Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №4. Причины политической преступности.




Причины политических преступлений целесообразно проанализировать на психологическом и социологическом уровнях. Что касается психологии, то непосредственной причиной такого преступления является антиобщественная установка противогосударственной направленности. Диапазон ее достаточно широк и многообразен: от глубокой убежденности в необходимости смены общественного строя до недовольства отдельными мероприятиями властей. При этом важно подчеркнуть, что в отличие от трактовки сталинских времен одной лишь антиобщественной направленности личности совершенно недостаточно для того, чтобы обвинить лицо в совершении преступления: при привлечении к ответственности речь идет не о взглядах и намерениях, а о конкретных действиях, запрещенных уголовным законом, которые были порождены указанными намерениями.

Чем же вызывается сама антиобщественная установка противогосударственной направленности? Здесь может быть несколько причин. У одного человека, например, складывается устойчивая система развернутых идеологических и политических представлений о путях общественного развития, организации государственной власти, взаимоотношениях классов и социальных групп. При этом речь не обязательно идет о высокообразованном интеллектуале; те или иные мировоззренческие позиции есть у каждого члена общества.

Установка другого формируется под воздействием личного негативного жизненного опыта, который привел его к убеждению в порочности проводимой руководством внутренней и внешней политики, к необходимости смены данного политического курса. Третий просто обижен на властные структуры в связи с конкретными событиями в его жизни (задержка в выплате зарплаты, ущемление прав и законных интересов и т.д.). Личные обиды обобщаются, недовольство действиями местных чиновников "генерализируется" и переносится на государственную власть в целом и ее представителей. Все это завершается ожесточенной решимостью совершить конкретные преступные акции.

Известную, хотя и не столь значительную (по сравнению с тем, что считалось прежде) роль в формировании установки играют зарубежные влияния, разрушающие веру в справедливость и эффективность существующей в стране политики, а в некоторых случаях и активно толкающие к политической борьбе (исламский фундаментализм, национализм, религиозный фанатизм и т.п.).

Собранная специалистами статистика психологических причин политических преступлений последних лет свидетельствует о том, что наиболее распространенной является идеологическая убежденность в ошибочности общественного устройства или проводимого курса (на ее Долю приходится 85% всего комплекса причин). Антиобщественная направленность личности, вызванная неудовлетворенностью человека обстоятельствами его жизни, составляет 27%. Наконец, прямая обида

на органы власти образует 12%. В ряде случаев сочетаются несколько психологических причин.

Все эти причины, как видно из изложенного, не возникают сами по себе, случайным образом. В основе их появления, а затем и реализации в конкретных преступных действиях лежат объективные процессы социально-экономического, политического и духовного характера. Социологический и политический анализ свидетельствует о том, что кризисные явления в экономике, неустойчивая политическая ситуация, неразбериха в государственном управлении, коррупция среди чиновничества, конфликтные взаимоотношения центральных и местных властей и многое другое дезорганизуют общественную жизнь, порождают неудовлетворенность, разочарование, толкают на поиски иных путей развития, моделей общественного и государственного устройства, а подчас и на активное преступное противодействие существующему порядку. Таким образом, социальная ситуация, с одной стороны, выступает в рассматриваемых случаях в качестве негативного фактора формирования личности, а с другой - в виде повода для совершения преступления. Часто они совпадают.

Значение состояния экономики, политики, духовной жизни общества в формировании народного сознания и поведения исключительно велико. На роль жизненных условий в возникновении политических катаклизмов обращали внимание многие мыслители. Известный английский философ Ф. Бэкон писал еще четыреста лет тому назад; "Сколько в государстве разоренных, столько готовых мятежников… А если к разорению и оскудению знати прибавляется обнищание простого народа, опасность становится велика и неминуема, ибо мятежи, вызываемые брюхом, есть наихудшие".

Вопрос №5. Характеристика современной политической преступности.

Как пишет немецкий криминолог Г. Шнайдер, "политическая преступность всегда возникает там, где предпринимаются попытки помешать или способствовать политическим изменениям... преступными средствами и методами" (Катехизис революционера // Революционным радикализм в России: век девятнадцатым. Это и происходит при борьбе за власть или против нее.

Когда мы говорим о борьбе за власть или против власти, необходимо уяснить, каков государственный уровень этих действий, чтобы их можно было признать политическими. В советское время этот уровень был сильно понижен. Недовольство действиями не только центральных властей, но и местных, особенно партийных, расценивалось как политическое преступление. Более того, встречались, и нередко, дела о противодействии конкретным мелким должностным лицам (например, бригадиру колхоза), которые квалифицировались как контрреволюция. Говоря о борьбе за власть или против нее, надо иметь в виду лишь центральную политическую (государственную) власть, установленную Конституцией РФ. Это вытекает из толкования ряда статей главы 29 УК РФ ("Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства"), в которых упоминаются интересы Российской Федерации в целом, но не регионов или местных учреждений.

Борьба за власть выражается в попытках ее насильственного захвата или удержания, насильственного изменения конституционного строя, в публичных призывах к этим преступлениям, в государственной измене и других деяниях, предусмотренных статьями главы 29 УК РФ. Что касается борьбы против власти, то это прежде всего терроризм, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его политической деятельности, диверсия, вооруженный мятеж, захват заложников, массовые беспорядки и некоторые другие преступления.

В послеперестроечный период политические преступления в нашей стране немногочисленны. Из крупных, общеизвестных акций мы можем указать лишь на путч 1991 г. и противостояние Президента и парламента в 1993 г.

В августе 1991 г., воспользовавшись отсутствием Президента СССР М.С. Горбачева (он отдыхал на даче в Крыму), группа высокопоставленных должностных лиц во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым, премьер-министром В. Павловым, председателем КГБ В. Крючковым объявила в стране чрезвычайное положение, а себя - Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) и взяла власть в свои руки. Однако через два дня из-за мощного противодействия демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным эта группа капитулировала и была арестована (а через год амнистирована).

В связи с этими событиями состоялся только один судебный процесс - участника путча генерала В. Варенникова, который не согласился с объявленной ему амнистией. Он был предан суду по обвинению в измене Родине и в воинском должностном преступлении, но в результате судебного процесса оправдан.

Осенью 1993 г. произошло столкновение между Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Верховным Советом РФ, возглавлявшимся Р. Хасбулатовым. Верховный Совет, распущенный указом Президента, отказался разойтись, а группа депутатов со своими сторонниками из некоторых политических партий предприняла попытку атаковать мэрию Москвы и Телевизионный центр в Останкино. Они были арестованы, но через несколько месяцев также амнистированы. Суд над ними не состоялся.

После этих событий других арестов по политическим мотивам в Российской Федерации не было и в статистике цифры политических преступлений отсутствуют. Встречающиеся за эти годы случаи осуждения за шпионаж и государственную измену нет оснований относить к политическим, потому что мотивация таких дел была исключительно корыстной. Основную политическую опасность (и направленность) сейчас представляют собой терроризм и политические убийства.

Ответственность за терроризм впервые была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 213? УК РСФСР), но статистических сведений о нем практически нет. По данным 1997 г. (согласно новому УК) в России зарегистрировано 32 случая терроризма, из них раскрыто 6. Среди них, вероятно, есть случаи политического терроризма, но ни документы первичного учета, ни статистические отчеты не фиксируют политическую мотивацию преступлений. К тому же большинство этих дел полностью не было раскрыто.

Тем не менее терроризм как в нашей стране, так и в мире в целом, представляет значительную угрозу. Считается, что во всех странах в совокупности совершается за год от 800 до 1000 актов терроризма. Эти акты трудно отграничить как от целенаправленных политических убийств, так и от заказных убийств бытового характера, не имеющих политической подоплеки. Поэтому количество реальных террористических актов или убийств по политическим мотивам неизвестно; можно думать, что некоторые из них остаются латентными. К последним предположительно можно отнести, например, случаи убийства известных журналистов В. Листьева и Д. Холодова.

Личность политического преступника неоднозначна. Своеобразные мотивы политических преступлений говорят о том, что большей частью эта личность неординарна. Практические наблюдения за политической преступностью XIX-XX вв. позволяют выделить среди ее субъектов три основные группы лиц.

Первая - политический преступник по убеждениям. Это идеалист, фанатик, который, по его мнению, борется за интересы народа, как он их понимает, и выступает против существующей власти по принципиальным соображениям, нередко жертвуя собой, а подчас и посторонними людьми (как это бывает при совершении террористических актов). Идеалистами-фанатиками были, например, многие русские революционеры-народовольцы XIX в. В "Катехизисе революционера", который мы уже цитировали, подчеркивалось, что "революционер - человек обреченный. У него нет своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью - революцией".

В странах Европы, Америки, Азии, Африки и сейчас действует немало революционных экстремистских групп, придерживающихся подобных взглядов. В 1997 г., например, такая группа левых экстремистов захватила японское посольство в столице Перу и удерживала его с заложниками-дипломатами ряда стран в течение двух месяцев.

Политические противники власти по убеждениям могут придерживаться различных взглядов, быть людьми как левой, так и правой ориентации, руководствоваться националистическими, религиозными или иными чувствами. В нашей стране с учетом недавней войны в Чечне политические преступления, в частности акты терроризма, со стороны такого рода лиц вполне вероятны.

Вторая группа лиц, совершающих политические преступления, - это люди преследующие личные интересы, стремящиеся на этом поприще сделать собственную политическую карьеру. В достаточно большой массе людей, критически относящихся к правительству, встречаются и те, кто "ловит рыбку в мутной воде", - честолюбцы, авантюристы, любители политических скандалов, а то и просто двуличные субъекты. Среди российских революционеров XIX и XX вв. встречались, например, провокаторы, состоявшие не только в революционных партиях и кружках, но одновременно и на службе в царской охранке (Азеф из партии эсеров, Малиновский из РСДРП). Это люди, выступающие под радикальными политическими лозунгами, афиширующие себя и способные совершить политическое преступление, если и поскольку оно им лично выгодно.

Третья группа - второстепенные массовые участники политических акций, действующие обычно под влиянием более зрелых и авторитетных инициаторов и руководителей. Часто это случайные члены толпы, собравшиеся на митинг или демонстрацию и под воздействием минутных настроений способные совершить преступление (массовые беспорядки, вандализм, нападение на представителей власти и т.п.). Они тоже руководствуются политическими мотивами, но эта мотивация поверхностная, случайная, неустойчивая. Среди них бывает много незрелой молодежи, нередко психопатических, экзальтированных личностей.

Имея в виду разные категории политических преступников, Г. Шнайдер пишет: "В политическом преступнике следует видеть человека, не подвергшегося достаточной социализации, которая к тому же проходила под сильным идеологическим влиянием и в условиях нестабильной политической ситуации".

Здесь верно отражено то обстоятельство, что формирование личности такого человека происходит, как правило, в экстремальных, сложных условиях политических конфликтов, кризисов, напряженности. Многие из политических преступников - люди с трудной судьбой, неудачники, обиженные "на весь свет", мстящие государству и обществу.

Особенно опасны политические преступники, действующие в соучастии. Понятно, что организованная группа террористов способна сделать много того, что одному преступнику не под силу. Почти все обнаруженные в 90-х годах в России взрывы, поджоги и другие террористические акции были подготовлены и совершены, как минимум, двумя преступниками. О групповом характере большинства серьезных политических преступлений свидетельствует и международный опыт борьбы с левым и правым экстремизмом в разных странах.

Вопрос №6. Предупреждение политической преступности.

Основную роль здесь играют средства и методы общего предупреждения преступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития: повышения уровня жизни населения, сглаживание существенных различий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д. Предупреждению антигосударственной политической деятельности способствует своевременное разрешение не только экономических проблем, по и вопросов, связанных с межнациональными конфликтами или религиозными спорами. Существенную роль играет внутриполитическая стабилизация: достижение общественного согласия, прекращение противостояния ветвей власти и политических партий, признание и поддержание плюрализма взглядов, обеспечение обстановки терпимости к другим мнениям и политическим предпочтениям. Все эти социально-экономические и политические меры общего предупреждения должны дополняться системой правовых мероприятий. Главное из них - твердое поддержание конституционного порядка, при котором возможные разногласия между политическими партиями, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации, переходящей в насилие, а в соответствии с юридическими механизмами, созданными в этих целях (парламентские слушания, "круглые столы", арбитраж, суд и т.д.). Понятно, что для этого необходимо достижение достаточно высокого уровня политической и правовой культуры в стране.

За последние годы государство фактически сняло с себя заботу о воспитании граждан. В результате средства массовой информации, подчиняясь интересам финансовых воротил, развернули безудержную пропаганду секса, насилия, пренебрежения к законам и государственным установлениям. Очевидно, в систему общей профилактики политической преступности должны быть включены также просветительные и воспитательные меры, направленные на укрепление нравственности, поддержание чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к существующим национальным институтам. Особенно важно это на ранних этапах формирования личности - в семье, школе.

Специальное предупреждение политической преступности осуществляется правоохранительными органами, среди которых ведущую роль в рассматриваемой сфере играет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Отказавшись от тотального политического контроля, которым занимались органы государственной безопасности в советское время, указанная служба призвана предупреждать преступления противогосударственной направленности, раскрывать и расследовать их, принимать меры к устранению причин и условий, их порождающих.

Федеральная служба безопасности анализирует политическую обстановку в стране и, установив сферы социальной напряженности, чреватые нежелательными конфликтами, обращает на это внимание правительства и соответствующих государственных органов или общественных организаций. Расследуя конкретные дела об антигосударственной деятельности, ФСБ вправе вносить представления о причинах и условиях, способствующих политическим преступлениям. Указанные представления должны быть рассмотрены адресатами в месячный срок.

При обнаружении признаков подготовки конкретного преступления, сотрудники ФСБ обязаны принять конкретные меры к его предотвращению и пресечению, с тем чтобы не допустить его реального совершения. В этой связи особо важное значение имеет борьба с распространенностью в стране незаконного хранения оружия и взрывчатых веществ, проводимая не только ФСБ, но и милицией и таможней. Серьезная роль принадлежит разработке законодательства, направленного на запрещение экстремистских организаций правого и левого толка, на предупреждение образования религиозных сект и других антиобщественных групп, проповедующих антиконституционные, насильственные методы овладения государственной властью.

В силу достаточно широкой распространенности нападений на различные категории граждан и должностных лиц, в том числе заказных убийств, имеющих, возможно, политическую подоплеку, важное предупредительное значение имеет превентивная охрана этих лиц, а также ограничение доступа посторонних лиц в государственные учреждения, общественные организации и частные фирмы. Помимо поддержания порядка в пропускной системе здесь имеют значение и технические средства, например, телевизионные камеры слежения, рентгеновские аппараты и магнитные датчики для обнаружения оружия и взрывчатых веществ и т.п. При этом установление надежного контроля за порядком и безопасностью не должно перерастать в атмосферу недоверия и подозрительности по отношению ко всем и каждому, что свойственно "полицейскому государству", но решительно противоречит статусу демократического правового общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных