ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок литературы особенно явно выявляет человеческую фальшь, неискренность педагога!Как и тысячелетия назад, профессия учителя-словесника, как бы она ни совершенствовалась и видоизменялась, остается «человеческим видом деятельности». Учитель литературы и в наши дни работает на допотопном сердечном «горючем». Всякий раз, когда учитель литературы входит в класс, он постоянно сталкивается с бесчисленным множеством разнообразных педагогических и художественных ситуаций, которые требуют от него одного, главного – творчества. Причем, начинается этот творческий процесс задолго до того, как педагог встретится со своими учениками: во время подготовки к уроки, раздумий о нем, составления плана-конспекта урока. Налицо два основных этапа творчества учителя литературы: – индивидуальное творчество в ходе подготовки к уроку; – коллективное сотворчество совместно с учениками в ходе урока. На каждом из этих этапов творчество необходимо, иначе не произойдет главного – настоящей встречи учащихся с писателем и его произведениями. Учитель литературы не создает новых эстетических ценностей, однако он тем не менее выступает как своеобразный усилитель художественных эмоций от знакомства с литературным произведением. Известный словесник Е.И.Ильин в книге «Искусство общения».– М., 1982. вспоминает о том, как он проходил практику в школе и столкнулся со сложностями. На уроке изучалось стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога». «Вдруг вижу,– пишет Ильин,– класс, словно плохо сколоченный плот, рассыпается на волнах моего университетского красноречия. Еще минута – и я уступлю место опытной учительнице. Но, отложив конспект в сторону, я отважно вышел из-за стола к ребятам. Глядя на всех сразу и на кого-то одного (сострадающего), стал читать: Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать?.. Остановимся! Из чего видно, что Ваня умный? Хоть и велик Некрасов, но не хочется верить на слово. Возможно, в тексте есть какие-то подтверждения? Поверьте, знаю не больше вашего! Затихли голоса. Зашелестели страницы. Плот стал потихоньку собираться воедино. Словно разом сдвинулись ребята к одному центральному вопросу. Он не был запрограммирован, и класс это почувствовал. Минут 10 сообща искали ответ на вопрос, ответ, которого могло и не быть. И вот одна спасительная рука. – Ваня умный! – убежденно заявила ученица: Папаша! Кто строил дорогу, спрашивает он отца. – Это же не просто любопытство, это благодарность! Он хочет знать имена строителей. Значимость подобных находок словесника бесценна – она составляет неотъемлемую часть творческого процесса преподавания литературы. Урок литературы особенно явно выявляет человеческую фальшь, неискренность педагога! Здесь учитель как на ладони, и никуда не спрятаться за многоречивыми и декларативными рассуждениями о высоких материях. Словесник должен чутко улавливать этико-психологические закономерности художественного воспитания. Методист Т.В.Чирковская наглядно показывает это: «Только что прочитано стихотворениеь А.С.Пушкина «Зимнее утро». Оно понравилось, взволновало ребят. Сидят зачарованные, притихшие, во власти пушкинского слова. Но учитель, находящийся во власти шаблона, все же зачем-то решает проверить это очевидно положительное впечатление. И сразу ставится вопрос: – нравится ли? – и сходу второй: почему нравится? Следуют банальные ответы: «Потому что хорошо описана природа, описано зимнее утро» и т.д. Глядишь на ребят и чувствуешь, что ответы неадекватны душевному настроению, созданному произведением». Итак, важнейшим требованием к уроку литературы является учет особой эстетической природы процесса передачи литературных знаний. Урок литературы – это особый мир, где не просто происходит знакомство учеников с теми или иными художественными явлениями, а их погружение в многоканальную связь друг с другом и учителем, что создает полифонию жизненного межличностного общения. Словеснику необходимо умение маневрировать с помощью разных видов и способов обучения, ища и предлагая оптимальные учебные ситуации. Не будет преувеличением сказать, что урок литературы – это художественно-педагогическое произведение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|