Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Качество (свойство товара) 5 страница




Решение. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

500 х X – 300 х X - 70 000 = 0

200 х Х = 70 000

Х= 350.

Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.

Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:

350 х 500 = 175 000 ден. ед.

CVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.

В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:

Выручка = Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль.

P x Q = AVC x Q + TFC + Прибыль.

500 х X = 300 х X + 70 000 + 40 000

200 х Х= 110 000

X = 550.

Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении:

550 х 500 = 275 000 ден. ед.

Пример 15. Первичный рынок холодильников составил 55% от всего рынка. Рыночная доля фирмы «Стинол» составляет 25% от первичного рынка и 15% от вторичного рынка. Дополнительные покупки незначительны. Определить рыночную долю фирмы «Стинол».

Решение.

 
 


= 26%.

 

 

Пример 16. В 2006 году первичный рынок телевизоров составил 55% от всего рынка. Рыночная доля телевизоров марки «Samsung» составила 18% от первичного рынка и 11% от замещающего (вторичного) рынка. Дополнительные покупки незначительны. Определите рыночную долю марки «Samsung».

Решение.

Др = ;

где Др – рыночная доля,

V1 – объем первичного рынка,

V2 – объем замещающего (вторичного) рынка,

d1 – рыночная доля от первичного рынка,

d2 – рыночная доля от замещающего (вторичного) рынка.

Др = (55%*18%)+(45%*11%) ‗990% + 495%‗1485 ‗ 14,85%.

100% 100% 100%

Ответ: рыночная доля телевизоров марки «Samsung» составляет 14,85%.

 

Пример 17. Потенциальный объем предложения товара составляет 125 тыс. шт.

Фактическая емкость рынка составила 100 тыс. шт. Предприятие произвело за год 10 тыс. шт. изделий.

Запасы на складе предприятия на начало года – 3 тыс. шт., а на конец года они достигли 5 тыс. шт.

Какова доля предприятия на рынке данного товара?

Решение.

Доля предприятия на рынке товара определяется следующим образом:

 

Пример 18. На плановый период производственная программа предприятия предусматривает выпуск 15360 изделий. Рассчитать объем закупок материальных ресурсов, если их расход на одно изделие составляет 1,1 кг., переходящие запасы равны 1750 кг., в том числе страховой запас равен 1683 (10% от потребности предприятия в материальных ресурсах).

Решение

Объем закупок на определенный период определяется по формуле:

где:

объем закупок материальных ресурсов, т;

потребность предприятия в материальных ресурсах, т;

– запасы (остаток) материала на складе снабжения на начало периода, т;

запас материала на складе на конец периода, т;

заказанная поставщику, но не поступившая на склад снабжения предприятия партия материала, т.

Так как значение в условии задачи отсутствует, а страховой запас является неприкосновенным запасом, объем закупок составит:

Ответ: 16,763 т

 

.


Емкость рынка

Пример 1. Завод выпускает 1000 станков в год; по нормативам металлоемкость данного типа станка составляет 800 кг/ед. Потери металла составляют 5% на 1 кг. Новая технология позволяет уменьшить металлоемкость на 25%. Запасы металла увеличились на 10 т.

Рассчитать емкость рынка металла, используемого в производстве.

Решение.

Емкость рынка товара производственного потребления (с учетом поправок на технологические преобразования) рассчитывается по формуле:

где

- емкость рынка j-го товара производственного назначения;

- число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) j-й товар производственного назначения;

- количество изготовляемых i-х изделий (объем деятельности), для которого необходим j-й товар;

- норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия

- коэффициент поправки на технологические изменения;

- средний размер изменения товарных запасов j-го товара;

- потери j-го товара в пределах норматива;

- часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.

Таким образом, заводу понадобится:

т. металла

 

Пример 2. Необходимо определить общую емкость рынка товара «Q» по следующим условным данным.

Таблица 1.5.1

Условные данные о группах потребителей

Класс (социальная группа по доходу) Число домохозяйств (семей), тыс. Среднедушевой размер потребления в базисном периоде, ед./сем. Коэффициент эластичности, % Наличие товаров у потребителей тыс. ед. Износ в % от наличия Натуральное потребление в % к общему
от цен от дохода изии-ческий мораль-ный
1. Высоко- обеспеченные   8,2 -0,6 +1,2        
2. Средне- обеспеченные   3,4 -1,4 +2,5        
3. Мало- обеспеченные   1,5 -3,0 +3,4        

 

Согласно прогнозу цены могут вырасти на 20%. Предполагается, что доходы (в расчете на одну семью) у высокообеспеченного населения вырастут на 30%, у среднеобеспеченного – на 10%, а у малообеспеченного – на 2%.

Решение

1. Пересчет базисного душевого потребления в текущий:

1 группа: 8,2-(8,2·0,2·0,006)+(8,2·0,3·0,012)=8,2197 ед./сем.;

2 группа: 3,4-(3,4·0,2·0,014)+(3,4·0,1·0,025)=3,3133 ед./сем.;

3 группа: 1,5-(1,5·0,2·0,03)+(1,5·0,02·0,034)=1,492 ед./сем.

2. Полный расчет по группам:

1 группа: (100·8,2197)-90+(90·0,1+90·0,25)-(100·8,2197·0,05)=702,15≈

≈700 тыс. ед.;

2 группа: (400·3,3133)-24+(24·0,08+24·0,12)-400·3,3133·0,15)=1107,322≈

≈1100 тыс. ед.;

3 группа: (500·1,492)-16+(16·0,06+16·0,05)-(500·1,492·0,3)=507,96≈

≈500 тыс. ед.

3. Округленные данные следует суммировать. Итог представляет собой общую емкость рынка:

Е=700+1100+500=2300 тыс. ед.

Одновременно можно установить место (долю) каждой группы потребителей в общем объеме емкости рынка, что будет способствовать более обоснованному выбору сегмента рынка:

1 группа: 30,5%; 2 группа: 47,8%; 3 группа: 21,7%.

Рентабельность

Пример 1. Себестоимость равна 120 руб.; НДС составляет 20%; акциз — 30%; возможный уровень отпускной цены — 400 руб.

Какова рентабельность данного вида продукции?

Решение.

Цотп = с/с + П + А + НДС.

Так как по условию задачи даны не все элементы отпускной цены, но даны ее уровень и ставка НДС, сначала находим величину НДС в цене в абсолютном выражении:

НДС = (руб.)

Цена без НДС, но с акцизом, равна 333,3 руб. (400 - 66,7).

Тогда А = (руб.)

Имея три элемента отпускной цены, находим оставшийся элемент —

прибыль:

П = Цотп - (с/с + А + НДС) = 400 - (120 + 76,91 + 66,7) = 136,7 (руб.). Следовательно, рентабельность данного вида продукции составит:

Р = .

Пример 2. Какова рентабельность продукции, если отпускная цена без НДС равна 900 руб.; ставка НДС составляет 20%; себестоимость — 600 руб.?

Решение.

В этой задаче следует обратить внимание на то, что отпукная цена дается без НДС. Вычислим НДС:

(руб.)

Прибыль составит:

П = Цбез НДС - с/с = 900 - 600 = 300 (руб.).

Теперь рассчитаем рентабельность:

Р=

 

Пример 3. Источниками стартового капитала инвестиционного проекта Х являются: паевые взносы партнеров 600 тыс. рублей, кредит банка 500 тыс. рублей, го­сударственные инвестиции 200 тыс. руб. По предварительным расчетам вы­ручка от реализации составит 3,5 млн. рублей, постоянные издержки 700 тыс. рублей, а переменные 2 млн. рублей. Определить срок окупаемости стартового капитала и рентабельность продукции.

Решение.

1) Определим сумму стартового капитала.

К = 600+500+200=1300 тыс.руб. или 1,3 млн. руб.

2) Найдем общие издержки.

TC = TVC+TFC; TС = 2 млн. + 700тыс. = 2,7 млн. руб.

3) Найдем прибыль.

Pr = ТR-ТC; Pr = 3,5 – 2,7 = 0,8 млн. руб.

4) Теперь определяем показатели эффективности производства.

tокуп. = K / Pr = 1,3 / 0,8 = 1,63 года.

; = 0,8 / 2,7 100% = 30%.

 

Пример 4. При разработке бизнес-плана фирмой были определены следующие показатели затрат и результатов:

· годовая сумма арендной платы за помещение – 300 тыс.руб.

· авансовый взнос арендной платы – 40 тыс.руб.

· затраты на покупку основных фондов – 800 тыс.руб.

· норма амортизации основных фондов – 10%

· наличные расходы – 45 тыс. руб.

· затраты на сырье и материалы на год – 1600 тыс.руб.

· аванс на зарплату за первый месяц работы – 25 тыс.руб.

· годовой фонд заработной платы – 350 тыс.руб.

Планируемая цена за единицу изделия составляет 1000 руб. Планируемый объем выпуска – 3150 ед.изд.

Определить величину стартового капитала, величину издержек производства за год, рентабельность и срок окупаемости.

Решение.

1. 40+800+45+25 = 910 тыс.руб.

2. 300+80+1600+350 = 2330 тыс.руб.

3. Pr = (3150·1000)-2330 тыс.руб. = 820 тыс. руб.

Pr` = (820 тыс.руб./2330 тыс. руб.)·100% = 35%.

Ток = 820 тыс.руб./910 тыс.руб.= 9 месяцев.

 

Пример 5. Определить прибыль и рентабельность реализации электрофона Scarlett при условии:

1) свободная розничная цена, сложившаяся на внутреннем рынке России с учетом спроса и предложения – 1600 руб.;

2) таможенная стоимость, включая расходы по доставке до границы России (в руб.) – 600 руб.;

3) ставка акциза – 35 %;

4) таможенная пошлина – 15% от таможенной стоимости;

5) сборы за таможенное оформление – 0,15 % от таможенной стоимости;

6) НДС – 18 %;

7) Снабженческо-сбытовые расходы – 100 руб.;

8) торговые издержки – 30 руб.

Решение

1. Находим сумму акциза, она составит:

600 · 35 % ׃ 100 = 210 руб.

2. Величина таможенной пошлины будет равна:

600 · 15 % ׃ 100 = 90 руб.

3. Сборы за таможенное оформление:

600 · 0,15 ׃ 100 = 9 руб.

4. Рассчитываем сумму НДС:

[(600 + 210 + 90) ׃ 100] · 18 % = 162 руб.

Затраты российского импортера на приобретение и реализацию данного товара составят:

600 + 210 + 90 + 9 + 162 + 100 + 30 = 1201

5. Прибыль импортера:

1600 – 1201 = 399 руб.

6. Рентабельность реализации товара:

(399 ׃ 1201) · 100 = 33,22 %.

 

 

 

АВС и ХУZ – анализ

 

АВС - анализ (ABC-Analysis) – инструмент подготовки и принятия решения, позволяющий классифицировать бизнес-ресурсы компании по степени их важности. Цель анализа - выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, путем ранжирования их приоритетности. Суть метода - инструмент, позволяющий выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, распределить усилия и ресурсы с целью эффективного разрешения этих проблем.

В основе АВС - анализа строит принцип Парето, известный как «правило 20 на 80»: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». (Далее рассмотрим интерпретацию принципа Парето в зависимости от выбранных объектов и параметров оценки).

АВС – анализ может применяться практически в любых областях деятельности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Рассмотрим этапы проведения АВС - анализа:

 


Рис. 4. Этапы проведения АВС – анализа

На первом и втором этапах анализа в зависимости от выбора объектов и параметров оценки интерпретация принципа Парето «20 на 80» может быть следующая:

§ рассматриваемые в качестве объекта анализа данные по потребителям, показывают какие 20% потребителей приносят 80% продаж Компании;

§ наоборот, рассматриваемые в качестве объекта анализа данные по товарным группам, показывают какие 20% товаров наиболее востребованы у 80% покупателей;

§ рассматриваемый в качестве параметра анализа объем продаж показывает, какие товары обеспечивают 80% оборота Компании;

§ рассматриваемый в качестве параметра анализа доход показывает, какие товары приносят 80% прибыли Компании;

§ рассматриваемые в качестве параметра анализа издержки показывают, какие 20% наименований приносят 80% издержек Компании.

Универсальность АВС – анализа в том, что его можно использовать даже при планировании размещения товара на складе или в торговом зале магазина.

Третий и четвёртый этапы анализа можно выполнить с помощью одного из 2-х способов.

1 СПОСОБ. Расчёт доли параметра.

Для определения принадлежности выбранного объекта к группе по 1-му способу, необходимо:

§ рассчитать долю от общей суммы параметров выбранных объектов;

§ рассчитать эту долю с накопительным итогом;

§ присвоить значения групп выбранным объектам.

Распределение по группам АВС может быть произвольное. Рекомендуемое распределение:

Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 60-65 % от общей суммы параметров.

Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 60-65 % до 80-85 % от общей суммы параметров.

Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80-85 % до 100 % от общей суммы параметров.

Рис. 5. Графическое представление метода АВС

 

Данный метод анализа является эффективным благодаря своей универсальности. Так, сгруппировав товар по одному параметру и сопоставив полученный результат с другими параметрами, можно получить, что группа С приносит 20% дохода, составляет 50% товарного запаса и занимает 80% площади склада.

2 СПОСОБ. Математический метод.

Для определения принадлежности выбранного объекта к группе по 2-му способу, необходимо:

§ параметр оценки (например, товарооборот) разделить на общее количество позиций объектов (например, ассортиментных позиций реализованного товара), в результате чего получается показатель среднего товарооборота на одну позицию.

,

где

— средняя величина одной позиции ранжированной совокупности;

- сумма анализируемой совокупности параметра оценки (товарооборот);

n – количество позиций объектов (ассортиментных позиций);

VA, VB и VC – классы А, В и С соответственно.

§ После расчёта ранжированные товарные позиции относят по группам А, В и С в соответствии:

VA { 6 и более }

VВ { от 2 до 6 }

VС { менее 2 }

 

 

Для получения достоверных, практически – полезных данных параллельно с ABC-анализом необходимо проводить XYZ-анализ, сущность которого в структуризации потребления товаров по фактору стабильности потребления и возможности его предвидения.

Таблица 1.7.1

Основные характеристики групп XYZ – анализа

Наименование группы Характеристика группы Ежемесячное непостоянство продаж Недельная предсказуемость определенной ед. товара
X Случайный характер потребления Случайное (менее 20%) Предсказуемо на 95% и выше
Y Подвержено тенденциям и нестабильности (например, сезонности) Среднее (между 20 и 50%)   Предсказуемость не менее 70%  
Z Непостоянное (стохастическое) потребление Непостоянство более 50%   Предсказуемость менее 70%  

 

Матричное изображение интегрированного АВС и XYZ-анализа представлено в таблице 2. Исходя из ее данных, важнейшими для закупки являются составные ячеек с параметрами АХ, АY, АZ, ВХ, ВY и СХ, поскольку годовую или на другой период потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. При этом поле АZ включено в порядке исключения, благодаря высокой стоимости, хотя и характеризуется стохастическим потреблением.

Таблица 1.7.2

Матричная проекция интегрированного АBC и XYZ-анализа товарооборота торгового предприятия

 

AX (высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) AY (высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) AZ (высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастичного потребления)
BX (средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) BY (средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) BZ (средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)
CX (низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) CY (низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) CZ (низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)

 

Периодическое сравнение результатов АВС и XYZ-анализа товарооборота и товарных запасов даст возможность торговым фирмам оптимизировать товарные запасы в объеме, достаточном для эффективной реализации, предотвратить чрезмерные запасы и увеличение риска «замораживания» оборотных средств, а также списания товаров в связи с окончанием срока годности.

 

Рассмотрим применение АВС и XTZ – анализа на торгово-розничном предприятии.

Основные задачи для проведения анализа:

1. Выделить для дальнейшего финансирования основные товарные позиции, формирующие оборот Компании.

2. Выделить основные товарные позиции, приносящие прибыль Компании.

3. Подобрать оптимальный ассортимент товаров с целью:

- сокращения количества нереализованных продаж, возникающих вследствие отсутствия необходимых товаров;

- уменьшения излишек товаров и предотвращения закупки «неходовых» товаров;

- снижения риска списания товаров в связи с окончанием срока годности;

- минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.

 

Исходные данные для анализа:

1. Сведения о реализации товара за текущий месяц.

2. Издержки по видам продукции.

Таблица 1.7.3

Исходные данные для проведения АВС – анализа

 

Наименование товара Издержки на ед. продукции, руб. Стоимость ед. продукции, руб. Кол-во проданных ед. продукции, шт. Объём продаж, руб. Прибыль, руб.
Товар 1          
Товар 2          
Товар 3          
Товар 4          
Товар 5          
Товар 6          
Товар 7          
Товар 8          
Товар 9          
Товар 10          
ВСЕГО          

 

 

Шаг 1. Рассматриваемым объектом анализа является номенклатура товара.

Шаг 2. Рассматриваемые параметры:

- объем продаж;

- прибыль;

- количество проданных единиц продукции.

Шаг 3 и 4. Сортировка и определение групп АВС.

 

1. Определение групп АВС, формирующих оборота Компании по 1-му способу «Расчёт доли параметра».

Таблица 1.7.4

АВС - анализ объёма продаж

 

Наименование товра Объём продаж, руб. %-ное соотношение Наименование группы
Товар 10   49,231571 А
Товар 2   14,899713 А
Товар 1   13,675436 В
Товар 3   6,251628 В
Товар 4   5,4701745 С
Товар 8   3,7509768 С
Товар 9   2,2922636 С
Товар 5   2,1880698 С
Товар 6   1,4066163 С
Товар 7   0,8335504 С
Итого      

 

Вывод: Товары 2 и 10 являются основными товарами, формирующими около 65% оборота Компании.

2. Определение групп АВС, приносящих основную прибыль Компании по 2-му способу «Математический метод».

Таким образом, значение групп АВС распределится следующим образом:

VA { 36450 и более }

VВ { от 12150 до 36450}

VС { менее 12150 }

 

 

Таблица 1.7.5

АВС – анализ прибыли

 

Наименование товара Прибыль, руб. Наименование группы
Товар 10   A
Товар 1   A
Товар 2   В
Товар 4   В
Товар 8   В
Товар 5   С
Товар 9   С
Товар 6   С
Товар 3   С
Товар 7   С
Итого    

 

Вывод: Товары 1 и 10 являются основными товарами, приносящими 65% прибыли Компании.

3. Определение оптимального ассортимента товаров с помощью АВС и XYZ анализа.

Определим с помощью 2-го способа группы АВС товаров, являющихся основными в товарообороте Компании.

Таким образом, значение групп АВС распределится следующим образом:

VA { 600 и более }

VВ { от 200 до 600}

VС { менее 200 }

 

 

Таблица 1.7.6

АВС – анализ количества единиц проданных изделий

Наименование товара Кол-во проданных ед. продукции, шт. Наименование группы
Товар 10   А
Товар 2   А
Товар 1   В
Товар 4   В
Товар 8   В
Товар 6   С
Товар 3   С
Товар 5   С
Товар 7   С
Товар 9   С
Итого    

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных