Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №4. Меры профилактической деятельности.




В профилактике преступлений можно выделить два вида деятельности: профилактическую и правоохранительную. Профилактика правонарушений – это деятельность по выявлению и устранению причин, их порождающих, иначе говоря – предотвращение возникновения правонарушений. Основной метод профилактики – убеждение, а в правоохранительной деятельности – принуждение.

Таким образом, профилактика правонарушений – это совокупность мер, разрабатываемых и проводимых государственными органами, учреждениями, общественными формированиями, направленная на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. В этом плане важное значение имеет классификация мер предупреждения преступности. Она дает возможность все многообразие предупредительных мер свести в определенную систему, разграничить компетенцию различных организаций по предупреждению преступлений, способствует четкому определению границ такой деятельности, формулирует требования, рассчитанные на определенные группы предупредительных мер. Классификация необходима и для того, чтобы систематизировать результаты осуществляемых криминологических исследований и наметить дальнейшие их направления для успешной разработки предупредительных мер.

Профилактические меры классифицируются по ряду признаков:

а) цель и уровень предупредительных мероприятий;

б) их масштаб;

в) правовая регламентация;

г) характер мер;

д) момент (стадия) применения;

е) субъекты предупредительной деятельности.

В литературе встречаются более десятка различных классификаций мер предупреждения преступности. Несмотря на те или иные недостатки, они представляют определенный интерес.

Целью классификации мер предупреждения преступлений является разделение на группы, каждая из которых обладает некоторыми специфическими свойствами.

Классификация мер предупреждения как прием научного исследования подчиняется строгим требованиям: она должна, в частности, охватывать весь круг мер, осуществляемых самыми различными субъектами, облегчить практическое применение мер предупреждения преступности; создавать теоретическую основу совершенствования методики их проведения. Максимальное удовлетворение этих требований возможно при построении классификационных систем, основанных на различных критериях.

Меры предупреждения преступности могут быть классифицированы и по различным признакам (с учетом предмета воздействия, области регулирования и т.д.). Так, все меры подразделяются на социально-экономические, культурно-воспитательные, идеологические, организационные, правовые и т.п.

Одним из непременных условий обеспечения наибольшей точности классификации специальных мер предупреждения преступлений является группирование их с учетом области применения, объектов воздействия, параметров и масштабов функционирования.

К этому перечню можно добавить различные мотивы преступного поведения (ревность, корысть, месть и т.п.); разные по правовому положению группы преступников (отбывающие наказание в местах лишения свободы, по месту работы, лица, в отношении которых после отбытия наказания применяется административный надзор).

Думается, что меры по предупреждению преступности должны быть классифицированы прежде всего по их основным направлениям и задачам как общие и специально-криминологические. Они могут быть классифицированы по:

– характеру решаемых вопросов (социально-экономические, культурно-воспитательные, правовые, организационные и т.п.);

– отрасли (в целом и по конкретным предприятиям и учреждениям);

– характеру регулирования нормативными актами (процессуальные и непроцессуальные; запрещающие, ограничивающие, обязывающие и т.п.);

– характеру направленности воздействия (меры воздействия на лиц, совершивших преступления; меры по пресечению отдельного преступления; меры по устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению);

– характеру воздействия на факторы, порождающие преступность (нейтрализующие, если эти факторы пока невозможно полностью искоренить; компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; ликвидирующие такие обстоятельства);

– субъекту (осуществляемые государственными органами, общественными формированиями, администрацией и др.);

– различным категориям преступлений (умышленные, неосторожные, корыстные, насильственные);

– социальному положению, возрасту и иным демографическим данным личности преступника например, по социальному положению, прошлой судимости, по неработающим и неучащимся, ведущим паразитический образ жизни и т.п.

– характеру направленности на причины преступности (ликвидация негативных явлений; устранение субъективных причин преступлений; устранение условий, способствующих совершению преступлений).

Общие меры по предупреждению преступности по своему характеру, содержанию и значимости весьма разнообразны. Это социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия, которые способствуют устранению причин и условий преступлений. Они составляют социально-экономическую и идеологическую основу специальных мер. Без них любые специально предпринимаемые средства устранения причин и условий преступлений малоэффективны. По нашему мнению, здесь необходимо указать на такие важнейшие цели общих мер профилактики, как социальная защита наиболее уязвимых групп населения, индексация доходов населения, политика налогообложения, контроль за занятостью населения и его материальными условиями, трудоустройство и помощь безработным, совершенствование общественных отношений, дальнейшее духовное обогащение людей, повышение правовой культуры всех слоев населения и др.

Следует подчеркнуть, что стремление к устранению противоречий между растущим уровнем потребностей людей и реальными возможностями, которыми они располагают, может быть осуществлено именно путем повышения уровня материальной жизни людей. Однако значение повышения уровня жизни населения заключается не только в этом, ибо оно еще обеспечивает материальные условия для дальнейшего развития и совершенствования личности, для все большего удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей и запросов человека, что крайне важно для ликвидации преступности и порождающих ее причин.

Необходимо обеспечить такой нравственный климат в обществе, который в большей степени исключал бы возможность проникновения в сознание и поведение людей антиобщественных взглядов и привычек, извращенных и гипертрофированных потребностей и, наоборот, способствовал бы нравственному формированию человека с положительными социальными качествами, богатыми духовными потребностями, положительными ценностными ориентациями и жизненными планами. Эти меры призваны в конечном итоге преодолеть значительное отставание общественного сознания от общественного бытия.

Важное место здесь занимает общий уровень сознательности людей, их нравственность и культура, особенно правовая. Вот почему нельзя оставлять без внимания вопросы воздействия на окружающую человека микросреду, ее влияния на формирование личности, в том числе борьбу с такими явлениями, как нечестность, формализм, безразличное отношение к судьбам конкретных людей и т.п. К такого же рода мерам относятся пропаганда законов, массово-разъяснительная работа, проводимая учеными, судьями, прокурорами, следователями, работниками органов дознания в форме лекций, докладов, бесед, выступлений в печати, по радио, телевидению.

Говоря о мерах общего предупреждения правонарушений, мы должны остановиться и на организационных мерах. Например, меры по повышению социальной активности, участию общественных формирований в предупреждении преступности; меры по совершенствованию стиля и методов работы управленческого аппарата. Кроме того, на общесоциальном уровне немаловажную задачу решает звено правовых мер предупреждения преступности. Здесь речь идет только о тех из них, которые влияют на предупреждение преступности посредством регулирования отношений между гражданами или между гражданами и общественными, а также между государственными и общественными органами.

К правовым мерам общего характера можно отнести: издание нормативных актов, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие ряда институтов гражданского, трудового, семейного, административного права.

Специально-криминологические меры могут носить экономический, социальный, культурно-воспитательный, организационный, правовой характер и иметь свои особенности. Во-первых, все они непосредственно направлены на преодоление причин и условий преступлений, воздействие на лиц, совершивших преступление или покушавшихся на него, а также на лиц, склонных к такому деянию, с целью их исправления и перевоспитания. Во-вторых, в этих мерах, по сравнению с общесоциальными, преобладают элементы принуждения. В-третьих, масштабы применения этих мер и их результаты сравнительно ограничены.

Первая особенность заключается в том, что она есть самая существенная черта специально-криминологического уровня мер предупреждения преступности, именно здесь проходит граница между данным и общесоциальным уровнем.

Вторая особенность состоит в том, что меры, относящиеся к социально-криминологическому уровню предупреждения, направлены в основном на лиц, уже совершивших общественно опасные деяния, в отношении которых меры убеждения далеко не всегда результативны. Поэтому привлечение виновных к уголовной ответственности, а также назначение наказания и его реализации строго регламентированы законом, исполнение которого неосуществимо без принуждения.

Известно, что общие меры предупреждения преступности создают реальные предпосылки и условия для повышения эффективности специально-криминологического предупреждения. Например, общие меры по дальнейшему укреплению государственной и трудовой дисциплины способствуют активизации деятельности со стороны государственных органов и должностных лиц, связаны с представлениями, частными определениями правоохранительных органов по конкретным фактам нарушений.

Вместе с тем специально-криминологические меры оказывают воздействие на общие. В этой связи необходимо отметить, что кроме представлений и частных (особых) определений, предусмотренных законом, правоохранительные органы и должностные лица этих органов предпринимают и другие эффективные меры: знакомят с материалами по состоянию борьбы с преступностью вообще или с отдельными категориями преступлений руководителей предприятий, ведомств и местных органов самоуправления; организуют выступления прокуроров, судей, руководителей органов внутренних дел на собраниях общественности об итогах комплексной проверки состояния законности на данном предприятии, учреждении и о мерах, необходимых для устранения вскрытых нарушений и недопущения таковых и т.д.

Значение таких мер заключается главным образом в том, что в результате их реализации те или иные аспекты предупреждения преступности становятся, как правило, предметом специального обсуждения со стороны руководителей государственных органов, общественных формирований, коллективов, хозяйственных или иных должностных лиц, разрабатываются конкретные меры по устранению причин и условий правонарушений, укреплению законности и правопорядка.

Выше отмечалось, что специально-криминологические меры могут носить экономический, материальный, организационно-управленческий, правовой, воспитательный характер. Например, к мерам экономического и материального характера на уровне специально-криминологического предупреждения могут быть отнесены такие, как введение индексации зарплаты в связи с инфляционными процессами, повышение минимальных размеров заработной платы, стипендий и пенсий и т.п.

Организационно-управленческие меры на уровне специально-криминологического предупреждения направлены на организационно-управленческое укрепление государственных органов, борющихся с преступностью, создание новых органов или новых звеньев и подразделений в системе уже существующих органов (межрегиональные управления по борьбе с организованной преступностью, профилактические подразделения в органах внутренних дел, подразделения по борьбе с наркоманией и др.) Такими же мерами можно считать: создание в областных центрах и крупных городах специальных частей полиции для несения патрульной службы; мероприятия по координации усилий различных правоохранительных органов; использование достижений научно-технического прогресса для устранения тех или иных обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также для обнаружения, фиксации и исследования следов преступления и иных доказательств, используемых в уголовном процессе. Например, специальные технические средства сигнализации, используемые для охраны различных объектов и квартир, дающие значительный эффект в предупреждении и пресечении краж имущества; использование на промышленных предприятиях различных устройств, позволяющих определить количественные, а иногда и качественные показатели производимого, транспортируемого и иного имущества.

К мерам правового характера относятся те, которые:

а) устанавливают ответственность и регламентируют порядок ее применения за правонарушения;

б) обеспечивают широкое участие органов самоуправления граждан и общественных формирований в деятельности по борьбе с преступностью и предупреждению преступлений;

в) организационно укрепляют государственные органы, ведущие борьбу с преступностью, и т.п.

К числу этих мер можно отнести и такие, которые направлены на подготовку и совершенствование кадров правоохранительных органов, на улучшение условий содержания и перевоспитания осужденных, на повышение эффективности мер наказания, на создание условий, ограничивающих возможности рецидива преступности.

Они, в том числе уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные, определены в ряде правовых актов. Это – целая система мер предупреждения правонарушений в деятельности правоохранительных органов.

Вопрос №5. Виды, уровни и направления предупреждения преступности.

Уровни предупреждения преступности можно разделить по нескольким основаниям.

В зависимости от масштабов и целей проведения профилактических мер, уровни предупреждения преступности разделяются на общесоциальный и специально-криминологический.

Общесоциальный уровень характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества.

Обычно данные меры направлены на улучшение условий труда и отдыха трудящихся, повышение уровня их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности, а также другие положительные изменения в обществе.

В настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов, ослабляющих жизнеобеспеченность нашего общества.

Специально-криминологический уровень характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений.

Масштаб применения этих мер меньше, чем общесоциальных, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.).

Специальное криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, которые необходимы при разработке комплексных планов, при выработке мер предупреждения отдельных видов преступлений.

В большей степени, чем общесоциальный, этот уровень определяется субъективными факторами. Отсюда большая потребность в управлении специальным предупреждением преступлений. Последнее предполагает использование специфических критериев принятия решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности этой деятельности.

Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации:

1. Первый уровень (высший) предусматривает решение значительных социальных. Экономических и других проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом – в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества;

2. Второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций;

3. Третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентаций человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

Виды предупреждения преступности можно разделить на следующие:

1. Социально-экономические;

2. Организационно-управленческие;

3. Идеологические;

4. Социально-психологические;

5. Медицинские и психолого-педагогические;

6. Технические;

7. Правовые.

Социально-экономические меры – влияют на устранение, ослабление и нейтрализацию криминологических факторов, связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и социальной обстановке.

Характерными чертами являются:

· Меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения;

· Меры оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом;

· Меры борьбы с безответственность и бесхозяйственностью, улучшения учета, хранения, уменьшения непроизводственных потерь и своевременного их выявления, контроля сохранности имущества, взыскания ущерба с виновных;

· Обеспечение платежей налогов и сборов;

· Подбор кадров и т. д.

К организационно-управленческим мерам относятся совершенствование государственного и общественного контроля за работой аппаратов управления, с тем чтобы ограничить масштабы недостатков и нарушений, способствующих существованию имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности.

Большое значение имеют организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т. п.

Под идеологическими мерами понимается такие меры, которые устраняют или ограничивают криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированные на базовые общечеловеческие ценности.

К ним относятся меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям, меры повышения культуры людей.

Меры, имеющие социально-психологическое содержание направлены на формирование в стране, отдельных регионах и местностях, среди отдельных контингентов и групп населения общественного спокойствия, уверенности в собственной безопасности, готовности к взаимопомощи, взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, доверия к правоохранительным органам, готовности помогать им.

Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, через образовательные учреждения и средства массовой информации.

Медицинские и психолого-педагогические меры – предупреждение расстройства болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализация лиц, страдающих этими болезнями.

Противодействие распространению форм поведения, связанных с дезадаптированностью и воспроизводством преступности, - бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т. д.; социальная, психолого-педагогическая, медицинская помощь носителям этих форм поведения.

К техническим мерам относятся различные средства и приспособления:

· Затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификации банковских операций;

· Препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж;

· Противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам, возникновению пожаров;

К ним так же относятся: различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций, средства охранной сигнализации, запирающие устройства, осветительные приборы в общественных местах, устройства быстрого вызова работников милиции.

Правовые меры создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше.

Совершенствование уголовного, административного, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, с тем чтобы обеспечить оптимальные условия для выявления, устранения, ослабления, нейтрализации причин и условий преступлений, общей и индивидуальной превенции, ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений.

Введение и совершенствование правовых запретов и ограничений, способствующих предупреждению и пресечению возникновения условий для преступлений.

Введение и совершенствование административно-правовых норм, направленных на то, чтобы мерами взыскания за правонарушение пресечь формирование привычек и стереотипов поведения, которые в определенной ситуации могут привести к правонарушению.

Введение и совершенствование уголовно-правовых норм двойной превенции, направленных на то, чтобы не допустить тяжких и особо тяжких преступлений путем привлечения к ответственности лиц, создавших обстановку для них.

Введение и совершенствование норм, поощряющих пресечение действий преступников и самозащиту от них. Поощрение добровольного отказа от доведения преступления до конца. Поощрение полного выявления и раскрытия преступлений.

Правовая регламентация деятельности субъектов профилактики. Воспитание правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению.

Воспитание профилактической активности граждан, их готовности помогать борьбе с преступностью.

Нормативное закрепление стандартов безопасности от преступлений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных