ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория разделения властейПринцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство. Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три эти направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов». Ее механизм раскрывает таблица, в которой представлены основные формы и правовые институты взаимного контроля трех ветвей власти, Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|