Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причины, условия рецидивной преступности.




Рецидивную преступность нельзя отделять Китайской стеной от преступности первичной, ибо та и другая имеют одни и те же социальные корни. В истории еще не было случая, что­бы существовала только первичная преступность без опреде­ленного количества рецидива, и наоборот. Это вполне законо­мерно. Вместе с тем на рецидивной преступности сказываются обстоятельства двоякого рода: во-первых, причины и условия, влияющие на преступность в целом, во-вторых, специфические криминогенные факторы, характерные именно для данной раз­новидности преступности. Происходит своеобразное наслаива­ние, а точнее - переплетение новых негативных обстоятельств с действовавшими ранее и не устраненными ко времени отбы­тия наказания.

Рассмотрим типичные криминогенные факторы, характерные именно для рецидивной преступности. Условно их можно разде­лить на три группы:

1) недостатки и проблемы в деятельности уго­ловно-исполнительных учреждений;

2) просчеты судебных орга­нов;

3) трудности постпенитенциарного периода и упущения в ра­боте с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Проводя анализ первой группы криминогенных обсто­ятельств, справедливо будет отметить, что лишению свободы как пенитенциарному институту свойственны, как минимум, следующие внутренние противоречия. Во-первых, ставя зада­чу по максимальному приспособлению осужденного к жизни общества, его отделяют от этого общества. Во-вторых, желая научить осужденного социально полезному активному поведе­нию, его содержат в обстановке строгой регламентации, кото­рая неизбежно вырабатывает пассивность. Наконец, думая за­менить в сознании человека вредные представления и привыч­ки правильными, стремясь привить ему социально полезные качества, его помещают в сообщество ему подобных, отчего вероятность (а точнее - неизбежность) «заражения» отрица­тельными чертами возрастает. Ведь сообщество осужденных активно, оно нейтрализует позитивное исправительное воз­действие.

Совершенно очевидно, что эта естественная, практически неустранимая противоречивость сама по себе умножает и дру­гие трудности и проблемы, стоящие перед пенитенциарной системой.

В частности, сегодня серьезную опасность представляет воз­росшая напряженность между осужденными, с одной стороны, и охраной, административно-воспитательным персоналом - с другой. Критического состояния достигло самоуправство осужденных, возродились в «зонах» традиции «воров в законе», широко используется метод организованного давления на адми­нистрацию, массовых отказов от работы. И все это происходит на фоне пришедшей в негодность материальной базы самих уго­ловно-исполнительных учреждений: 70% следственных изоля­торов, тюрем и т.п. построены в XVIII—XIX веках!

К числу серьезных проблем относятся отсутствие в ряде ис­полнительных учреждений собственной производственной базы, недостаточная эффективность трудового воспитания осужденных и неполный их охват производственным и общим обучением. А ведь общеизвестно, что безделье порождает не­дисциплинированность, стремление убить время в карточной игре, приводит к резкому увеличению числа проступков, пре­ступлений, усиливает опасность разлагающего влияния одних осужденных на других.

Для успешного исправления преступников мало одного лишь поголовного вовлечения их в общественно полезный труд и обучения специальности. Труд без повседневной воспитатель­ной работы не может служить достаточным средством исправле­ния. В уголовно-исполнительных учреждениях такая работа, бе­зусловно, ведется, но в ней много показушности, формализма, не всегда используются ее индивидуализированные формы. В местах лишения свободы по-прежнему очень мало психоло­гов, социальных работников, необходимость участия которых предусмотрена «Минимальными стандартами» ООН. Страдает недостатками дисциплинарная практика УИУ. Иногда без до­статочных оснований назначаются взыскания или, наоборот, поощрения. Все еще преобладающей мерой взыскания является водворение в штрафной изолятор и мало используются иные, более действенные средства воспитания.

К сожалению, недооценивается большое профилактическое значение раздельного содержания разных категорий осужден­ных. Иногда по самым различным утилитарным соображениям в колониях общего режима содержатся и рецидивисты, и лица, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Слабым местом в деятельности уголовно-исполнительных учреждений является недостаточная связь с освобожденными из мест лишения свободы. Администрация очень редко прояв­ляет интерес к их жизненным планам, к тому, как они трудоуст­роились, как складываются их судьбы.

Наконец, нельзя не отметить существенные изъяны в кадро­вом составе УИ, прежде всего начальников отрядов и воспита­телей. Эта категория сотрудников должна иметь высокий уро­вень образования, владеть специальными знаниями, постоянно их пополнять и совершенствовать. Между тем данные требова­ния не выдерживаются. Труд в «зонах» и тюрьмах опасен, сопря­жен с психологическими перегрузками, не подкреплен ни мо­ральными, ни материальными стимулами. Все сказанное и мно­гое другое ведет к разрушению профессионального ядра работников пенитенциарных учреждений.

Определенную роль в сохранении рецидивной преступ­ности играют ошибки в судебной практике: просчеты в опреде­лении режима и условий содержания различных категорий осужденных, серьезные недостатки в применении институтов условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены его более мягким. В частности, исследования пока­зывают, что каждый девятый из вышедших на свободу стано­вится рецидивистом в результате неправильного применения к нему условно-досрочного освобождения. 40% изученных лиц, освобожденных условно-досрочно и вновь совершивших пре­ступления, имели в период отбывания предыдущего наказания взыскания за различные нарушения режима, но все-таки были представлены к УД О.

Столь же небезупречна практика вошедших в моду широ­ких амнистий и помилований. Конечно, условно-досрочное освобождение является необходимым компонентом так на­зываемой прогрессивной системы отбывания лишения сво­боды, служит эффективным средством исправительного воздействия на преступников. Не все амнистированные и помилованные возвращаются к преступной деятельности. Однако практика необоснованно широкого применения на­званных уголовно-правовых институтов не только стимули­рует рецидивную преступность, но и подрывает предупреди­тельную силу наказания. Уголовный закон и суд теряют свой авторитет, тем самым наносится ущерб решению задач пра­восудия

В значительной мере рецидивной преступности способ­ствуют трудности постпенитенциарного периода, отсутствие ре­альной системы оказания социальной помощи бывшим осуж­денным, ошибки и упущения в работе с ними.

Следует прямо сказать, что администрация предприятий, где они трудятся, общественные организации по месту их жи­тельства редко возлагают на себя обязанность вдумчиво и кро­потливо работать с бывшими преступниками, вообще не ин­тересуются их окружением и поведением в быту, проведением досуга. Из 2 тыс. изученных рецидивистов поведение боль­шинства вообще не интересовало администрацию, 95% сразу же после освобождения занялись систематическим пьянством и потреблением наркотиков. На это обстоятельство мало кто обращал внимание. Обоснован здесь упрек органам МВД, слабо осуществляющим административный надзор, не все де­лающим для разобщения бывших преступников с близкой им средой. Исследования показывают, что более 87% рецидивис­тов сохраняют прежние связи, в частности с ранее судимыми лицами.

Другого рода негативное обстоятельство: освобожденному приходится заново налаживать свою жизнь, но он отвык от нор­мальных ее условий за долгие годы пребывания в местах лише­ния свободы. Многолетнее подавление криминальных наклон­ностей в характере человека в известной мере обезволивает его. Привычка делать все по команде, повседневная уверенность в том, что его потребности в пище, жилье, одежде будут удовле­творены, даже если он пальцем не пошевелит для этого, делают его пассивным. Психологически это понятно. В условиях изоля­ции меняется и насыщение конкретного понятия свободы. Ес­ли в начале срока она понимается как жизнь со всеми ее забота­ми и трудностями, то по истечении нескольких лет это понятие идеализируется. Жизнь в условиях свободы представляется бес­конфликтной, что является результатом отвыкания от нее. Меч­та постепенно оформляется в некий сказочный образ.

Между тем лица, освободившиеся из мест заключения, могут встретить настороженное или резко отрицательное отношение к себе со стороны окружающих. Ведь в массовом общественном сознании со словом «преступник» (пусть даже бывший) нередко связывается образ некоего злодея, у которого нет положитель­ных черт. Бывшие осужденные отлично осознают такое отноше­ние, консолидируются с себе подобными, противопоставляя свою общность так называемой законопослушной среде. В све­те сказанного вполне объяснимо парадоксальное, на первый взгляд, явление, когда некоторые неоднократно судимые реци­дивисты, освободившись, стремятся вновь вернуться в места лишения свободы. Их повторные преступления выступают (ча­сто неосознанно) способом преодоления отчуждения в услови­ях свободы, где они не могут адаптироваться.

Важно подчеркнуть еще одно обстоятельство, чтобы не впа­дать в крайность. Как уже отмечалось, подавляющее число ре­цидивистов считает себя жертвами социальных обстоятельств, готовы винить в своих злоключениях кого угодно, только не се­бя. Малейшее потворствование этим взглядам порождает у них резкую утрату чувства ответственности, неуемную требовательность к различным государственным и общественным органам об «особом» к ним отношении, ибо в противном случае они не могут удержать себя от преступления. Нельзя бывшего преступника ставить в лучшие условия по сравнению с законопослушными гражданами. Но не следует пренебрегать оказанием справедливо необходимой помощи им в решении социальных проблем, нельзя ставить их в положение изгоев общества. Во всем необходимо чувство меры.

Устранение рассмотренных групп криминогенных об­стоятельств, обусловливающих рецидивную преступность, со­ставляет костяк системы ее предупреждения.

В частности, отсутствие в ряде уголовно-исполнительных учреждений собственной производственной базы необходимо компенсировать договорами с предприятиями на выполнение второстепенных работ с одновременным обеспечением сырьем; материалами, технологическим оборудованием. Кроме того, следует активнее использовать молодые, сильные, хотя и не сто­сковавшиеся по работе руки осужденных в уборке, ремонте, благоустройстве территории самих исправительных учреждений. К сожалению, администрация многих пенитенциарных уч­реждений упускает такую возможность.

Эффективность профилактики рецидива во многом зависит также от своевременного установления контактов между работ­никами мест лишения свободы и органов милиции по поводу предстоящего освобождения особо опасного рецидивиста или субъекта тяжкого преступления с целью оперативного принятия необходимых мер по надзору за этими лицами.

После выхода на свободу бывшим осужденным должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом имеющейся у них специальности. Это - задача местной администрации. Что касается нетрудоспособных (инвалидов и престарелых), то согласно установленному порядку они должны направляться в дома престарелых и инвалидов или над ними должно устанав­ливаться опекунство.

Предотвращение новых преступлений со стороны освобо­дившихся лиц требует хорошо поставленной работы по регист­рации судимостей, выявлению криминальных группировок с их участниками и планами. Важное значение для профилактики рецидивной преступности имеет работа с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными: хорошо поставленный учет, систематическое наблюдение за их поведением в быту, на работе и учебе, оказание им необходимой поддержки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных