Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ценности, которые мы находим в обществе, разнообразны.




Они поддерживают устремления разных людей и могут вступать в противоречие друг с другом. Поэтому социальные институты стараются удержать общество от конфликтов и коллизий, связанных с этими предпочтениями и противоречиями.

Культуры вечно стремятся к соединению мира с процветанием, справедливости с порядком, свободы с благосостоянием, истины с красотой, научной истины с моральным благом, технических навыков с житейской мудростью, святости с обыденной жизнью.

Смыслы культуры

Мы выяснили, что культура немыслима без человека: он создал ее. Но что его воодушевляло при этом? Желание утвердить себя в природе в качестве властелина, способность изменить дарованное? Бессознательная игра творческих сил, могущих бесконечно развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить природу? Как только возникает вопрос «ради чего», так приходится констатировать: человеческая активность оказывается вовсе не одинаковой по собственной нацеленности и истокам.

Следовательно, вывод таков: не всякая деятельность творит культуру, а лишь та, которая несет смысл. Автоматические, рутинные действия скорее похожи на проявления инстинкта. Смысл же обнаруживается тогда, когда пробуждается любознательность, желание разгадать секреты природы, обуздать ее силы. Поэтому, как отмечал К. Маркс, осмысленной деятельности предшествует идеальный проект. Идея колеса возникает раньше, чем само колесо, а с появлением идеи рождается творческая деятельность, невозможная без разума, без продвижения к смыслу.

Человек — уникальный творец, который стремится не только выполнить автоматические операции, но и придать смысл всей человеческой деятельности. Этим его активность и отличается от инстинктивных реакций, скажем, муравьев или паука.

Не отказываясь в целом от рассмотренного нами подхода к определению культуры, к анализу ее как социального феномена, некоторые философы, тем не менее, усомнились в оценке отдельных человеческих творений как элементов культуры.

В самом деле, является ли создание плуга актом культуры? Как разъяснял русский философ Павел Александрович Флоренский (1882— 1943), цель и идея его создания, план конкретных действий, расчеты материалов и т.д. — все это элементы работы человеческого разума и души.

 

Приложение 4 к теме 4.4. Павел Александрович Флоренский.

 

Сам же готовый продукт есть достояние цивилизации, а не культуры. В данном случае под цивилизацией подразумевается образ жизни, материальное окружение человека. Флоренский полагал, что культура — это борьба со смертью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных