Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №7 Методологические основы криминологической науки.




 

Методологической основой криминологии является материалистическая диалектика. Думается, что именно признание материалистической диалектики в качестве методологической основы криминологических исследований и познания криминологических реалий позволяет искать, исследовать и устанавливать причины преступности и индивидуального преступного поведения в социальной жизни и психологии преступника. Именно такой подход позволяет представить развитие преступности в совокупности с внешними факторами, ее пути и перспективы. Наряду с этим нужно представлять себе и развитие отдельной личности, совершившей преступление, во всей ее сложности, во всех ее внешних связях, во всех ее зависимостях от этих внешних связей и, наконец, в ее зависимости от самой себя. Но мы редко обращаем внимание на себя, что относится, конечно, не только к преступникам, но и к обычным людям. Потому что мы склонны во всех своих бедах обвинять других, а не себя.

 

Итак, материалистическая диалектика является методологической основой криминологии. При этом надо заметить, что большинство западных криминологических исследований принимает за основу, которая позволяет идти по правильному пути, именно материализм и диалектику. Разумеется, и материализм, и диалектику (я имею в виду диалектику и материализм в целом) можно воспринимать по-разному.

 

Поскольку криминология изучает взаимосвязи между социальными явлениями, порождающими преступность, и пытается определить их значимость, она неизбежно обращается к достижениям других наук и старается максимально их использовать, чтобы добиться наибольшего успеха и эффекта в изучении собственного предмета. Поэтому можно сказать, что криминология опирается на достижения ряда наук, использует их методы.

 

Основные способы получения криминологической информации о преступности, личности преступника и других составных частях науки криминологии – статистические, социологические, сравнительные, системные, психологические и т. д.

 

Важным методологическим и методическим принципом криминологических исследований является следующий: явление, криминогенное или антикриминогенное, привлекшее внимание криминолога, должно изучаться с помощью адекватных способов. Например, преступность в целом и ее причины должны изучаться с помощью анализа и оценки статистики, социологических методов, осмысливаться на философском уровне. Когда же рассматривается, скажем, личность преступника, причины и механизмы преступного поведения, думается, имеет смысл привлекать методы и подходы психологии. Это важное методологическое требование: методы должны соответствовать задачам, стоящим перед исследователем. Например, при изучении мотивов совершения преступлений необходимо опираться на достижения психологии, потому что мотивы – это категория, относящаяся именно к этой дисциплине. Конечно, категорией мотивов оперируют и юриспруденция, и уголовное право, и криминалистика, и многие другие науки. Тем не менее мотивы остаются категорией психологии, поэтому при их рассмотрении надлежит опираться на методы и достижения именно этой науки.

 

В связи с этим хотелось бы заметить, что не все криминологи и криминологические исследования используют способы, адекватные исследуемой «материи». Такие исследователи, например, при изучении мотивов опираются на социологические методы, но при этом ограничиваются только анкетированием уголовных дел. Да, уголовные дела можно анкетировать, но это не означает, что простого приема анкетирования, как и других методов социологии достаточно для изучения явлений, которые стоят совершенно в ином ряду. Поэтому чтобы провести криминологическое исследование на должном уровне, необходимо избрать адекватную методику.

 

Основными источниками криминологической информации являются статистики:

 

– юридическая (уголовно-правовая, криминологическая, административно-правовая, гражданско-правовая и др.);

 

– моральная;

 

– экономическая;

 

– социально-демографическая;

 

– прочая.

 

Уголовно-правовая статистика (уголовная, криминальная) – одна из наиболее древних и развитых отраслей юридической статистики. Статистические сборники о преступности издаются в России и во многих других странах. К настоящему времени накоплен богатый статистический материал, связанный с отчетностью правоохранительных органов, учетом преступлений и лиц, их совершивших, отчетами о следственной работе и работе прокуроров. Другое дело, что многие противоправные действия намеренно скрываются сотрудниками милиции и других организаций, некоторые преступления вообще остаются неизвестными правоохранительным органам. Все они составляют латентную преступность, к которой, по мнению экспертов, относится большая часть совершенных преступлений.

 

Статистические методы криминологических исследований включают:

 

– массовое статистическое наблюдение преступности и иных криминологически значимых явлений;

 

– сводки и группировку статистических данных;

 

– анализ и оценку полученных сведений.

 

Уголовная и иные разделы криминологически значимой статистики позволяют прогнозировать преступность, т. е. выносить суждения о ее дальнейшем состоянии и динамике.

 

Уголовная статистика включает в себя данные:

 

– обо всех возбужденных и прекращенных на разных основаниях уголовных делах, задержанных и арестованных лицах, тех, кому предъявлено обвинение, а также прочие сведения, связанные со следствием и дознанием;

 

– об уголовном судопроизводстве и деятельности судов (количестве рассмотренных уголовных дел, осужденных, оправданных, видах назначенного наказания и т. д.);

 

– об исполнении приговоров и деятельности исправительных учреждений и органов, осуществляющих наказание в отношении лиц, наказание которых не связано с лишением свободы.

 

Криминологическая статистика содержит информацию о явлениях и процессах, главным образом, социальных, которые можно рассматривать в качестве причин преступности или сопутствующих ей условий. В числе прочего к ней относятся сведения: а) об алкоголизме и наркомании, алкоголиках и наркоманах; б) о бродяжничестве и попрошайничестве, бродягах и попрошайках; в) о проституции и проститутках; г) о детской безнадзорности и беспризорниках; д) об экономических факторах, отражающихся на материальном положении людей; е) о социальной защищенности людей, в первую очередь семьи, детей, стариков, инвалидов, неимущих; ж) о социально-демографических процессах; з) о жертвах преступлений (виктимологическая статистика); и) о преступлениях, не попавших в официальную государственную статистику (статистику латентных преступлений).

 

Административно-правовая статистика осуществляет учет административных правонарушений по их характеру, причиненному ими ущербу и т. д. Эта статистика важна для криминологии, поскольку учитываемые ею данные влияют на состояние и динамику преступности. Криминологический учет административно-правовой информации особенно важен в настоящее время, когда наметилась четкая тенденция декриминализации некоторых поступков путем перевода их из числа преступлений в административные деликты. Необходимо помнить, что административное правонарушение часто является первой ступенькой лестницы, ведущей к преступлению. При этом надо учитывать, что административная статистика необъятна, и надо еще суметь отобрать данные, полезные именно для криминологии.

 

Гражданско-правовая статистика ведет учет гражданско-правовых споров в судах и результатов их деятельности. Сведения подобного рода могут быть полезны криминологии в исследовании латентных преступлений в сфере экономической деятельности, против собственности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, против личности и против общественной безопасности.

 

Регистрацию преступлений и лиц, их совершивших, уголовных дел и статистической отчетности о преступности ведут органы внутренних дел. Они заполняют карточки первичного учета:

 

– выявленных преступлений;

 

– результатов расследования по делу;

 

– преступлений, по которым установлены совершившие их лица;

 

– лиц, совершивших преступление;

 

– движения уголовных дел;

 

– результатов возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

 

– результатов рассмотрения дел в судах.

 

Статистический учет преступлений и преступников ведут в судебных и прокурорских учреждениях. МВД России представляет в Госкомстат России статистическую отчетность о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях; лицах, совершающих преступления; следственной работе. Статистические данные представляет и прокуратура.

 

Массовое статистическое наблюдение означает исследование большого количества явлений и факторов, людей или групп людей, которое позволит сделать необходимые выводы о состоянии, динамике и структуре преступности. Но сначала эти единицы наблюдения требуется сгруппировать по определенным признакам, чтобы каждая группа включала в себя качественно однородные явления. Разные по характеру преступления составят отдельные группы, например преступления в сфере экономической деятельности, преступления против мира и безопасности человечества. В других случаях возникает потребность объединить преступников в одну группу в зависимости от пола, выделив преступность женщин, или от возраста, получив в итоге преступность несовершеннолетних, молодых взрослых, лиц зрелых лет и пожилого возраста. Но во многих случаях деление преступности по отдельным видам и категориям не нужно, например, если перед исследователем стоит задача проследить динамику преступности в целом по стране или в отдельном регионе.

 

Уголовная и криминологически значимая статистика способна оказать неоценимую помощь в познании преступности и ее причин, особенно если статистические данные будут дополнены и обогащены другой информацией. Но при любых условиях статистическая информация представляет собой важную составляющую методики криминологических исследований, позволяя анализировать и оценивать состояние преступности и прогнозировать ее развитие. Статистические сведения особенно нужны для криминологического прогнозирования, которое позволяет обоснованно планировать меры борьбы с преступностью и умело, со знанием дела распределять силы и средства. Расчет штатной численности сотрудников правоохранительных органов должен основываться на статистических показателях преступности.

 

 

Изучение статистики преступлений и совершивших их лиц должно преследовать конкретные цели. Ими могут быть анализ и оценка состояния, динамики и структуры преступности или ее отдельных видов, контингента преступников или отдельных групп и т. д. Вместе с тем необходимо помнить, что статистика реализует главным образом социологические подходы и позволяет делать выводы преимущественно социологического характера. Не следует использовать только статистические методики для получения информации о психологии преступников, о социально-психологических процессах или о мотивах совершенных преступлений и т. д., поскольку эта информация зачастую оказывается противоречивой.

 

Данные разных правоохранительных ведомств могут не совпадать и не совпадают друг с другом. Так, суды предоставляют информацию о подсудимом, преступлении, решении суда (приговоре, определении, постановлении) и кассационном рассмотрении дела, в котором отмечается решение кассационной инстанции. В целом нельзя полагаться на официальную уголовно-правовую статистику, поскольку она неадекватно отражает действительное число совершаемых в России преступлений, что, впрочем, имеет место и в других странах мира. По мнению криминологов, в Российской Федерации совершается преступлений в 10–12 раз больше, чем регистрируется. Иными словами, латентная (скрытая) часть преступности намного превосходит зарегистрированную. Здесь действует правило: чем больше общественная опасность совершенного преступления, тем выше вероятность того, что оно будет зарегистрировано. В 90-е годы и в начале XXI в. умышленное сокрытие преступлений от учета стало практически повсеместным. Более всех в этом повинна милиция. Грозные указания милицейского начальства, требующие обязательной регистрации всех сообщений о преступлениях, не имеют никакого эффекта.

 

Наряду со статистическим изучением преступности криминология широко использует выборочные исследования, при которых рассматривается не вся совокупность, а только выбранная из нее часть. Последней должны быть присущи основные характеристики общей (генеральной) совокупности, иными словами, она должна быть репрезентативной, т. е. представительной. Разность между генеральной и выборочной совокупностями называется ошибкой репрезентативности. Существует ряд приемов, позволяющих определить эту ошибку и принять меры к ее уменьшению.

 

Допустим, в одной из областей страны общая совокупность лиц, совершивших преступления, составляет 500 человек. Предположим, нам надо выяснить удельный вес среди них лиц со средним образованием. Согласно статистическим данным он составляет 80 %. При выборочном обследовании было изучено 70 человек, среди которых лица со средним образованием составили 70 %. Ошибка репрезентативности составляет 80 %–70 % = 10 %. Увеличив объем выборочной совокупности, мы можем уменьшить ошибку.

 

Имеются проверенные практикой социологические методы криминологических исследований.

 

1. Опрос. Широко применяется для изучения мнения граждан, представителей правоохранительных органов, общественных организаций и т. д., а также самих преступников (осужденных) о проблемах, интересующих криминологию, и получения сведений, отсутствующих в статистических и иных источниках информации.

 

2. Беседа. Проводится по заранее продуманному плану с лицами, обладающими важной информацией. Важной разновидностью является так называемая клиническая беседа, проводимая с преступниками. Поскольку она направлена на выявление глубинных явлений и процессов психологического характера, ее должен осуществлять специалист, имеющий психологическую подготовку.

 

3. Интервью. Это целенаправленная, но скоротечная беседа, посвященная ограниченному кругу вопросов. В сравнении с беседой, особенно клинической, имеет более жесткие рамки.

 

4. Анкетирование. Один из наиболее эффективных способов сбора выборочной информации. Нередко вопросы анкеты сопровождаются готовыми ответами, из числа которых делается выбор. Разработка самой анкеты представляет собой крайне сложную работу.

 

В криминологии распространено анкетирование уголовных дел. Поэтому анкета должна предусматривать вопросы, ответы на которые можно почерпнуть в уголовных делах. Чаще всего уголовные дела содержат достаточно полные сведения о преступнике (преступниках) и обстоятельствах совершения преступления, гораздо меньше – о его признаках и мотивах преступного поведения.

 

Весьма полезно изучение и анкетирование историй болезни, которые составляют судебные психиатры, часто совместно с судебными психологами. В них можно найти весьма содержательные сведения психиатрического и психологического характера. К сожалению, изучение историй болезни не получило должного распространения в криминологических исследованиях.

 

5. Наблюдение. Это, собственно говоря, наблюдение за поведением людей (сотрудников правоохранительных органов, населения, преступников) относительно соблюдения ими норм права или для получения иной криминалистической информации. Выделяют наблюдение полное, включенное и наблюдение-участие.

 

6. Эксперимент. В социологии используется чаще, чем в криминологии, поскольку здесь он возможен лишь в области совершенствования организации и тактики предупреждения преступлений и деятельности правоохранительных органов.

 

Из иных методов в криминологии можно выделить:

 

– сравнительный метод (сравнение криминологических школ и отдельных теорий, преступности разных стран или одной страны в разное время и в разных регионах и т. д.);

 

– системный метод (представление преступности как системы или как подсистемы широкой социальной системы, выделение отдельных криминологических проблем в качестве систем и их системное исследование);

 

– математические методы (обычно применяются в статистическом изучении преступности, а также в выборочных исследованиях).

 

Я вполне отдаю себе отчет, что лишь наметил наиболее важные методы криминологических исследований. Каждому из них можно посвятить отдельную лекцию или книгу. Поэтому тех, кто проявит интерес к методологии криминологии, отсылаю к соответствующим работам, но наилучшим способом овладения методикой выборочного криминологического учения является, конечно, соответствующая практика.

 

Также существуют психологические методы криминологических исследований, один из них уже упоминался – это клиническая беседа. Другой метод – психологическое тестирование, для осуществлении которого также требуется специальная подготовка. К настоящему времени разработано множество психологических тестов, и подготовка к их применению может занять не один месяц, тем не менее они необходимы при изучении таких проблем, как личность преступника и преступное поведение. Поскольку тестов много и все они разные, следует отбирать те из них, которые адекватны конкретно решаемым задачам.

 

Любому научному криминологическому исследованию должна предшествовать подготовка программы и плана работы. В программе следует точно обозначить и обосновать тему исследования, степень ее разработанности, цель работы, выдвинуть рабочие гипотезы. Сущность и цель работы предопределяет состав исполнителей, профессиональная подготовка которых должна соответствовать целям. Их достижению способствует и применение соответствующих методик.

 

Имеются государственные стандарты составления программ.

 

План исследования представляет собой перечень наиболее важных мероприятий научного характера, сроков их исполнения и исполнителей. План должен соответствовать программе

Вопрос №8 Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел. Влияние криминологии на практику воздействия на преступность.

Предупредительная деятельность общественных организаций строится в соответствии с их задачами и компетенцией. Как правило, она включает проведение следующих мероприятий:

 

- обсуждение вопросов предупреждения преступлений на текущий момент и в ближайшей перспективе; участие в текущем и перспективном планировании предупредительной деятельности, в закреплении ее задач и форм в совместных с правоохранительными органами нормативных и методических документах;

 

- использование мер общественного воздействия в отношении лиц с отклоняющимся поведением с тем, чтобы предупредить дальнейшую деморализацию личности и обеспечить своевременную коррекцию ее поведения;

 

- выявление криминогенно опасных очагов семейно-бытовых конфликтов и принятие мер к их устранению;

 

- проведение индивидуальных и групповых бесед, обсуждение поведения конкретных лиц на собраниях, заседаниях выборных органов, осуществление общественного контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;

 

- осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране собственности;

 

- борьба с пьянством и другими негативными явлениями;

 

- проведение рейдов, патрулирования в общественных местах в целях предупреждения и пресечения преступных и иных антиобщественных проявлений.

 

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

 

Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов. Бурлаков. В. Н., Сальников В. П., Криминология. Учебник для юридических вузов. СПб., 2000.

 

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и

 

профилактического воздействия на конкретное лицо.

 

2.2 Деятельность органов внутренних дел в системе предупреждения преступности

 

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

 

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

 

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений. Тогонидзе Н.В. Стратегии борьбы с преступностью. (Материалы научно-практической конференции) // Государство и право. - М.: Наука, 2004, № 3

 

В предупредительной работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:

 

- разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

 

- конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства;

 

- проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

 

- работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений;

 

- предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

 

- пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

 

2.3 Меры предупреждения преступности

 

 

В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:

 

- экономические меры (стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения;

 

- обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности;

 

- борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвам правонарушений и т.п.);

 

- политические меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

 

- правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);

 

- психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения; воспитание профилактической активности личности; формирование доверия к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

 

- криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);

 

- организационные меры (введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

 

- технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).

 

Предупреждение преступлений в широком плане предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием. Это вытекает прежде всего из того, что предупреждение преступлений неразрывно связано с последовательным укреплением законности в процессе создания правового государства. Журавлев Г.Т., Ковалевская Е.В. Криминология: Учебное пособие

 

Сущность такого правового регулирования состоит в том, что правовые нормы стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности.

 

Наряду с этим правовые акты определяют задачи и меры предупреждения преступлений, порядок, формы и методы осуществления этой деятельности, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу предупреждения преступлений.

 

Предупредительная роль права состоит в таком регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные факторы либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным явлениям и процессам. Так, сбои в материально-техническом снабжении, нарушение договорных условий поставки продукции, аритмия производства, скопление на складах сверхнормативных материалов, запущенность учета и контроля создают условия для злоупотреблений и хищений. Из-за плохо отлаженного механизма рыночных отношений происходит деформация морального сознания граждан, притупляется чувство личной ответственности за действия, противоречащие общественным интересам, на первый план выступает личная выгода. Упорядочение законодательного регулирования экономических связей способно предотвратить возможные криминогенные последствия.

 

Проведение такой работы предполагает, во-первых, улучшение законодательства, его совершенствование; во-вторых, точную и неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов, наличие безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.

 

В криминологической литературе выделяют два важных направления правового регулирования предупреждения преступлений. Первое заключается в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо либо опосредованно детерминирующие преступное поведение, с целью их устранения, т.е. носит «материальный» характер. К числу подобных правовых воздействий можно отнести такие, которые препятствуют совершению хищений, извлечению нетрудовых доходов, нарушению правил торговли.

 

Второе направление состоит в юридическом закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан -- субъектов предупреждения преступлений в установлении содержания и порядка осуществления предупредительных мероприятий. Это направление правового регулирования принято называть «процессуальным».

 

Безусловно, такое разделение направлений правового регулирования является условным, так как нередко указанные направления переплетаются и сочетаются в едином правовом установлении. Так, если «процессуальное» направление способствует упорядочению внутриорганизационных отношений самого субъекта предупредительной деятельности, то «материальный» аспект правового регулирования нацелен на оказание позитивного воздействия на объект для приведения его в такое состояние, которое способно повлечь ожидаемые изменения в среде функционирования.

 

Таким образом, правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в нормотворческой деятельности государства и его органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы. Малков В.Д. Криминология: Учебник для вузов-- 27е изд., перераб. и доп. -- М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

 

Проблемы правового регулирования предупреждения преступлений, так же как и других сторон общественной жизни, в настоящее время еще слабо разработаны, что в значительной степени сдерживает потенциал права в решении этой актуальной задачи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных