Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние средств массовой информации на насильственную преступность




Медианасилие – это не только психологическая проблема, но также социальная и философская. Это проблема общества, принимающего эстетическую и инструментальную ценность насилия.
Первые попытки выявить влияние медианасилия на молодежную преступность относятся к началу 20 века. А.Лацис и Л. Кейлина в работе «Дети и кино» (1928 г.) указывают, что «наглядевшись в кино авантюрных картин, некоторые подростки перенимают приемы кинобандитов и предводителей шаек и переносят их в жизнь… Американские кинотрюки воспитывают русских хулиганов». Вопрос негативного влияния телевидения с тех пор обеспокоил множество исследователей
Влияние телевидения трудно переоценить. Стремление подражать экранным героям не всегда связано только с проявлениями агрессии. Отдельные исследования позволяют увидеть, насколько заразительными могут быть телевизионные программы и фильмы. Так, согласно заявлению «Итальянского национального института здоровья» часто итальянские подростки начинают курить, чтобы подражать актерам и звездам телевидения. Эксперты заявляют, что итальянские телеканалы Rai, Mediaset, La7 и MTV показывают курящего человека каждые 32 минуты. Причем большинство случаев курения ассоциируется с позитивным героем, победителем. Согласно исследованиям, проведенным в США, 38% американских подростков начали курить, копируя телевизионных героев. Результаты исследований WisdomWorks Ministries показали, что 41% американских подростков либо читали, либо смотрели истории о Гарри Поттере. В результате этого 12% из них серьезно заинтересовались колдовством, а 66% опрошенных принимали участие в различных оккультных ритуалах. Все сказанное говорит о том, что идентификация с виртуальными персонажами является неотъемлемым фактом нашей жизни. При этом подражание таким персонажам может приобретать самые различные формы, в том числе и насильственные.

 

Влияние СМИ на криминализацию молодежи.

 

Отдельные исследования, а также сообщения, поступающие из средств массовой информации, позволяют говорить о том, что вопрос о влиянии масс-медиа на криминализацию молодежи вполне актуален.

 

Выделяют следующие основные способы негативного воздействия телевидения на общественное сознание:

  • призыв к применению насилия, беспричинной агрессивности по отношению к себе подобным или «инициация агрессии»;
  • излишне детализированная демонстрация насильственных актов расправы над жертвами преступлений;
  • намеренное акцентирование внимания аудитории на жестоких, насильственных действиях как норме повседневной жизни;
  • культ грубой силы в СМИ, создание жестокого образа супергероя, пренебрегающего выбором средств для достижения поставленной цели;
  • описание технологии криминальной агрессии;
  • нагнетание чувства страха, беспомощности, размывание установок на борьбу с преступностью;
  • стирание грани между нравственным и безнравственным в межличностных отношениях.

 

Отношение подростков к насилию на экране в целом скорее положительное. Опрос 1152 школьников Москвы, проведенный центром социологии образования РАО, показал, что около трети подростков (30,8%) считают, что в телетрансляциях «слишком много» сцен насилия. Практически столько же (31,6%) думают, что эти сцены существуют «в допустимом количестве». Остальные 37,6%, вообще «никогда не задумывались» над этим вопросом.

Удовольствие от сцен насилия испытывают 10,9% опрошенных и, наконец, тех, кто «специально выбирает передачи с большим количеством насилия» — 2,8%. К.А. Тарасов приводит сведения о 6% российских подростков, считающих, что жестокие фильмы учат, как нужно овладевать искусством насилия. В крайней форме эта позиция выражена в следующей записи, оставленной в анкете: «Жизнь жестока, и чтобы выжить, надо быть таким же. На земле нет правды и честных людей». Отмечено также, что у 39-43% подростков, склонных к хулиганским поступкам и участию в драках, насилие на экране вызывает положительные эмоции. Таким образом, 3-11% подростков тяготеют к регулярному потреблению медианасилия. Эти данные сопоставимы со сведениями о ролевой идентификации подростков. Среди российской молодежи 8,3% идентифицируют себя с агрессором, 11,8% с жертвами.

 

Приведенные сведения говорят о том, что увлечение натуралистическими сценами насилия имеет прямое отношение к процессу получения удовольствия, и нередко к идентификации с агрессором.


Воздействие медианасилия на подростковую преступность может проявляться в нескольких формах:

  1. нелинейное воспроизведение агрессии - наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних;
  2. линейное воспроизведение агрессии - демонстрируется поведение, представляющее собой прямую имитацию наблюдавшегося на телеэкране (патологическая, умышленная);
  3. косвенные влияния (снижение сопротивления со стороны жертв насилия, виктимизация населения).

Во-первых, наблюдение агрессии повышает вероятность общей криминализации несовершеннолетних. Это означает, что подросток не обязательно будет копировать увиденное насилие. Достаточно того, что антиобщественное поведение несовершеннолетнего сопровождается или предваряется активным просмотром телепередач преимущественно со сценами насилия. Вопрос о том, что изначально агрессивные дети могут предпочитать передачи с насилием, и по сей день остается дискуссионным.


Социологические опросы российских подростков показывают, что телевидение является основным источником информации о противоправных действиях несовершеннолетних. 81 % законопослушных подростков, 62 % состоящих на учете и 50 % учащихся закрытых спецшкол, по их словам, черпают информацию о молодежной преступности именно из телевизионных программ и фильмов. В опросах американских заключенных США 63% из них заявили, что совершили преступление, подражая телевизионным героям, а 22% переняли из передачи телевидения «технику преступления». По данным Дж. Кэнтор 51% несовершеннолетних преступников назвали своим любимым фильмом картину, содержащую сцены насилия.


Таким образом, насилие на телевидении является одним из условий становления агрессивной личности. Оно не принимается как руководство к действию, но, входя в дом, убеждает детей в ничтожности человеческой жизни.


Во-вторых, преступления могут быть имитацией увиденного насилия. Это феномен подражания, имитации, а подобные правонарушения, совершенные фанатами фильмов, называются – «copycat crimes» или преступления-имитации.

 

Примеров подобных преступлений достаточно много. Как правило, они совершаются через короткое время после показа сцен насилия на телевидении и резко снижаются примерно через четыре дня после освещения провоцирующих сообщений. Лабораторные эксперименты показали, что эффект от наблюдаемого насилия длится около часа (Бьювиник, Берковиц, 1976; Уилсон, Капитмен, 1982). В ряде случаев временной интервал между показом насилия и его имитацией достигал нескольких месяцев. В этой ситуации агрессия носила инструментальный характер.

Все имитационные действия можно разделить на несколько групп: а)патологические (воспроизведение сцен агрессии, вызванное психическим отклонением), б) типичные (воспроизводятся отдельные компоненты агрессивных сценариев в контексте социальных отношений не отождествляемых с фильмом), в)казуальные (не являющееся преступлением воспроизведение сцен насилия при отсутствии понимания его общественной опасности).

на то, что они являются фанатами и последователями «Крика».

 

Бесспорно, отличительной чертой патологического подражания является то, что насилие в реальной жизни становиться продолжением кинофильма, сюжеты которого были дополнены собственной болезненной фантазией.

 

Типичные имитационные действия с точки зрения уголовного права являются преступлениями. Они могут быть не менее жестокими, чем собственно патологические действия, последние, однако, не всегда могут получить легальную оценку, в связи с невменяемостью преступника. При типичных имитационных действиях преступник, хоть он и подражает увиденному на экране, но все же осознает характер своих действий и остается при этом вменяемым.

 

Казуальные имитационные действия представляют собой причинение вреда без преступного умысла, когда общественная опасность копируемого насилия недооценивается или не осознается в силу различных причин.


В-третьих, телевидение может оказывать косвенное влияния на жертв преступления, снижая, например, их желание наказать агрессора. Ярким примером послужит фильм, транслировавшийся телекомпанией CBS под названием «Кричи: Насилуют». «Его сюжет сводился к тому, что жертва изнасилования, пожелавшая выдвинуть обвинения против виновника, рискует подвергнуться тяжелым испытаниям, которые могут оказаться не менее мучительными, чем само изнасилование. В данном случае, насильник предоставил убедительные доказательства того, что его совратила сама женщина. В течение следующих нескольких недель резко снизилось количество обращений в полицию об изнасилованиях - очевидно потому, что жертвы, насмотревшись телевизора, боялись, что полицейские им просто не поверят». В данном случае насильственная преступность находила прямое подкрепление в подобном поведении жертв.

 

Не следует забывать, что фильмы могут также влиять на возникновение других форм аддиктивного поведения. Это может быть пристрастие к необоснованному риску, опасному для жизни, увлечение некоторыми формами асоциального поведения и проч.
Очевидно, что средства массовой информации, как и другие социальные факторы не могут не влиять на молодежную преступность. Вклад медианасилия в криминализацию молодежи можно оценивать по-разному и все же необходимо признать, что вклад этот существует. Разумеется, можно говорить о том, что больше 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кино и телепередач, но доказать эту связь очень сложно. Более того, обвинять фильмы и телепередачи в том, что они делают детей жестокими, все равно, что судить не преступника, а нож за убийство человека. Такая практика, конечно, была, но, увы, не в самые лучшие времена человечества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных