства и Церкви в 20 веке. Возрождение Церкви в конце 20 века. Современное положение РПЦ в обществе. Особенности религиозности граждан РФ.

36. Значение и место религии в жизни современного общества. Современные социологические исследования религиозности жителей РФ Исследование Института Социологии РАН в 2013 и 2010 гг. Проблема воцерковленности и катехизации.

37. Религия в современном мире. Будущее религии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных