Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые основы деятельности субъектов предупреждения преступности




Предупреждение преступности предполагает такое развитие экономической, политической, социальной сфер, которое бы способствовало устранению либо нейтрализации негативных сторон общественной жизни, способных проявиться в качестве детерминант преступности. Очевидно, что такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием, поскольку известно, что право является важным регулятором социального развития, общественных отношений, в том числе и тех, которые складываются в сфере предупреждения преступности.

Следует отметить, что в настоящее время процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Он представляет собой совокупность разных законов и иных нормативно-правовых актов, в которых наряду с определением полномочий соответствующих субъектов деятельности по охране правопорядка, закреплены и соответствующие предупредительные функции.

Отметим, что для данного вида социальной практики огромное значение имеет позитивное регулирование правом нормального хода общественной жизни. Нормам конституционного, гражданского, семейного, трудового и других отраслей права стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляются также общественные отношения, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют либо нейтрализуют действия ее детерминант. Можно утверждать, что право способствует реализации антикриминогенного потенциала общества в целом и отдельных его институтов. Действие антикриминогенных факторов, будучи в той или иной степени урегулированными нормами права, осуществляется применительно к задачам предупреждения преступности не стихийно, а целенаправленно, т.е. как составная часть научно обоснованного управления социальными процессами.

Очевидно, что огромное значение в этом процессе отводится нормам международного права. К ним, прежде всего, относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Базисное значение для правового обеспечения предупреждения преступности имеет ряд положений Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой фундаментальной обязанности осуществляется разными способами, в том числе путем предупреждения государственными органами уголовно-наказуемых посягательств на права и свободы граждан. Конкретизация в главе 2 Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в ней гарантии их осуществления. Средства защиты, допустимые ограничения, устанавливают статус личности, из которого должны исходить все государственные и общественные органы, осуществляя любой вид деятельности, включая предупреждение преступности. В частности, при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности (ст. 21); никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35) и т.п. Признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, свободы экономической деятельности (ст. 8), определяют основные сферы деятельности, направленность и общую стратегию усилий государства по предупреждению в современных условиях экономической преступности.

Для организации виктимологического предупреждения огромное значение имеет ст. 52 Конституции РФ, устанавливающая, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его нормами определен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности, что именно уголовный закон определяет объем и структуру преступности и любые его изменения ведут к изменениям в преступности. Нормами уголовного закона, регулирующими систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания, устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания. Важными элементами этого режима, создающими юридические основания предупредительной работы с лицами указанных категорий, являются установленные для них правоограничения, специальные правила и обязанности, наблюдение и контроль за их поведением со стороны органов уголовной юстиции и общественности. На наш взгляд, большое значение для правового обоснования мер индивидуального предупреждения рецидива преступлений имеет уголовно-правовой институт судимости. Предупредительный эффект уголовно-правовых норм достигается путем их воздействия на правосознание граждан. Помимо упоминавшихся норм с так называемой двойной превенцией можно выделить еще ряд статей УК РФ, которые предоставляют в распоряжение субъектов предупредительной деятельности конкретные правовые средства воздействия на детерминанты преступности, в частности, нормы, стимулирующие поведение, препятствующее совершению преступлений (необходимая оборона, добровольный отказ от совершения преступления, применение принудительных мер воспитательного воздействия и др.).

Практически весь процесс исполнения наказаний, который регулируется нормами уголовно-исполнительного законодательства, способствует предупреждению преступности. Для правового регулирования предупреждения рецидива преступлений особое значение имеют нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство освобожденных, цели, основания и порядок наблюдения за лицами, освобожденными условно-досрочно и т.д.

Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством. Наряду с этим уголовно-процессуальный закон устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных определений (постановлений) суда. Большое значение для правового регулирования предупреждения преступности имеют нормы уголовно-процессуального кодекса, которые в совокупности с соответствующими нормами уголовного права регламентируют основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, в связи с примирением с потерпевшим, с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступности играют нормы административного права. К ним, прежде всего, относятся нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения, наказания. Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркотизмом, проституцией, бродяжничеством, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологическими правонарушениями и др. Предупредительный эффект применения административно-правовых санкций проявляется в плане как частной, так и общей превенции, а также путем воздействия на конкретные криминогенные ситуации, создания обстановки, исключающей фактическую возможность продолжения противоправной деятельности. Нормами административного права устанавливается порядок деятельности милиции, контрольных и иных государственных органов, определяется их компетентность, права и обязанности в сфере предупреждения преступности и других правонарушений.

К административному праву относятся нормативно-правовые акты отраслевых органов исполнительной власти, детально регламентирующие их деятельность по предупреждению преступности. В качестве таковых можно сослаться на принятые в 1993 году МВД РФ Наставление о деятельности службы и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Положение о координационно-методическом совете МВД РФ по профилактике преступлений.

Нормы рассмотренных отраслей права несут основную нагрузку по правовому обеспечению процесса предупреждения преступности в нашей стране. Однако сам характер предупредительной деятельности таков, что в ней находят применение нормы не только тех отраслей права, которые непосредственно нацелены на предупреждение преступности, но и ряд других отраслей прав. Это нормы гражданского (например, ст. 30 ГК РФ предусматривает ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами), семейного (например, ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, регламентирующие основания, порядок и последствия лишения либо ограничения родительских прав), а также нормы трудового, финансового, земельного и других отраслей права.

Кроме того, на правовое регулирование предупреждения преступности большое влияние оказывают законы и нормативные акты, направленные на защиту граждан Российской Федерации от преступности. К ним, прежде всего, относятся: Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 мая 1999 года, Указы Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 года № 361, «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» от 8 октября 1992 года № 1189, «О милиции общественной безопасности» от 12 февраля 1993 года № 209, «О необходимых мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 года № 1226 и др.

К правовой основе предупреждения преступности нужно отнести и Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принятые в 1994, 1996, 1999, 2001, 2004 годах. Эти программы представляют собой документ, в котором представлены все направления по противодействию преступности с целью радикального изменения криминогенной обстановки в стране.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных