Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки.




История стилей музыкальной эстрады

Лекции VII семестр, для студентов отделения МИЭ.

Преподаватель – Потапова Лидия Геннадьевна

Эстрадная музыка.

Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки.

В классификации музыки, на ряду с «лёгкой музыкой» находится английское словосочетание «популярная музыка» (англ. Popular music). Это также хорошо всем известная, любимая широкими кругами слушателей, общедоступная музыка. Это понятие, «охватывающее разнообразные стили и жанры преимущественно развлекательного эстрадного музицирования XX века», трактуется также довольно широко - как совокупность наиболее известных, часто исполняемых произведений концертного репертуара. Произведения такого рода предполагают «ненапряжённое слушание». Обычно в этот тип включают танцевальную, чисто развлекательную музыку, различные разновидности песен, обработку фольклора, музыку в стиле «бит», «рок».

К ним могут относиться как известные опусы «классической» музыки от Баха до Щедрина, так и песни из репертуара вокально-инструментальных ансамблей, типа Beatles, Rolling Stones и прочих популярных в прошлые и настоящие годы коллективов. К этой же сфере могут относиться как народные песни из «застольного» репертуара, так и джазовые «хит» типа «Каравана» Д. Эллингтона и многие композиции рок-музыки.

Известный отечественный музыкант, автор многочисленной литературы о джаз - и рок-музыке А. Козлов, специально не занимаясь проблемами классификации, невольно даёт совершенно иной подход к проблеме классификации в отношении «популярной музыки». Он удачно сравнивает её с «поперечным срезом, проходящим через многие жанры и охватывающий всё наиболее популярное в определённый отрезок времени: произведения, исполнителей, авторов».

В англоамериканском языковом обиходе popular music употребляется в нескольких значениях:

· как синоним понятия "folk music" (народная музыка);

· всякого рода музыка (от народной песни или шлягера до классики), пользующаяся популярностью;

· «коммерческая музыка», имея в виду развлекательную музыку массового спроса.

При этом принято отличать «популярную музыку» - в широком смысле слова от «поп-музыки» (Pop-music - сокр. от Popular music). Последний термин появился значительно позже, чем «популярная музыка» - в 1950-е годы и первоначально применялся для обозначения рок-музыки, являя собой если не протест, то желание отгородиться от широкой сферы популярного искусства. Вопреки тому, что этот термин представляет всего лишь сокращенную форму словосочетания «популярная музыка» (у обоих терминов один корень), по своему содержанию (устоявшемуся как в музыкальной практике, так и в специальной литературе) эти понятия отнюдь не взаимозаменяемы.

Термин поп-музыка вошёл в обиход сначала в сфере западной массовой культуры, а затем приобрёл интернациональную значимость. Он стал собирательным наименованием различных вновь появляющихся пластов «музыки широкого потребления». Ныне к нон-музыке относят все явления коммерческой музыкально-развлекательной «индустрии», в том числе шлягер. Поп-музыка - это продукт музыкального бизнеса, не всё в ней можно причислить к «популярной музыке». Кроме того, это понятие принято связывать с молодёжной аудиторией,

С понятиями «лёгкая музыка» и «популярная музыка» тесно смыкается понятие «эстрада», с которым также отождествляют джаз. Этот термин, как и вышеуказанные, трактуется весьма широко. В словаре Д. Ушакова «эстрадой» называется «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене». Среди специфических особенностей эстрады исследователи отмечают следующие:

· лёгкая приспособляемость к различным условиям публичной демонстрации;

· кратковременность действия;

· концентрированность художественных выразительных средств;

· злободневность, общественно-политическая актуальность;

· преобладание элементов юмора и сатиры.

Истоки эстрады учёные усматривают в фольклоре, скоморошестве: «Лёгкая музыка рождалась...как бы посредине противоположных полюсов, в ней встречались и скрещивались два потока: народный и профессиональный... дистанция сохранялась всегда. Но глухих перегородок не было».

Таким образом, это обобщённое понятие объединяет самые разнообразные разновидности искусства. В музыкальную эстраду, как одну из составляющих эстрадного искусства в целом, В. Кузнецов включает следующие направления: лёгкую инструментальную музыку, песню, обработку фольклора, джаз, рок - и поп-музыку.

Объединённые одним термином, эстрадная и лёгкая инструментальная музыка существенным образом отличаются от джаза, прежде всего большей простотой, мелодичностью и, главное - отсутствием импровизационного начала. Кроме того, в отличие от джаза, их интонационный склад, структуру, образность определяет песенная основа. Репертуар эстрадно-симфонических оркестров включает как миниатюрные, простейшие по форме произведения, так и масштабные композиции. Общими для джаза и эстрадно-симфонических оркестров, по мнению В. Кузнецова, являются:

· идентичность инструментальных составов оркестров;

· танцевальный репертуар;

· наличие постоянной ритмической пульсации в аккомпанементе.

«Именно эта особенность отличает эстрадные и джазовые коллективы от оркестров другого типа - симфонических, духовых и народных».

В Россию джаз вошёл в эстрадизированной форме, через театр, танец, концертную сцену. К 1960-м годам происходит полное размежевание джаза и эстрады. Последняя становится более песенной, а джаз - инструментальным жанром. Эстрада идёт по пути освоения стилистики вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), джаз делает крен к освоению фольклора, а с появлением в 1970-х годах рок-музыки, джаз идёт по пути слияния, что привело к появлению нового стиля - джаз-рока.

В трактовке В. Конен этот тип искусства получает название «массовой, популярной музыки», а также «третьего пласта». К ней автор относит джаз, рок и многие другие разновидности.

Само понятие «третья» музыка достаточно широко распространено в искусствознании. Сам термин «третье течение» («third stream») впервые появился в джазовом лексиконе. Он был введён немецким композитором, теоретиком джаза Гюнтером Шуллером для обозначения экспериментов, связанных с синтезом джаза и академической музыки. Впоследствии это понятие стало использоваться и отечественными музыкантами (Гладковым, Таривердиевым, Дашкевичем) для описания конвергенции двух типов музыкального искусства - джаза, рока и опус-музыки.

Корни этого типа музыки В. Конен попыталась проследить в своей работе «Третий пласт» и пришла к выводу, что они лежат в глубине веков настолько, что даже рубеж XVI - XIX веков «оказывается недостаточно отдалённым для изучения предпосылок массовых жанров XX века. Джаз и рок соединены непрерывной цепью преемственности с явлениями, уводящими далеко в глубь истории, вплоть до средневековья».

К её воззрениям о давней истории массово-популярного типа музыки, глубокой преемственности её разновидностей близки исследования М. Сапонова. В его терминологии этот тип музыки обозначен как «менестрельный». Тема менестрельства в отечественном музыкознании получила лишь недавно своё освещение. М. Салонов справедливо утверждает, что менестрельство - это особое состояние культуры и художественного творчества, понять своеобразие которой можно лишь в категориях самой менестрельной культуры. Описывая развлекательную культуру Средневековья, исследователь подчёркивает: «В этой среде существовали свои критерии индивидуального авторства, своя система ценностей, шкала качественности, локальное стилистическое многообразие и взаимодействие традиций, свои способы профессионального обучения и передачи навыков, своя публика, включающая увлечённых ценителей».

В Европе менестрельская практика сохранялась до Х1V века. По мнению автора, она была вытеснена практикой нового типа, «основанной на сотрудничестве исполнителей с автором записанной пьесы». На наш взгляд, если рассматривать менестрельство как исторически-конкретную категорию, ограниченную хронологическими рамками, то это действительно так. Но если воспринять менестрельство как тип развлекательной культуры, положивший начало многим видам искусства, то его история продолжается и в наше время.

В типологии Т. Чередниченко этот тип музыки также получает название «менестрельного». К музыке этого типа автор относит городскую развлекательную музыку от средневековых скоморохов и менестрелей до современной эстрады.

Термин «менестрельство» удобен, во-первых, тем, что снимает проблему иерархии, уравнивая в правах этот тип культуры со всеми другими и, прежде всего, с опусным. Во-вторых, он разрешает терминологическую проблему, объединяя в себе многочисленные термины, при помощи которых описывают это явление.

Для джаза термин и понятие «менестрельство» ("minstrel show") имеет и своё, узкоспециальное, географическое и историческое значение и связано оно с джазом. В отечественной истории музыки мир американского менестрельства впервые раскрыла В. Конен в книге «Рождение джаза».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных