Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пороки массовой культуры




Приложение 13 к теме 4.4. Таблица «Критерии массовой, элитарной и народной культур».

 

Массовая культура превратила людей в «патентованных» наблюдателей, а окружающий мир — в иллюзорную действительность. Она отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в ее практику.

Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены... бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится все грубее и примитивнее. Рождается «расфасованный язык». Чтение превращается в непопулярное занятие. Вскоре, мол, ему будут обучать девушек, как сейчас учат шить или играть на арфе.

Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грезами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.

Философия культуры полна мучительных вопросов. Не стала ли массовая культура школой стандартного поведения? Не нависла ли угроза над личной свободой индивида в связи с тем, что миллионы людей разглядывают теперь в обусловленное время одно и то же лицо, «потребляют» одни и те же образы?

Не стала ли коллективная греза фантастическим массовым наркотиком? Конечно, все эти вопросы заслуживают самого пристального изучения.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Многие философы показывают, что влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов, которые нередко сводят на нет ухищрения в области техники психологического влияния на аудиторию.

Воздействие «сверху», через каналы массовой коммуникации, наталкивается на какие-то реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида.

Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определенном смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека с целью его «перековки», переориентации. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей.

Массовое сознание начинает подвергаться все более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развернутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры. Феномен массовой культуры рожден, судя по всему, массовыми процессами идеологической практики современного общества.

 

Иные виды культуры

1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.), и способствующей развитию управляемого клипового мышления.

2. Субкультурачасть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная).

Составляющие субкультуры:

- знания, ценности, стиль и образ жизни,

- социальные институты как система норм,

- навыки, умения, способы осуществления, методы;

- социальные роли и статусы;

- потребности и склонности.

3. Молодежная субкультуракультура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. В ряде случаев смыкается с субкультурой.

Причины появления:

- рост жизненного уровня;

- развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные на молодежь;

- возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

 

 

4. Контркультуранаправление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андеграунд как контркультура).

 

XX в. внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее последовательно идея прерывности развития культуры воплощена в концепции О. Шпенглера.

Философы стали рассматривать исторические эпохи как существующие параллельно, культуры — как закрытые организмы.

Культура — это выявление смысла мира в общности людей, в их практике и идеалах, разделяемых ими. Сегодня во всех учебных заведениях, в институтах, университетах, колледжах и лицеях читают новую дисциплину — культурологию.

Она призвана восполнить тот пробел, который всегда характеризовали общественную науку и систему образования. Еще недавно мы в своих социальных иллюстрациях крайне редко выходили в широкий мир культуры.

Социальные философы игнорировали тот очевидный факт, что любое обнаружение социальной динамики начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат формирования и утверждения новых ценностных ориентации.

 

Вопросы и задания

1. Почему культура существует во множестве вариантов? Как сложились разные культуры? Почему люди создают особый образ жизни и особые традиции? Попробуйте привести собственные примеры, которые свидетельствуют о том, что культуры отличаются друг от друга.

2. Кому принадлежит определение «Культура — это вторая природа»? Каков смысл этой формулы? Можно ли считать это определение безупречным?

3. Что такое ценность? В чем, на ваш взгляд, причина того, что каждая культура имеет собственные ценности и выстраивает их в особой иерархии? Почему культура выражает тяготение к возвышенному, неземному? Как отличить творческую деятельность от нетворческой?

4. Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура? Вспомните, какие теории цивилизации излагались в главе и кому они принадлежали?

5. Почему знаковые системы являются языками культуры? Какова природа символов? Почему с помощью символов можно раскрыть специфику той или иной культуры?

6. Что такое массовая культура? Когда она возникла? Что означает выражение «восстание масс»? Какие отрицательные черты вы могли отметить в массовой культуре, какая новая дисциплина изучает многообразие культур?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных