Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Генетические теории причин преступности




Её приверженцы указывают в качестве одной из причин преступности хромосомные нарушения у человека, которые ведут к психопатизации и, как следствие, криминализуют личность.

Нормальным сочетанием хромосом для мужчин является наличие у них одной Х- и одной Y-хромосомы, то есть сочетание ХY; для женщин — наличие двух Х-хромосом, т.е. сочетание ХХ.. Лица мужского пола с нормальным хромосомным кодом обязательно наделены Y-хросомой, у женщин Y-хромосом не бывает. Однако встречаются разного рода аномальные сочетания.

В среднем один из каждой тысячи новорожденных появляется на свет с добавочной мужской хромосомой. Состояние, при котором у человека имеется лишняя Y-хромосома, в медицине именуется «синдромом дубль-Y», или «синдромом Джекобс».

Генетическая теория гласит, что наличие у мужчины комбинации хромосом ХYY делает его сверхагрессивным «супермужчиной», вступающим в конфликт с законом гораздо чаще, чем его собратья, имеющие комбинацию хромосом ХY. В обычных условиях наличие одной Y-хромосомы предопределяет мужской пол человека. Отсюда возникло предположение, что у лиц с хромосомной формулой XYY имеются некие дополнительные, избыточные «мужские» характеристики (повышенная агрессивность, сексуальность и т.д.), иными словами, возникла версия о том, что люди такого типа — прирожденные преступники.

Ажиотаж вокруг «супермужчин» впервые начался в середине 60-х годов, когда английский генетик Патрисия Джекобс опубликовала в журнале «Nature» сенсационные результаты цитогенетического обследования пациентов шотландской закрытой клиники «Carstairs», в которой содержались психически нездоровые убийцы и насильники. В клетках организмов последних добавочная Y-хромосома встречалась гораздо чаще, чем среди законопослушного населения. Обследовав контингент некоторых других аналогичных режимных заведений Великобритании и Дании, Джекобс высказала предположение, что именно дополнительная «мужская» хромосома лежит в основе высокой агрессивности этих людей.

В 1967 г. в том же журнале «Nature» появилась статья У. Прайса и П. Уотмора «Преступное поведение и мужской генотип XYY». В ней авторы доказывали, что наличие у мужчин в клетках дополнительной Y-хромосомы связано со склонностью к агрессии и различным правонарушениям. Во многом выводы статьи основывались на данных, полученных раннее Патрисией Джекобс. Авторы изучали хромосомные наборы пациентов, содержащихся в лечебных заведениях для лиц с умственным развитием ниже нормы, имевших склонность к жестокости и антисоциальному поведению. Выяснилось, что среди этой категории больных частота хромосомных наборов XYY составляла 3,5%, т.е. в 35 раза больше, чем в среднем в обществе. Отсюда было уже недалеко до прямого вывода — добавочная хромосома Y является «хромосомой преступности», которая заставляет ее носителей совершать различные правонарушения.

В результате уже в 1968 году (т.е. через три года после первой публикации Джекобс) во всем мире адвокаты, защищающие преступников с синдромом дубль-Y, вполне рутинно просили присяжных о снисхождении к своим клиентам, говоря о том, что пресловутая «лишняя хромосома» автоматически толкает «владельца» на правонарушения.

Но настоящий «супермужской» бум имел место в начале 70-х — после того как Национальный институт психического здоровья США одобрительно высказался о гипотезе Джекобс. В Англии, Канаде, Дании и некоторых штатах США началась, по сути, настоящая «охота на ведьм»: массовое генетическое обследование «конфликтных детей» и «трудных подростков» с откровенно нездоровым вмешательством в жизнь выявленных «супермужчин» — будущих педагогов, психологов, социальных работников. По мнению авторов идеи активного патронажа мальчиков с дополнительной Y-хромосомой, все это должно было непременно привести к снижению уровня преступности. В США был опубликован роман «XYY-мужчина», который сразу стал бестселлером. В нем описывалось, как вышедший из тюрьмы взломщик с роковой добавочной Y-хромосомой становится агентом британских секретных служб. Для него не существует моральных и этических барьеров, он необычайно агрессивен и способен выполнить самые рискованные и кровавые задания. В США выходит новый учебник биологии, где прямо указывается, что люди с хромосомным набором XYY очень агрессивны.

Но противники генетической теории преступности не сдавались. Так, американский генетик Т. Поуледж в опровержение теории Джекобс приводил данные, согласно которым:

а) уровень мужского гормона (тестостерона), как показали исследования, у лиц с набором хромосом XYY не отличается от этого уровня у лиц с набором хромосом XY, повышенная сексуальность таких лиц не подтверждена;

б) все лица с набором хромосом XYY обладают чисто физической характеристикой — повышенным ростом, — а иных физических отклонений нет;

в) психологические различия (коэффициент интеллекта), выявленные у лиц с набором хромосом XYY, хотя и ниже среднего по населению в целом, совпадают с показателями, характеризующими иных лиц, содержащихся в закрытых учреждениях;

г) сочетание хромосом XYY встречается в среднем у одного из тысячи новорожденных, и этот процент весьма постоянен, он никак не корреспондирует со значительным ростом или снижением уровня насильственной агрессивной преступности;

д) главное заключается в том, что в отличие от иных нарушений набора хромосом, однозначно ведущих к появлению болезни Дауна, наличие лишней хромосомы Y не ведет к явным и специфическим отличиям психологии и поведения таких лиц.

Формы их поведения (в том числе и случаи совершения ими насильственных преступлений) ничем, по существу, не отличаются от подобных же поведенческих актов людей с нормальным набором хромосом, образующих основную массу насильственных преступников.

Благодаря усилиям возмущенных генетиков и представителей общественности «охота на врожденных преступников» закончилась довольно быстро — уже в 1974-м они добились прекращения действия обозначенной выше программы. Но отголоски ее можно встретить и сегодня. Некоторые до сих пор уверены, что проблема «генетической агрессивности» носителей лишней Y-хромосомы незаслуженно обделена вниманием карающих и надзирающих структур.

Описанное выше — хороший пример того, как осторожные научные гипотезы усилиями гораздых до сенсаций журналистов и писателей преподносятся как неоспоримо доказанные истины. На самом деле ситуация с добавочной Y-хромосомой несколько сложнее. Во-первых, известно, что люди с хромосомным набором XYY, как правило, ни внешне, ни по уровню половых гормонов не отличаются от «обычных» мужчин. Их рост лишь ненамного превосходит средние величины. Они — полноправные и законопослушные члены социума. Лишь изредка наличие добавочной Y-хромосомы приводит к снижению умственных способностей.

Пока строго доказанным является лишь факт, что мужчин с хромосомами XYY достоверно больше в тюрьмах и колониях, чем на свободе. При этом можно допустить, что именно низкий уровень интеллекта, а не агрессия как таковая приводит таких людей на скамью подсудимых. Второе возможное объяснение — добавочная Y-хромосома действительно ответственна за повышение уровня врожденной агрессии, однако это влияние оказывается роковым лишь для лиц, не способных адекватно контролировать свои поступки. И этого недостаточно для того, чтобы назвать дополнительную Y-хромосому «хромосомой преступности».

 

Таким образом, биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации личности, сочетаясь с другими — социальными или психологическими.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных