Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предупреждение преступности судом, ФСБ, ФСИН




 

Большая роль в предупреждении преступности принадлежит суду. Основными направлениями этой деятельности являются:

1) правовое и нравственное воздействие на участников судебного процесса, иных граждан, присутствующих при судебном разбирательстве;

2) выявление судом причин и условий совершения преступлений в процессе судебного следствия;

3) координация судом своей профилактической деятельности с деятельностью других субъектов профилактики;

4) участие в правовой пропаганде среди населения.

Очевидно, что первое направление деятельности суда можно рассматривать в качестве основного, поскольку само рассмотрение гражданских и уголовных дел играет большую предупредительную роль.

Основной формой предупреждения, в которой реализуется первое направление, является собственно судебный процесс. Суд может так организовать подготовку и проведение судебного заседания, чтобы одновременно с решением своей основной задачи – правильного применения закона при рассмотрении конкретного дела, максимально способствовать и решению задачи предупреждения преступлений.

При осуществлении судебного процесса необходима достаточная его убедительность, которая формирует отношение окружающих к судебному решению как к обоснованному и справедливому. Достигнуть этого суд может в результате полного и всестороннего рассмотрения уголовного дела. Не последнюю роль в этом играют выступления в суде общественного обвинителя и общественного защитника.

Сам ход судебного разбирательства (процесса) воздействует на правосознание подсудимого и других граждан. В этом отношении в научной литературе выделяются две стороны профилактической деятельности суда: частную и общую превенцию. Возможности суда по частному предупреждению объективно ограничены потому, что непосредственное воздействие на подсудимого чаще всего осуществляется в течение непродолжительного времени. Однако исследователи отмечают, что эффективность частного предупреждения зависит от уровня культуры судебного процесса, от точного соответствия наказания вине подсудимого, справедливости судебного решения.

Второе направление в деятельности суда по предупреждению преступлений состоит в выявлении причин и условий совершения преступлений и воздействия суда на них. На практике воздействие суда на причины и условия чаще всего осуществляется в форме вынесения частных определений. По своему значению частные определения считаются одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступлений. Однако, говоря так, нужно иметь в виду только те частные определения, которые в своей основе имеют вскрытые судом причины и условия, способствовавшие совершению преступлений. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что частные определения носят неконкретный формальный характер.

Важным является вопрос об установлении контроля за исполнением вынесенных судом частных определений. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с нарушением сроков ответов на вынесенные частные определения и, во-вторых, с формальностью получаемых судом ответов.

Одним из важных направлений предупредительной деятельности суда следует считать его деятельность по координации работы с другими правоохранительными органами. В этом плане у суда должны быть устойчивые информационные связи с органами следствия, органами, исполняющими уголовные наказания, с общественными организациями, средствами массовой информации и другими субъектами, осуществляющими предупредительную деятельность.

Анализ практики позволяет нам говорить о том, что в настоящее время такие связи очень слабы и причиной тому является слабая организация в деятельности самого суда. Отчасти данное положение можно объяснить перегруженностью судов делами, требующими рассмотрения. Вместе с тем, данное объяснение нельзя рассматривать в качестве оправдания. Анализ практики показывает, что наиболее широко применяемыми формами координации предупредительной деятельности являются междведомственные и координационные совещания, методические советы и другие организационные мероприятия, направленные на обеспечение согласованности совместных усилий многих органов, учреждений, негосударственных объединений, осуществляющих различные функции в борьбе с преступностью. Помимо работников правоохранительных органов в работе совещаний, советов принимают участие представители органов государственного и муниципального управления, депутаты разных уровней и другие заинтересованные лица. Именно на таких совещаниях осуществляется работа по выработке согласованных мер борьбы с преступностью; обсуждаются проекты местных нормативных актов, направленных на усилия борьбы с преступностью; обсуждаются основные положения региональных программ борьбы с преступностью и т.п.

Представляется, что очень важной для повышения предупредительной деятельности суда является улучшение его информационных связей со средствами массовой информации, которые играют большую роль в механизме формирования правового сознания населения и способы эффективно содействовать решению задач предупреждения преступлений. В этой связи суды должны давать информацию не столько о конкретных уголовных делах, рассмотренных ими, сколько о преступности в целом, о тех социальных явлениях негативного характера, которые уже проявили себя или только зарождаются. Безусловно, в средствах массовой информации должна также показаться информация о раскрытии последствий преступлений, имеющих большой общественный резонанс. К сожалению, приходится констатировать, что информация о преступности, ее основных характеристиках подается в основном из одного ведомства – МВД РФ, которое стало монополистом такой информации, и часто подает ее односторонне, исходя из своих интересов.

Взаимодействуя со средствами массовой информации. Суды могут использовать их базу для осуществления деятельности по правовой пропаганде среди населения. Данная деятельность суда приобретает особо важное значение в современный период, поскольку в России происходит правовая реформа, суть которой необходимо разъяснять гражданам.

Федеральная служба безопасности наделена широкими полномочиями в осуществлении предупредительной деятельности. К ее основным задачам и соответственно функциям, определенным федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» отнесены нейтрализация враждебной деятельности иностранных служб и отдельных лиц, защита государственной тайн и секретов, информирование руководства страны об угрозе безопасности России. ФСБ России располагает аппаратом следствия и на основе норм уголовно-процессуального закона осуществляет выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Совместно с другими органами служба безопасности должна бороться с организованной преступностью, коррупцией и т.д.

Большая роль в предупреждении преступности принадлежит Федеральной службе исполнения наказаний. Очевидно, что ее деятельность в основном направлена на предупреждение рецидива преступлений.

Организация исполнения наказаний, контроль за исполнением наказаний имеют огромное значение в деле предупреждения преступности. Причем, важность эффективной работы этой службы обусловливается еще и тем, что ее подразделения имеют дело с совершенно разными по своей общественной опасности преступниками: и с теми, кто по приговору суда находится в исправительных и воспитательных колониях, и с теми, кому суд назначил иные виды наказания, и с теми, к кому суд применил меры уголовно-правового воздействия, не являющиеся наказанием. В этой связи роль в предупреждении рецидивной преступности уголовно-исполнительных инспекций, исправительных и воспитательных колоний трудно переоценить.

Так, уголовно-исполнительные инспекции исполняют некоторые виды наказаний (например, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы); осуществляют контроль за поведением условно осужденных, а также лиц, к которым применена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей.

В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997г. №729, инспекции осуществляют взаимодействие с:

а) подразделениями органов внутренних дел;

б) администрациями предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные;

в) органами местного самоуправления;

г) органами прокуратуры;

д) судебными органами;

е) общественными объединениями.

Задача предупреждения преступлений и правонарушений предусмотрена в абз. «в» п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях.

Исправительные и воспитательные колонии решают те же задачи, которые стоят перед уголовно-исполнительной системой в целом.

К ним относятся:

- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;

- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального обучения;

- обеспечение охраны здоровья осужденных;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Выполнение этих задач направлено на достижение целей уголовно-исполнительного законодательства РФ: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Основными средствами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Надлежащая организация процесса отбывания наказания в местах лишения свободы, подготовка осужденных к освобождению имеют огромное значение в предупреждении рецидивной преступности и реализации мер постпенитенциарного воздействия, применяемых к осужденным после освобождения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных