Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в детском саду




Возраст Ведущая деятельность Возростосообразные формы музыкальной деятельности
1-3 года Предметная, предметно-манипулятивная   - Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе; - Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных); - Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.); - Музыкально-игровые приемы (звукоподражание); - Музыкальные и музыкально-литературные загадки; - Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры; - Музыкально-двигательные игры-импровизации; - Музыкальные сказки (слушание и исполнительство).
3-5 лет Игровая (сюжетно-ролевая игра) - Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра); - Музыкальные игры-фантазирования; - Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе; - Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия; - Музыкально-дидактические игры; - Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений; - Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием; - Концерты-загадки; - Беседы, в том числе и беседы по детским вопросам о музыке.
5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности - Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность. - Музыкально-дидактическая игра; - Компьютерные музыкальные игры; - Исследовательская (опытная) деятельность; - Проектная деятельность; - Театрализованная деятельность; - Хороводная игра; - Музыкальные игры-импровизации; - Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты; - Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей; - Интегративная деятельность (художественная полидеятельность); - Клуб музыкальных интересов; - Коллекционирование (в том числе и музыкальных впечатлений); - Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Стандартом допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко работают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Музыкальная ритмопластика» А.И. Бурениной и др. На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста. Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объеме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту программу, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой вариант встречается крайне редко, поскольку приближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.

Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.

В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% времени от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 часов).

Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленное художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции Организации (группы).

Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей, в том числе, связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива в этом направлении.

Как показывает опыт, программы связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором, очень востребованы и детьми, и родителями. В целом, художественно-эстетическое направление – самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом.

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Исходя из этих условий, ребенок воспринимается взрослым как субъект образовательной деятельности, он обладает определенными интересами и потребностями в той или иной деятельности, он носитель инициатив и активности, которую мы обязаны поддержать, он способен выбирать и вид деятельности, и круг общения, и материалы для реализации своих потребностей и инициатив.

В музыкальной деятельности подобный выбор необходим для ребенка. Если мы говорим о ребенке как субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема, пожалуй, для отдельной статьи и она звучит сегодня актуально как никогда.

Принятый Стандарт существенно упрощает процесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач:

● индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);

● оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры. Еще раз обращает на себя внимание взгляд на музыку как средство социализации и индивидуализации ребенка в дошкольном детстве. Потенциал музыкального искусства в этом смысле безграничен.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных