Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Назовите основные отличия причин конкретного преступления от условий, способствующих его совершению.




1. Назовите основные отличия причин конкретного преступления от условий, способствующих его совершению.

Полагаю, что:…

1) Причины – это внутренние мотивы и побуждения индивида, а условия – внешние явления и процессы, способствующие, нейтрализующие или препятствующие совершению преступления.

2) Отличий нет.

3) Причины первично воздействуют на индивида и являются для него социально более значимыми, а условия воздействуют на него вторично, создавая лишь «фон» совершения преступления.

4) Причины непосредственно вызывают у лица решимость совершить преступление или непосредственно приводят к совершению преступления по неосторожности, а условия – способствуют, провоцируют или затрудняют совершение умышленного или неосторожного преступления.

5) Причины и условия одинаковы по своей природе и отличаются только силой воздействия на индивида: причины воздействуют сильнее, а условия – слабее.

 

2. Назовите основную причинно-следственную цепочку механизма совершения умышленного преступления, следуя в обратном порядке, т.е. от следствия к причине: (1)-(2)-(3).

Звенья этой цепочки следует расположить следующим образом:

1)преступление (1) – предпреступн.волевое - формирование негативн.

решение и выбор его нравственно-психологич.

преступником из ряда свойства личности (3а)

др. решений (2)

- создание криминогенных

условий и жизненных

ситуаций (3б)

2) преступление (1) – негативное

психофизиологич. - наследственность

состояние преступника (2) (3а)

- облегчающие или

способствующие совершению преступления криминогенные условия и конкретные жизненные ситуации (3б)

8) преступление (1) – стихийное и - стечение негативных об-в и

неосознанное жизненных ситуаций (3а)

побуждение,

инстинкт (2)

- наследственность (3б)

4) преступление (1) - негативное психо- - формирование под воздейств.физиол. состояние среды негативн. нравственно-

(повышенная эмоц. психологич. свойств

возбудимость, личности (3а)

несдержанность,

превышение по силе

и интенсивности

процессов возбуждения

над процессами

торможения и т.п.) (2)

- создание провакационных

или способствующих

совершению преступления

условий и жизнен. ситуайий

(3б)

 

5) преступление (1) – формирование - формирование отриц. нрав.

преступного мотива психологич. особенностей

или побуждения (2) личности под воздействием

криминогенных факторов

(3а)

- создание конкретных

криминогенных условий и

жизненных ситуаций (3б)

 

3. С целью изучения методики выявления причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления и принятие по нему предупредительных мер, предполагается следующая фабула учебного дела.

В очереди за спиртными напитками к Иванову подошел Генералов и попросил его купить ему бутылку водки. После того как Иванов купил литр водки, он вместе с Генераловым пошел в темный подъезд девятиэтажного дома и там распил одну бутылку из горлышка. Опьянев, они пошли в сквер, где играли дети, и возле фонтана, на виду у всех, стали распивать другую бутылку из горлышка, пели песни с нецензурным содержанием. Находившиеся в сквере дружинники, не желая связываться с пьяными, покинули сквер. В это время пенсионер Долгунина, проходившая мимо, сделала Генералову и Иванову замечание о их недостойном поведении. В ответ на это Генералов оскорбил Долгунину и, подойдя к ней, толкнул ее в бассейн фонтана. Ударившись о одно (глубина 25 см.), Долгунина сломала левую руку и стала громко звать на помошь. Генералов и Иванов быстро скрылись с места преступления в темном подъезде того же дома.

Прибывший наряд милиции увез Долгунину в больницу. Поняв, что их не преследуют, Генералов предложил Иванову «дело»: проникнуть в квартиру к Беловой, которая уехала на черноморское побережье на отдых, о чем Генералов знал, так как иногда навещал Белову как женщину легкого поведения. Иванов отказался, но Генераов намекнул, что Белова живет нечестно, работает в продуктовом магазине и ворует дефицитные продукты и что у нее имеются металл и камни (т.е. золото и драгоценные камни).

Спустившись в подвал, они нашли гвоздодер и легко выломали замок. Отыскав на сумму свыше 2 тыс. рублей, они сложили их в чемодан и покинули квартиру.

Прибыв к приятелю Генералова Жильцову, они рассказали ему о краже и попросили оставить их ночевать. Жильцов достал литр водки и предложи «обмыть» удачу.

Иванов, опьянев, быстро уснул, а Генералов предложил Жильцову убрать компаньона и свидетеля. Жильцов набросил на голову Иванова телогрейку, а Генералов нанес несколько ударов топором по голове. Разможжив голову Иванову, они решили зарыть его труп в лесу. На «Жигулях» они приехали в лес и вырыли яму. Когда Генералов нагнулся, чтобы поднять труп Иванова, Жильцов сильным ударом гаечного ключа по голове убил Генералова и оба трупа закопал.

Жильцову 29 лет, в прошлом судим за хулиганство и разбой. Объяснил на следствии, что он завязал и хотел жить честно, собрался жениться на состоятельной (с «Жигулями») вдове Марине, у которой он жил без прописки, так как уклонялся от административного надзора. В ночь прихода Генералова и Иванова Марина уехала навестить мать. Жильцов вместе с Генераловым отбывал срок. Испугался, когда узнал о краже Генералова, так как считал, что ему никто не поверит, что он не причастен. Когда же Генералов убил Иванова, то у него возникла мысль избавиться и от Генералова. Ценности его не прельщали, но раз уж так получилось, то он, естественно, завладел ими.

Несовершеннолетний Иванов (17 лет), не судимый, проживал с матерью, которая работала уборщицей (оклад 7 тыс. руб.). На иждивении находилось еще трое детей. Воспитанием сына не занималась. Он был вспыльчивый, малообщительный, к учебе интереса не проявлял, с учителями дружеского контакта не было, отношение к нему было грубым, никто не стремился оказать на него индивидуального влияния. Рано пристрастился к водке, свободное время проводил во дворе и подъезде или стоял за спиртными напитками, где и познакомился с Генераловым.

1. Определите причины и условия по эпизоду с хулиганством.

2. Определите причины и условия, способствующие краже.

3. Какие обстоятельства обусловили убийства? Назовите причины и условия.

4. Дайте социально-психологическую характеристику преступникам.

 

Литература

4. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. – М., 1973.

5. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. – М., 1998.

6. Гилязев Ф.Г. Вина и криминогенное поведение личности: уголовно-правовые, криминологические и социально-психологические черты. – М., 1991.

7. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. – М., 1991.

8. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1989.

9. КудрявцевВ.Н. Причинность в криминологии. – М., 1968.

10. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.

11. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. – М., 1984.

12. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. – М., 1991.

13. Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. – Владивосток, 1989.

14. Самсонов А.П. Психология преступных групп. – Пермь, 1991.

15. Шестаков Д.А. Семейная криминология. – СПб., 1996.

16. Косарев В.Н. Проблемы механизма преступного поведения и их современная трактовка // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2008. - №4. – С.125-128.

17. Косарев В.Н. Проблемы механизма преступного поведения и их современная трактовка // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2008. - №3. – С.157-160.

Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно раздел: «Литература ко всем темам курса».

 

 

Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

 

Планы семинарского занятия

1. Понятие криминологического прогнозирования и его значение для организации борьбы с преступностью.

2. Цели и задачи криминологического прогнозирования.

3. Виды криминологических прогнозов.

4. Методика криминологического прогнозирования.

5. Индивидуальное прогнозирование как процесс познания личности.

6. Понятие планирования мер предупреждения преступлений. Планы и программы предупреждения преступлений.

7. Виды программ борьбы с преступностью. Их структура и содержание.

8. Субъекты криминологического программирования.

9. Критерии эффективности комплексных и отраслевых программ борьбы с преступностью.

Практические задания

1. Укажите, какие из приведенных ниже определений больше всего соответствуют понятию криминологического прогнозирования.

Криминологическое прогнозирование – это:

1) Предсказание возможного преступного поведения.

2) Информационное обеспечение предупреждения преступности.

3) Предсказание о влиянии уголовного законодательства и его применения.

4) Постоянно идущий творческий процесс познания, в который все время вводятся данные о развитии преступности, предсказывается эффективность применяемых предупредительных мер и корректируются предсказания о развитии преступности и дальнейшая эффективность предупредительных мер, применявшихся ранее, определяются наиболее эффективные меры предупреждения.

5) Процесс разработки криминологических прогнозов.

6) Научно обоснованное вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях, периодах развития преступности, личности преступника, криминологических факторов, последствий и мер борьбы с преступностью.

 

2. Определите виды криминологических прогнозов, которые подразделяются:

 

1)в зависимости от роли прогноза в решении задач борьбы с преступностью; 1) Оперативный, 2) Поисковый, 3) Тактический, 4) Локальный, 5) Общий, 6) Нормативный, 7) Краткосрочный, 8) Специальный, 9) Стратегический, 10) Региональный, 11) Частный (индивидуальный), 12) Глобальный, 13) Среднесрочный, 14) Прогноз преступности, 15) Долгосрочный, 16) Прогноз личности преступника, 17) Прогноз факторов преступности, 18) Прогноз последствий преступности, 19) Прогноз мер борьбы с преступностью.
2) по масштабности;
3) по продолжительности периода упреждения;
4) исходя из критерия «назначение прогноза»;
5) по объекту прогнозирования;
6) по предмету прогнозирования.

3. Из перечисленных ниже методов исследования, используемых в криминологии, назовите методы криминологического прогнозирования.

К методам криминологического прогнозирования относятся:

1) модульный анализ конструирования социума (МАКС),

2) метод системно-структурного анализа,

3) формально-логический метод,

4) экстраполяция,

5) метод моделирования,

6) метод математического моделирования (программа ARИМА),

7) метод системного анализа криминогенных факторов и системного прогноза,

8) метод анкетирования,

9) метод группировок,

10) метод экспертных оценок,

11) метод сравнительного исследования.

 

Какие из названных Вами методов криминологического прогнозирования можно отнести:

а) к фактографическим, б) к экспертным методам прогнозирования.

 

4. Определите порядок расположения частей и элементов соответствующей программы борьбы с преступностью (предупреждения преступности).

 

Структура программы борьбы с преступностью (предупреждение преступности) включает:

1) финансирование программы,

2) кадровое обеспечение,

3) концепцию,

4) сроки реализации программы и контроль за ее реализацией,

5) организационно-правовое обеспечение,

6) правовое информирование населения в сфере борьбы с преступностью,

7) подсистемы мер борьбы с отдельными видами преступлений и обусловливающими их негативными социальными явлениями,

8) участие негосударственных объединений в борьбе с преступностью.

 

Литература

1. Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. – М., 1974.

2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. – М., 1990.

3. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. – М., 1973.

4. Демидов В.Н., Сафиуллин Н.Х. Криминологическое прогнозирование: современное состояние и перспективы. – Казань, 2000.

5. Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации. – М., 1996.

6. Забрянский Т.Н., Савинкова Е.Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. – М., 1996.

7. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М., 1986.

8. Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование. – Томск, 1991.

9. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью. Труды Академии МВД СССР. – М., 1989.

10. Миньковский Г.М., Петров В.А., Ревин В.П. Модель комплексного плана (прогрмма) борьбы с преступность в крае, области. – М., 1991.

11. Модель региональной программы борьбы с преступностью /Под ред. А.А. Алексеева. – М., 1993.

12. Модель регионального уголовно-правового и криминологического прогноза /Под ред. А.А. Алексеева. – М., 1994.

13. Овчинский С.С. Оперативно-тактическое прогнозирование. – М., 1992.

14. Шилов А. Моделирование уголовной политики на основе статистического анализа динамики преступности в Вооруженных силах // Уголовное право. – 2008. - №5. – С. 117-122.

15. Токарев А.Ф. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступлений. – М., 1990.

Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно в разделе: «Литература ко всем темам курса».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных