Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Криминология и профилактика преступлений»

для курсантов 4-х курса дневной формы обучения

факультетов ФМ, СЭФ, УИФ

Минск 2008


Авторы: Легенченко Наталия Александровна,

доцент кафедры уголовно-исполнительного права,

кандидат юридических наук

Часнок Сергей Юрьевич,

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук

Рецензент: Колченогова Ольга Петровна,

доцент кафедры уголовно-исполнительного права,

кандидат юридических наук, доцент

 

Рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры уголовно-исполнительного права.

Протокол № ___ от «____» _______________ 2008г.

 


1. Общая характеристика дисциплины

Настоящие рекомендации являются комплексным учебно-методическим документом. Его задача - оказывать помощь преподавателю в организации и проведении занятий по курсу "Криминологии и профилактики преступлений ", курсантам дневной формы обучения в освоении его вопросов.

В Академии МВД Республики Беларусь данный курс изучается курсантами 4 курса дневной формы обучения в 8 и 9 семестрах, в объеме 160 часов. Из них: лекции - 50 часов, семинарские занятия - 42 часа, практические занятия - 36 часов.

Пособие подготовлено на основе рекомендаций учебно-методического отдела Академии по структурированию учебно-методических комплексов кафедры и учебной дисциплины " Криминология и профилактика преступлений ". В нем дана краткая аннотация основных видов занятий: тематический план и распределение времени по видам занятий: темы и планы лекций и вопросы для самостоятельного изучения, а также планы семинарских и практических занятий; упражнения, другие учебные задания к ним; методические советы курсантам по изучению материалов тем, подготовке к лекционным, семинарском и практическим занятиям; списки рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), вопросы и тематика научных докладов и рефератов.

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

· подготовить для органов внутренних дел специалистов высшей квалификации с современным криминологическим мышлением, способных на его основе эффективно решать задачи предупреждения и раскрытия преступлений, планирования и реализации мер по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

· привить обучаемым навыки: научного анализа преступности и ее причин; прогнозирования тенденций преступности и планирования мер по ее предупреждению; профилактики отдельных видов и групп преступлений; выявления и устранения причин и условий преступлений; индивидуальной работы с лицами, склонными к их совершению;

· сформировать у обучаемых алгоритм криминологического мышления, оценки криминологической ситуации;

· выработать у обучаемых умение осуществлять анализ криминологической обстановки в районе, городе, регионе, проводить эмпирические исследования;

· передать обучаемым знания в соответствии с перечисленными ниже задачами и требованиями программы курса.

Задачи изучения дисциплины

· дать обучаемым новые знания по основным, наиболее актуальным проблемам криминологической науки в странах СНГ и Беларуси, практики предупреждения преступности, в том числе и органами внутренних дел;

· ознакомить их с основными направлениями развития (и нынешним состоянием) криминологической теории и разъяснить сущность и особенности криминологической науки в зарубежных странах;

· пополнить знания обучаемых (и дать новые знания) о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника и механизме формирования преступного поведения:

· передать обучаемым знания, необходимые для организации и проведения криминологических исследований с использованием статистических методов разработки прогнозов преступности и криминологического планирования мер борьбы с преступностью, выработать у них навыки выполнения такой работы; вооружить, с учетом современных требований, необходимыми криминологическими знаниями для организации профилактической деятельности служб органов внутренних дел;

· показать обучаемым, как на основе достижений криминологической науки следует применять на практике современные методы предупреждения преступности, вырабатывая у них навыки самостоятельного решения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Криминология и профилактика преступлений» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований комплексного подхода. В п. 6.2 названного стандарта указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных криминологических знаний и умений, составляющих криминологическую компетентность выпускника вуза.

а) обобщенные знания:

· правового положения и организационного построения органов внутренних дел Республики Беларусь, их место в системе государственных органов;

· понятия, методологии, значения и места криминологии в системе правовых наук;

· форм и методов профилактической работы эксперта по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;

· основных положений современных концепций о преступности, личности преступника, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений;

· индивидуально-психологических качеств, свойств и особенностей личности преступника, механизмах мотивации;

· принципов и методов применения криминологических знаний для решения профессиональных задач, касающихся предупреждения преступности;

· новых знаний, по основным, наиболее актуальным проблемам криминологической науки в странах СНГ и Беларуси, практики предупреждения преступности, в том числе и органами внутренних дел;

· основных направлений развития (и современного состояния криминологической теории) о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника и механизме формирования преступного поведения;

· знаний, необходимых для организации и проведения криминологических исследований с использованием статистических методов, разработки прогнозов преступности и криминологического планирования мер борьбы с преступностью.

б) обобщенные умения:

· организовать эффективный анализ преступности и ее причин; применять профессиональные знания при проведении прогнозирования тенденций преступности и планирования мер по ее предупреждению;

· определять тенденции, закономерности профилактики отдельных видов и групп преступлений;

· применять криминологические знания по выявлению и устранению причин и условий преступлений, индивидуальной работы с лицами, склонными к их совершению;

· готовить, во взаимодействии с оперативными и следственными подразделениями, предложения, разрабатывать меры по повышению их эффективности;

· выявлять причины, способствующие совершению преступления, и вносить предложения по их устранению на основе анализа экспертной практики.

в) обобщенные навыки:

· криминологического мышления, оценки криминологической ситуации;

· анализа криминологической обстановки в районе, городе, регионе, проведения эмпирических исследований;

· практического решения проблем предупреждения преступности, выработка способов и приемов самостоятельного решения.

Перечень дисциплин, усвоение которых обучаемым необходимо для изучения данной дисциплины

1. «Философия», т. 13 «Теория развития».

2. «Социология», т. 6 «Социология отклоняющегося поведения».

3. «Социология и социология права», т. 8 «Социология девиантного поведения и социального контроля», т. 10 «Методы сбора социологической информации», т. 11 «Анализ социологической информации и социальный прогноз».

4. «Уголовное право», т. 8 «Субъект преступления».

5. «Уголовное право Республики Беларусь», т. 21 «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет», т. 4/26 «Преступления против жизни и здоровья», т. 15/37 «Преступления против общественного порядка и общественной нравственности», т. 9/31 «Преступления против собственности», т. 20/42 «Преступления против интересов службы», т. 14/36 «Преступления против здоровья населения», т. 10/32 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», т. 13/35 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

6. «Управление ОВД», т. 5 «Информационно-аналитическое обеспечение органов ОВД».

7. «Административная деятельность ОВД», т. 36 «Организация и тактика деятельности ОВД (милиции) по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами».

8. «Международное публичное право», т. 15 «Международное сотрудничество в борьбе с преступностью».

Методы (технологии) обучения

Основными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

· проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

· технология обучения как учебное исследование (внеаудиторные практические занятия);

· коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (эвристический, мозговой штурм, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол);

· игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).

Криминология тесно связана с другими уголовно-правовыми дисциплинами и занимает среди них особое место. Как общетеоретическая наука о преступности она способствует более глубокому усвоению социологическому содержанию ключевых положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики и иных юридических дисциплин.

Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием различных форм и методов обучения: учебные лекции, теоретические семинары, практические и контрольно-консультационные занятия, самостоятельная подготовка. Более глубокому изучению криминологических проблем служат: написание рефератов и научных работ, участие в научном кружке, в проблемных группах курсантов в научно-практических конференциях и семинарах, в криминологических олимпиадах.

При изучении данной дисциплины следует использовать учебники "Криминологи и профилактика преступлений", подготовленне преподавателями Московской высшей школы милиции МВД России, а также учебник " Криминология " под редакцией профессора И.Ф. Кузнецовой, профессора Г.М. Миньковского, М., 1998г., " Криминология " под редакцией профессора В.Н. Бурлакова, профессора В.П. Сальникова, СПб 1998г.; " Криминология ", альбом схем, Мн., Академия МВД РБ, 1998г. а также труды кпрфессорско-преподавательского состава Академии МВД Республики Беларусь. Кроме упомянутых источников изучению подлежит и дополнительная литература, указанная к темам в планах занятий и рекомендованная преподавателями. Определенная ее часть вышла в свет до 1990г., и поэтому ряд содержащихся в них положений требует существенных корректив и уточнений. С учетом этого обстоятельства курсанты должны проявить особое внимание к лекциям и объяснениям преподавателей на семинарских занятиях. В овладении новыми материалом целесообразно активно использовать современные публикации по криминологической проблематике в журналах, газетах, законодательные и ведомственные нормативные акты по вопросам борьбы с преступностью. Шире даны рекомендации по организации этой работы на лекционных, семинарских и практических занятиях, НИРС.

Организация и содержание работы по овладению криминологическими знаниями требует систематической целенаправленной работы. Одним из условий её эффективности является обязательное конспектирование лекций. В целях осмысленного, более продуктивного конспектирования целесообразно перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику. В конспекте же надо фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая указания лектора на спорные и несостоятельные положения в учебнике. Вести конспект целесообразно в общей тетради, оставляя достаточно широкие поля для внесения необходимых уточнений и дополнений в ходе работы над конспектом, с учебником, ознакомлении с дополнительной литературой и при рассмотрении данной темы на семинарских занятиях. Материалы пропущенных лекций необходимо обязательно восстановить в конспекте с помощью учебника и рекомендованной литературы. Возникающие проблемные вопросы и непонятные положения следует, не накапливая, разрешать на семинарских занятиях и консультациях преподавателя.

При подготовке к семинарским занятиям следует руководствоваться приведенными в данном пособии планам и методическим рекомендациям по каждой теме. Используя учебник, конспект лекций, альбом схем по криминологии и профилактике преступлений, а при необходимости дополнительную литературу, следует уяснить для себя содержание каждого вопроса семинарского занятия. По необходимости составляется краткий план-эскиз такого выступления. Для разъяснения неясных и спорных положений используйте семинарские занятия, консультации преподавателя, а также обмен информацией с сокурсниками.

Успешное овладение криминологическими знаниями зависит от активности курсантов на семинаре. Она предполагает не только непосредственное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов в дискуссии, выступлении с рефератом, но и внимательное обслуживание других курсантов, мысленно сверяя с ними свои знания, отмечая для себя собственные пробелы, неточности и ошибки в высказываемых суждениях.

Семинарские занятия предусмотрены не по всем темам курса криминологии. Часть теоретических вопросов рассматривается в рамках практических занятий, а также вынесена на контроль за самостоятельной работой обучаемых (КСР). Темы и вопросы, которые не изучаются в ходе упомянутых выше видов занятий, осваиваются курсантами самостоятельно на основе программы по курсу и с использованием данных методических рекомендаций.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов управляемая самостоятельная работа обучаемого материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) литература формы контроля знаний
лекции семинарские занятия практические занятия лабораторные занятия контроль за самостоятельной работой
                     
Тема 1 Понятие, предмет и система криминологии               25, 36, 38, 42, 47, 76, 91, 94, 97, 100, 103, 105-112  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие о криминологии как социолого-правовой науке. 2. Предмет, задачи и функции криминологии. 3. Методологические основы криминологии. 4. Система криминологии, ее соотношение с другими науками. 5. Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература[1].    
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Понятие криминологии, ее задачи и функции. 2. Основные элементы предмета криминологии. Методология криминологии. 3. Система курса «Криминология». 4. Место криминологии в системе наук, ее связь с гуманитарными, правовыми и естественными науками.               1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Литература. 1. Письменный или устный опрос[2]. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
                     
Тема 1 Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. Каковы особенности криминологии как социологической и правовой науки? 2. В чем общность и различие задач и функций современной отечественной и зарубежной криминологии? 3. Каковы основания построения системы отечественной криминологии и ее отличие от зарубежной? 4. В чем состоит сущность методологии криминологии и ее методов, каково их соотношение? 5. В чем проявляется взаимосвязь криминологии с другими науками? 6. В чем выражается связь криминологии с практикой борьбы с преступностью, деятельностью ОВД?             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Литература. 25, 36, 38, 42, 47, 76, 91, 94, 97, 100, 103, 105-112 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. 2. Подготовка рефератов.
Тема 2 Зарождение и развитие криминологической мысли               25, 36, 38, 42, 47, 55, 76, 91, 94, 97, 100, 103, 113-119  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Классический период криминологии. 2. Позитивизм в криминологии. 3. Современные криминологические теории.             1. Учебная программа. 2. Комп. презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Классический период криминологии. 2. Биологическое направление. 3. Социологическое направление. 4. Уголовно-социологический подход. 5. Социально-психологический подход.             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. В чем состоят различия в представлениях о преступности и ее причинах в рабовладельческом обществе и в эпоху феодализма, взглядах философов-просветителей ХVIII в., социалистов-утопистов ХVI-ХVII вв.? 2. В чем ошибочность концепции прирожденного преступника, разработанной Ч.Ломброзо и его последователями Э.Ферри, Р.Гарофало? 3. В чем суть теории «множественности факторов преступности»? 4. В чем состоят принципиальные различия теории научного социализма о преступности и аналогичных теорий стран Запада?               1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Литература. a. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. b. Подготовка рефератов.
                     
Тема 3 История криминологии Республики Беларусь и стран СНГ               25, 29, 33, 36, 40, 42, 61-71, 76, 91, 94, 97, 100, 120-124  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Криминология в дореволюционной России. 2. Советский период отечественной криминологии. 3. Задачи криминологии суверенной Беларуси.             1. Учебная программа. 2. Комп. презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. В чем состоят различия в представлениях о преступности и ее причинах в рабовладельческом обществе и в эпоху феодализма, взглядах философов-просветителей ХVIII в., социалистов-утопистов ХVI-ХVII вв., русских революционных демократов? 2. В чем заключается функциональная зависимость между фактами нарушения уголовного закона и антропологическими, физическими, социальными факторами, установленными российскими учениями социологической школы? 3. В чем заключается суть деятельности криминологических кабинетов в период 1918-1930 гг.? 4. Культ личности И.В.Сталина и судьбы отечественной криминологии. 5. Возрождение и развитие криминологической мысли в период «оттепели» (1956 г., ХХ съезд КПСС). 6. Этапы развития и задачи криминологии в Республике Беларусь.             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Литература. 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. 2. Подготовка рефератов.
Тема 4 Понятие преступности и ее основные характеристики               23, 29, 42, 47, 62-71, 75-78, 92, 97, 100, 125-128  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие преступности и ее признаки. 2. Основные показатели (характеристики) преступности. 3. Латентная преступность. Последствия преступности.             1. Учебная программа. 2. Комп. презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Понятие преступности как социально-правового явления. 2. Признаки преступности. 3. Основные показатели преступности. 4. Латентная преступность и ее виды. 5. Социальные последствия преступности.               1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Карточки формы №№ 1, 3-Л. 4. Тестовые задания. 5. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
                     
Тема 4 Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Методическая разработка. 3. Статистические материалы. 4. Карточки формы №№ 1, 3-Л. 5. Литература. 23, 29, 42, 47, 62-71, 75-78, 92, 97, 100, 125-128 Письменный и устный опрос
Тема 5 Тенденции преступности в Республике Беларусь               23, 29, 34, 40, 42, 47, 62-71, 77, 92, 97, 100, 129-132  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Общие показатели распространенности преступности (уровень, коэффициенты). 2. Изменения «внутренних» характеристик преступности (устойчивость, организованность). 3. Детерминанты преступности в Республике Беларусь.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. Общее состояние преступности в СНГ и влияние на тенденции преступности в Республике Беларусь. 2. Зарубежный опыт взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью.             1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Тестовые задания. 4. Литература. 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. 2. Подготовка рефератов.
Тема 6 Причины и условия преступности               23, 24, 28, 29, 35, 37, 38, 42, 45, 47, 49, 57, 62-73, 75-77, 89, 92, 97, 100, 133-136  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие причин и условий преступности. 2. Классификация причин и условий преступности. 3. Причины и условия конкретного преступления. 4. Роль органов внутренних дел в выявлении, изучении причин и условий преступности.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Теория причинности в криминологии. 2. Понятие и классификация причин и условий преступности. 3. Исторический и уровневый подход к проблемам причин и условий преступности. 4. Причины и условия преступности в стране в современных условиях. 5. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по выявлению и устранению причин и условий преступности.               1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Уголовные дела. 4. Тестовые задания. 5. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
                     
Тема 6 Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Метод. разработка. 3. Стат. материалы. 4. Карточки формы №1. 5. Уголовные дела. 6. Тестовые задания. 7. Литература.   Письменный и устный опрос
Тема 7 Личность преступника               23, 24, 31, 42, 47, 61-72, 75, 84, 100, 137-141  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие личности преступника. 2. Общественная опасность личности преступника как ее специфическое социальное свойство. 3. Структура личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника. 4. Классификация и типология преступников.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.    
Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Метод. разработка. 3. Стат. материалы. 4. Уголовные дела. 5. Карточки формы № 3-Л. 6. Тестовые задания. 7. Литература. Письменный и устный опрос
Тема 8 Учение о потерпевшем               23, 24, 61-72, 75, 88, 100, 152-143  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие криминальной виктимологии. 2. Классификация жертв преступлений. 3. Виктимологический аспект предупреждения преступности.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Криминологическая виктимология. Ключевые понятия. 2. Виды виктимности. 3. Классификация потерпевших в зависимости от их поведенческих характеристик. 4. Классификация потерпевших в зависимости от их взаимоотношений с преступниками, от их роли в генезисе преступления. 5. Критерии классификации потерпевших по психофизическим признакам и роду деятельности.             1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Тестовые задания. 4. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
                     
Тема 8 Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. Криминологическая виктимология. Ключевые понятия. 2. Виды виктимности. 3. Классификация потерпевших в зависимости от их поведенческих характеристик, от взаимоотношений с преступниками, их роли в генезисе преступления. 4. Критерии классификации потерпевших по психофизическим признакам и по роду деятельности. 5. Взаимосвязь личностной и ситуативной виктимности. 6. Понятие виктимологической профилактики.             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Статистические материалы. 4. Литература. 23, 24, 61-72, 75, 88, 100, 152-143 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. 2. Подготовка рефератов.
Тема 9 Механизм индивидуального преступного поведения               23, 24, 35, 37, 61-72, 75, 79, 85, 100, 144-147  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. 2. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности. 3. Роль конкретной ситуации в совершении преступления.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Литература. 5. Диаграммы.  
Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Метод. разработка. 3. Уголовные дела. 4. Тестовые задания. 5. Литература. Письменный и устный опрос
Тема 10 Методика криминологических исследований преступности               9, 25, 26, 39, 41, 61-71, 76, 78, 90, 98, 103, 148-152  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Организация и теоретические основы изучения преступности. 2. Криминологическая информация, ее виды и источники. 3. Методы криминологических исследований. 4. Организация криминологического исследования.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Метод. разработка. 3. Единые стат. карточки формы №№1, 3-Л. 4. Тестовые задания. 5. Литература.  
                     
Тема 11 Статистические методы исследования преступности               25, 39, 41, 61-71, 76, 78, 90, 98, 153-154  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Основные методы статистики. 2. Относительные и средние величины, их виды. 3. Ряды распределения и основные приемы их анализа.             1. Учебная программа. 2. Комп. презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Метод. разработка. 3. Статистические материалы. 4. Тестовые задания. 5. Литература. Письменный и устный опрос
Тема 12   Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью               25, 39, 41, 61-71, 76, 78, 90, 98, 155-156  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Прогнозирование в криминологии. 2. Методы криминологического прогнозирования. 3. Криминологическое планирование.             1. Учебная программа. 2. Комп. презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Понятие криминологического прогнозирования и его значение для практики борьбы с преступностью. 2. Факторы, учитываемые при разработке криминологических прогнозов. 3. Виды криминологических прогнозов. 4. Методы прогнозирования преступности. 5. Методика прогнозирования индивидуального преступного поведения. 6. Планирование борьбы с преступностью и его значение для деятельности ОВД. 7. Виды планов и основные методологические требования, предъявляемые к ним.             1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Тестовые задания. 4. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             1. Учебная программа. 2. Метод. разработка. 3. Стат. материалы. 4. Уголовные дела. 5. Карточки формы № 3-Л. 6. Тестовые задания. 7. Литература. Письменный и устный опрос
                     
Тема 13 Предупреждение преступности               6, 8, 15, 17-19, 21, 23, 25-26, 34, 38-40, 61-71, 74, 82, 93, 157-162    
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие и принципы предупреждения преступности. 2. Классификация предупредительных мер. 3. Система субъектов предупреждения преступности.               1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Понятие предупреждения преступности. Соотношение понятий «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «пресечение» преступлений. 2. Уровни, направления и принципы предупреждения преступности. 3. Субъекты предупреждения преступности. 4. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.             1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Тестовые задания. 4. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. В чем отличие предупреждение преступности от правовых мер борьбы с ней? 2. Каковы различия в подходах к предупреждению преступности отечественных и зарубежных криминологов? 3. Каковы основания разграничения предупредительных мер на общесоциальные и специально-криминологические? 4. Можно ли считать, что меры предупреждения преступности применяемые за рубежом, аналогичные тем, которые используются у нас? 5. Как эффективность деятельности субъекта предупреждения преступности зависит от его правового статуса? 6. Каковы пути совершенствования предупредительной деятельности в современных условиях?             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Статистические материалы. 4. Литература. 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. 2. Подготовка рефератов.
Тема 14 Профилактика преступлений, ее виды и уровни               14, 17-19, 25-26, 61-71, 91, 93, 163-165    
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Понятие, сущность и принципы профилактической деятельности. 2. Виды профилактики преступлений. Общая и индивидуальная, ранняя и непосредственная профилактика. 3. Объекты профилактики, субъекты профилактики и их классификация. 4. Организационные формы профилактической деятельности.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.  
                     
Тема 14 Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения: 1. Цели, задачи и пределы функционирования профилактики преступлений. 2. Социально-правовая обусловленность профилактики преступлений и ее виды. 3. Каким задачам подчинена профилактика преступлений? 4. Нужен ли специальный закон о профилактике преступлений? 5. В чем состоит разница между общей и специальной профилактикой преступлений?             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Статистические материалы. 4. Литература. 14, 17-19, 25-26, 61-71, 91, 93, 163-165   1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль. 2. Подготовка рефератов.
  Зачет по темам 1-14 в седьмом семестре Вопросы и билеты обсуждены, одобрены на заседании кафедры и находятся в учебно-методическом кабинете.             1. Учебная программа. 2. Тестовые задания. 3. Экзаменац. билеты. 4. Литература.   Письменный или устный опрос.  

 


 

                     
Тема 15 Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи               1, 5, 7, 11, 12, 13, 14, 20, 22, 23, 30, 34, 43, 51, 54, 58, 64, 65, 73, 91, 100, 166-173  
Вопросы, которые изучаются на лекции: 1. Состояние, структура и динамика преступлений несовершеннолетних и молодежи. 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, типы личности 3. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи. 4. Основные направления предупреждения преступлений среди несовершеннолетних и молодежи.             1. Учебная программа. 2. Компьютерная презентация. 3. Фондовая лекция. 4. Диаграммы. 5. Литература.    
Вопросы, которые изучаются на семинаре: 1. Издержки социального развития общества и их влияние на преступность несовершеннолетних и молодежи. 2. Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников и лиц молодого возраста, совершивших преступления. 3. Рецидив преступности несовершеннолетних и молодежи. 4. Структура и порядок ведения учетно-профилактического дела несовершеннолетнего. 5. Формы и методы деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и молодежи.             1. Учебная программа. 2. Статистические материалы. 3. Уголовные дела. 4. Тестовые задания. 5. Литература. 1. Письменный или устный опрос. 2. Заслушивание рефератов. 3. Проверка конспектов.
  Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы             Письменный и устный опрос

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных