Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Личность преступника. Преподаватель знакомит обучаемых с формами документов ОВД, отражающих информацию о лицах, их совершивших (форма № 3-Л)




Задание № 1

Преподаватель знакомит обучаемых с формами документов ОВД, отражающих информацию о лицах, их совершивших (форма № 3-Л). Объясняет, что статистическая отчетность является главным источником криминологической информации. В Республике Беларусь установлена единая система учета и отчетности, охватывающая работу ОВД, прокуратуры и судов.

Представленные карточки являются элементом этой системы.

Вопрос: Определите, какие характеристики личности преступника отражаются в этих статистических документах?

Задание № 2

Преподаватель перечисляет некоторые особенности поведения человека, которые характеризуют его либо как индивида, либо как личность:

общительность; низкая адаптация к темноте; трудолюбие; хорошая координация обеих рук; старательность; аккуратность; медленная скорость узнавания; большая эмоциональная возбудимость; быстрый темп деятельности; добросовестность; подвижность; робость; малая чувствительность к общественной оценке; высокая скорость двигательных реакций; высокая скорость усвоения навыков; упрямство; пластичность; скромность; правдивость.

Вопрос: Определите особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

 

Преподаватель перечисляет некоторые признаки и свойства личности:

повышенная возбудимость; бодрое, повышенное настроение; вспыльчивость; непоседливость; слабая эмоциональная возбудимость; неуверенность в себе; подавленность и растерянность при неудачах; невыразительность речи; возбужденное состояние; терпеливость; неряшливость; умение владеть собой; эгоизм; жадность; беспринципность; лживость; жестокость; бескультурье; интеллектуальность; коллективизм; зависть; злобность.

Вопрос:Укажите, какие признаки и свойства личности из приведенного перечня могут свидетельствовать о потенциальной готовности данного человека к совершению преступления?

 

Преподаватель перечисляет некоторые типологические группы:

– хулиганы, воры, убийцы, мошенники вымогатели, насильники и т.д.;

– совершившие преступления с корыстной мотивацией, агрессивно-насильственной и т.д.;

– лица, совершившие преступления впервые, повторно, особо опасные рецидивисты;

– неосторожные преступники, ситуационные, случайные и т.д.;

– криминогенная личность, личность преступника, преступная личность.

Вопрос:Какие из приведенных возможных типологических групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие – к иным (уголовно-правовым и др.)?

 

Задание № 3

Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин.

Вопрос:Чем это можно объяснить?

Задание № 4

Преподаватель перечисляет некоторые факторы:

а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;

е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.

Вопрос: Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

 

Задание № 5

Ознакомьтесь с архивным уголовным делом. Составьте криминологический портрет личности осужденного, отразив в ней социальные роли и социальные статусы, нравственные свойства и психические особенности.

Вопрос: Укажите, какие сведения, необходимые для его криминологической характеристики, в материалах дела отсутствуют, и из каких источников их можно было бы получить в процессе расследования и судебного разбирательства?

Задание № 6

Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по делу гр-на М. и ответьте на поставленные в конце текста вопросы.

М., 35 лет. Родителей потерял в малолетнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности – квалифицированный столяр с 10-летним стажем работы, образование – 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок – средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство – к лишению свободы. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки, на квартире своего приятеля, М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечания приятеля, М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам М. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако допускал выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении десяти месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство.

Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелем на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания последнего наказания), М. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником выяснилось, что М. школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее начать зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, М. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы базовое среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, не знает, кто такие И.Е.Репин, П.И.Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имел второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. заметно заволновался, на глазах у него появились слезы. На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, М. ответил: «Сам виноват. Дурость своя, да водка».

Вопросы:

1. Укажите основные социальные роли М. и в соответствии со структурой личности преступника раскройте основные ее свойства.

2. Дайте обобщенную оценку такого элемента структуры личности М., как социальные роли и статусы.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности М.

4. Охарактеризуйте культурный уровень М.

5. Дайте обобщенную нравственно-психологическую характеристику личности М.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности М. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная установка)?

7. Можно ли отнести М. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

Задание № 7

В целях изучения криминологической классификации преступников необходимо определить тип преступника в соответствии с классификацией, принятой в криминологии.

Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к пяти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно-досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно.

Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курок и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных