Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности




Органы внутренних дел являются одним из основных субъектов предупреждения преступности в системе правоохранительных органов. Многие формы, методы предупредительной деятельности различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере совпадают.

Вместе с тем каждое подразделение занимается своим направлением в предупреждении преступности, типичные для них объекты предупреждения.

Важная роль в предупреждении преступности принадлежит подразделениям криминальной милиции и, прежде всего, аппаратам уголовного розыска.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности» предупреждение преступлений является одной из основных задач уголовного розыска. Однако эта задача решается в процессе реализации уголовным розыском иных основных задач, являющихся доминирующими этой службы: выявления, пресечения, и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.

Наибольшее профилактическое значение в деятельности уголовного розыска имеют следующие направления:

1) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся с целью привлечения виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности, пресечения предварительной преступной деятельности, склонения к добровольному отказу лиц, осуществляющих эту деятельность.

2) Выявление причин и условий конкретных преступлений, их устранение. Источниками выявления этих причин и условий могут служить:

- результаты анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

- материалы уголовных дел;

- сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;

- данные административной практики;

- информация из печати, по радио и телевидению;

- сообщения от должностных лиц, общественности, отдельных граждан и т.д.

3) работа с лицами, состоящими на оперативном учете. В информационной системе уголовного розыска содержатся сведения о лицах, которые состоят под административным надзором, которые проходят по делам оперативного учета; осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; осужденным условно; потребляют наркотики и т.д.

Формы работы с этими лицами могут быть различны:

- воспитательные беседы;

- воспитательное воздействие через администрацию, где они работают, общественные организации, где они состоят;

- привлечение для воспитательного воздействия родственников, знакомых, которые пользуются авторитетом у этих лиц;

- помощь в бытовом и трудовом устройстве;

- привлечение к профилактической работе сотрудников других служб ОВД;

- использование для воспитательного воздействия агентов и доверенных лиц;

- принятие мер к оздоровлению бытового и неформального окружения этих лиц.

4) работа с группами, состоящими на оперативном учете. На этот учет ставятся преступные группы и группы, сформированные на антиобщественной основе. Профилактическая работа должна проводиться как с группой в целом, с целью ее переориентации на правомерную деятельность или разобщения, так и с отдельными ее участниками.

5) Работа с гражданами (агентами, доверенными лицами), оказывающими содействие уголовному розыску в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Эти лица могут быть использованы для предупреждения конкретных преступлений, оперативного обслуживания мест сбыта добытого преступным путем имущества, мест сбора лиц с преступным и антиобщественным поведением и т.д.

6) Участие работников УР в правовой пропаганде среди граждан. Это могут быть публичные выступления непосредственно перед гражданами (по месту жительства, в трудовых коллективах, клубах и т.д.), выступления в средствах массовой информации, индивидуально-групповые беседы. Эта пропаганда должна быть регулярной, основываться на конкретных примерах, призывать оказывать граждан помощь в борьбе с преступностью.

В предупреждении экономических преступлений важную роль играет подразделение борьбы с экономическими преступлениями (БЭП).

Используя специфические средства и методы, в том числе оперативно-экономический анализ, сотрудники данных подразделений изучают развитие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, аграрного комплекса и др.) и затем вырабатывают меры упреждающего характера. По фактам вскрытых хищений, хозяйственных и должностных преступлений сотрудники БЭП информируют органы государственной власти и управления, хозяйственных руководителей о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений.

Сотрудники БЭП осуществляют взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, налоговой службой, службой по антимонопольной политике.

Аппарат БЭП активно взаимодействует со средствами массовой информации, с помощью которых влияет на формирование правового сознания населения.

Органы дознания и предварительного следствия осуществляют деятельность по предупреждению преступности, руководствуясь установленным в законе положением об обязательном рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 144 УПК РФ), строгом соблюдении установленных в законе сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Важность выполнения установленных в законе положений определяется тем, что отсутствие реагирования либо запоздалое реагирование на совершенное преступление со стороны правоохранительных органов может привести к новым преступлениям со стороны лиц, ранее их совершивших, формированию у них комплекса безнаказанности.

Выяснение следователем, лицом, производящим дознание, обстоятельств дела имеет большое предупредительное значение, это важно как для правильной квалификации содеянного, так и при определении судом наказания.

Немалое значение в предупреждении преступлений имеет правильный, т.е. обоснованный и целесообразный в каждом конкретном случае выбор меры пресечения к лицу, совершившему преступление.

Важнейшим направлением в предупреждении преступлений следственных аппаратов и подразделений дознания является выявление ими причин и условий, способствовавших совершению преступлений, внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представления о принятии мер по их устранению. Наряду с этим они ведут предупредительную работу в непроцессуальных формах: проводят беседы, лекции, выступают в средствах массовой информации на правовые темы, тем самым способствуя формированию общественного правового сознания.

Большая роль в предупреждении преступности принадлежит подразделениям милиции общественной безопасности: службе участковых инспекторов, подразделениям патрульно-постовой службы, лицензионно-разрешительной службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделениям вневедомственной охраны, подразделениям по делам несовершеннолетних.

Для службы участковых инспекторов милиции, которая входит в систему профилактики правонарушений, предупреждение преступлений является одним из основных видов деятельности. Профилактическая деятельность участковых инспекторов состоит в следующем:

1) выявление, в отдельных случаях постановка на учет лиц, совершивших преступления, правонарушения, антиобщественные поступки (лиц, употребляющих наркотики, злоупотребляющих спиртным, устраивающих семейные дебоши, подростков, убегающих из дома и т.д.).

2) обеспечение наблюдения за проведением этих лиц, в целях принятия своевременных превентивных мер (например, доставление на медицинское обследование лиц, употребляющих наркотики, оказание содействия в госпитализации на стационарное лечение тех из этих лиц, которые страдают психическими отклонениями и т.д.), проведение с этими лицами индивидуально-воспитательной работы, по указанию начальника ОВД доставление в горрайорган лиц для регистрации и официального предостережения о необходимости прекращения антиобщественного поведения, обеспечение привлечения этих лиц к уголовной и административной ответственности.

3) выявление и учет лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, проведение с ними индивидуально-воспитательной работы, оказание им помощи в бытовом и трудовом устройстве.

4) Осуществление административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.

5) Участие в целевых рейдах, целевых проверках мест отдыха, других объектов, в общепрофилактических мероприятиях на административном участке.

6) Участие в правовой пропаганде среди населения.

В нормативных документах МВД РФ подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.

Патрульно-постовая служба милиции предупреждает преступления на постах и маршрутах патрулирования. Осуществляя патрульно-постовую службу, сотрудники милиции проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым криминогенным поведением, выявляют условия способствующие совершению преступлений на улицах других общественных местах и информируют об этом дежурного ОВД.

Сотрудники ГИБДД контролируют техническую исправность автомототранспорта и состояние дорог, устанавливают и поддерживают безопасный режим дорожного движения, обеспечивают допуск к управлению автотранспортными средствами лиц, имеющих соответствующую подготовку и водительские удостоверения, принимают меры административного взыскания к нарушителям правил дорожного движения.

Подразделения ГИБДД проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, предупредительную работу по угонам и кражам автомототранспорта; взаимодействуют с другими подразделениями органов внутренних дел по борьбе с угонами и кражами автомототранспорта; выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению.

Подразделения ГИБДД ведут большую разъяснительную работу среди населения, особенно среди несовершеннолетних, направленную на уяснение и соблюдение правил дорожного движения, на позитивное поведение на дорогах.

Подразделения лицензионно-разрешительной службы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в соответствии с законодательством выдают организациям, предприятиям и учреждениям разрешение на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов. Они выдают гражданам в установленном порядке разрешения на приобретение, хранение гражданского оружия, осуществляя его перерегистрацию. Осуществляя контроль за частной детективной и охранной деятельностью сотрудники подразделения выявляют охранно-сыскные предприятия, службы безопасности и конкретных лиц, оказывающих услуги клиентам без получения лицензии и регистрации в соответствующих органах, принимают меры по пресечению их незаконной деятельности. Они обеспечивают надлежащий контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности огнестрельного оружия и специальных средств, порядок их приобретения и хранения в соответствии с действующим законодательством.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел реализуют свою предупредительную деятельность с учетом требований Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних и положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних», в котором определены подходы в решении проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних с учетом международно-правовых документов.

В соответствии с законом о профилактике (ст.21) ПДН проводит индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:

- употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;

- совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного воздействия;

- совершившими правонарушения, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;

- не подлежащим уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;

- получившим отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушение режима, совершая противоправные деяния и(или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и(или) нуждаются в социальной помощи и(или) реабилитации;

- осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

На наш взгляд, законодательное определение столь широкого круга несовершеннолетних, с которыми ПДН должны осуществлять предупредительную работу, представляется нецелесообразным. Столь широкое определение объекта предупреждения во многом предопределяет низкую результативность осуществляемой деятельности. В современной педагогической науке не вызывает споров положение, в соответствии с которым, работать сколь-нибудь результативно с большим количеством разных по возрасту и направленности поведения (но в большинстве случаев трудных, педагогически запущенных) подростков крайне сложно и ожидать сколь-нибудь положительный результат от такой деятельности довольно трудно, особенно с учетом многофункционального характера деятельности субъектов воспитания.

Все сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о профилактике. В частности, подразделения по делам несовершеннолетних:

- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не имеющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних и(или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и(или) антиобщественных действий при совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, не совершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

- рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних;

- участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- вносит в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;

- принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

Анализ определенных в законе функций ПДН показывает, что большая их часть направлена на реализацию различных форм контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете. Однако использование преимущественно контрольных форм предупреждения преступлений может в определенных случаях выступать в качестве «катализатора» как антиобщественного, так и преступного поведения несовершеннолетних. Поскольку только контроль, без идущего параллельно (рядом) воспитания, основанного на использовании форм совместной деятельности, может усилить процесс отторжения несовершеннолетнего от лиц, проводящих с ним индивидуальную профилактическую работу и способствовать поиску несовершеннолетним новых отношений с людьми, с которыми он будет чувствовать себя более комфортно свободно. Практика показывает, что нередко такой поиск заканчивается попаданием несовершеннолетнего в среду себе подобных и совершением преступления.

Слишком широкое определение предмета предупредительной деятельности ПДН, расширение функциональных обязанностей работников этой службы ведомственными нормативными актами, их систематическое отвлечение руководством органов внутренних дел от выполнения их непосредственных функций обусловливает формирование у работников ПДН позиции избегания в осуществлении собственно предупредительной деятельности. Т.е. на практике, происходит то, что должно происходить, поскольку возможность любого органа анализировать информацию, учитывать это при принятии решений небезграничны. Перегрузка неизбежно ведет к выделению сравнительно узкого круга особо значимых, приоритетных параметров и совокупности прочих, формальное управление которыми приобретает главным образом ритуальный характер.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных