Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История развития международного уголовного права




Международное уголовное право как отрасль права стало формироваться в конце XIX в. Однако истоки этого права относятся к древнейшему периоду возникновения государства и права. Еще в рабовладельческих государствах правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний и других выступлений рабов. Так, в дошедших до наших дней сведениях о договоре, заключенном в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хаттушилем III и египетским фараоном Рамсесом И, говорилось: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов». Этим же договором предусматривались фактически и другие нормы, послужившие основой современного международного уголовного права - о выдаче преступников. Договор гласил: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса».

Практика договоренностей о совместных подавлениях восстаний рабов и борьбе с их бегством существовала в других древних рабовладельческих государствах: Месопотамии, Риме, Греции. Чаще всего правители договаривались по вопросам выдачи беглых рабов и других преступников.

К периоду рабовладения относится и появление норм об обращении с военнопленными и их обмене. Так, известно, что в ходе 1-й Пунической войны Регул Марк Атилий (256 г. до н. э.), римский полководец, победивший флот карфагенян и вторгшийся в Африку, был взят в карфагенский плен, а затем отпущен в Рим с условием договориться о мире и обмене военнопленными.

Вопросы выдачи преступников (экстрадиции) относятся к числу древнейших институтов международного уголовного права, имевших большое распространение не только в рабовладельческий период, но и в последующие времена.

С образованием своего государства восточные славяне заключали с соседними государствами договоры об оказании содействия по уголовно-правовым вопросам. Так, в договорах Древней Руси с Византией предусматривались уголовные наказания за преступления, совершенные русскими на территории Византийского государства, и соответственно, греками — на территории Руси. Договором князя Олега с Византией 911 г. устанавливались взаимные обязательства по уголовному преследованию и наказанию за убийства, телесные повреждения, кражи, грабежи и другие преступления. В этом же договоре, как и в договорах князей Игоря (945 г.) и Святослава (971 г.) с Византией, предусматривались вопросы выдачи преступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Нормы о выдаче преступников содержались в Пространной Правде 1209 г. и позднейших документах.

Вопросы экстрадиции предусматривались договорами многих европейских государств средневековья, например договором 1303 г. между королями Англии и Франции Эдуардом III и Филиппом IV Красивым, договором 1376 г. между французским королем Карлом V Мудрым и графом Савуа и др.

Международные обычаи и договоры периода рабовладения и феодализма не разрешали государствам распространять свое право и юрисдикцию на территорию других стран. В эти времена складываются основы международного обычая предоставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов. Этот международный обычай включал в себя и иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства.

Пиратство, одно из распространенных и в настоящее время преступлений международного характера, имеет древнейшее происхождение. Римским правом, правом Древнего Китая пираты признавались опаснейшими преступниками и государства всегда вели с пиратством жестокую борьбу, ставшую впоследствии общей нормой международного права.

Пираты занимались не только морским разбоем, но промышляли и работорговлей. Работорговля, узаконенная в эпоху рабовладения, сохранилась и в последующее время, особенно процветала она в XVII—XIX вв. в Новом Свете. Полагают, что из Африки в Америку к середине XIX в. было переправлено около 9,5 млн. африканцев, без учета погибших в момент захвата или в пути. Победа в Гражданской войне Севера над Югом в США привела к отмене в Штатах рабства и резкому сокращению рынка сбыта рабов.

Под давлением общественности первым осудил торговлю африканцами Венский Конгресс 1815 г. В Аахене в 1818 г. торговля рабами была запрещена и признана преступлением. Участниками Лондонского договора 1841 г. — Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией работорговля была приравнена к пиратству. Участники этого договора предоставили военным кораблям своих стран право останавливать и проводить обыск судов под флагом государства-участника в случае подозрения в работорговле, освобождать невольников и передавать виновных для привлечения к уголовной ответственности. Меры по борьбе с рабством и работорговлей, одним их преступлений международного характера, предусматривались и другими многосторонними и двусторонними договорами государств. Брюссельским Генеральным актом о работорговле 1890 г. были выработаны международно-правовые нормы о запрете работорговли. Государства — участники данного акта обязались предусмотреть в национальном уголовном законе ответственность за насильственный захват людей в рабство, перевозку, пресекать преступления, связанные с рабством и работорговлей на своих территориях.

Понятие института выдачи преступников менялось с развитием общественных отношений. Наряду с экстрадицией получил закрепление международный обычай права убежища. Право убежища рабовладельческой эпохи, так же, как и выдача преступников, почти в равной степени распространялось как на уголовных, так и на политических преступников. Постепенно понятие убежища связывается только с политическими преступниками. В первой половине XIX столетия формируется международная норма невыдачи государствам лиц, преследуемых по политическим мотивам. Одновременно международными договорами все чаще предусматриваются вопросы выдачи лиц за общеуголовные преступления. Один из первых многосторонних договоров — Амьенский договор 1802 г., участниками которого были Великобритания, Голландия, Испания, Франция закреплял положение о выдаче преступников, обвиняемых в убийстве, преднамеренном банкротстве и фальшивомонетничестве. В последующем были заключены другие многосторонние договоры о выдаче преступников. Этими документами наказывались преступления, за совершение которых могла следовать экстрадиция, оговаривались другие условия, а также процедура выдачи.

Вслед за международными договорами о выдаче преступников государства стали принимать национальные законы об экстрадиции. В числе таких государств можно назвать Бельгию (1833 г.), Голландию, Великобританию.

Международно-правовые вопросы выдачи преступников к концу XIX — началу XX ее. оказались наиболее разработанными. Неслучайно поэтому многими специалистами международное уголовное право до прошлого столетия в основном связывалось с институтом экстрадиции. Ф. Ф. Мартене, один из первых российских профессоров в области международного уголовного права, в своей работе «Современное международное право цивилизованных народов» отмечал, что международное уголовное право в основном сосредоточено вокруг учения о выдаче преступников.[1] В. Э. Грабарь подчеркивал, что все международное уголовное право до XX столетия сводилось в принципе к двум вопросам: действию закона в пространстве и выдаче преступников.[2]

С возникновением буржуазии и развитием капиталистических отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появляются нормы о преступлениях против мира, против добрососедства государств, именуемых сегодня международными преступлениями. И хотя указанные нормы того времени преследовали главным образом цель обеспечения национальной внешней безопасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами, тем не менее они содействовали формированию международно-правовых норм и обычаев по борьбе с международными преступлениями против мира, поддержания дружественных отношений между государствами.

Французским кодексом 1791 г. устанавливалась смерть для лица, который поддерживал отношения с иностранными державами с целью побудить их к враждебным действиям и начать войну против Франции (козни). Кодексом Наполеона 1810 г. предусматривалась уголовная ответственность за козни и другие преступления, направленные против союзников Франции.

Основы норм за международные преступления содержались и в российском уголовном законодательстве. Так, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. признавались преступными действия российских подданных, которые открытым нападением на иностранцев провоцировали разрыв России с дружественным государством или соответствующее ответное нападение на российские территории. Уложением предусматривалась уголовная ответственность лиц за нападения на жизнь, здоровье, честь и достоинство императоров (глав) иностранных держав, их дипломатических агентов. В Уголовном уложении России 1903 г. преступлениями считались деяния, направленные на свержение законной власти иностранного государства, надругательство над государственным гербом иностранной державы, насилие в отношении представителей зарубежных государств.

Развитие национального уголовного законодательства государств в XIX в. происходит под влиянием международных связей. Увеличивается число преступлений с так называемым иностранным элементом. Государства все больше предусматривают в своих законах уголовную ответственность за преступления, борьба с которыми требует координации и международного сотрудничества стран всего мирового сообщества. В сферу международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью стали входить не только вопросы об экстрадиции, действии закона в пространстве, но и о противодействии ряду преступлений международного характера, таких, как пиратство, работорговля, торговля женщинами в сексуальных целях, подделка денежных знаков, охрана подводных телеграфных кабелей, столкновение морских судов и неоказание помощи на море. Уголовно-правовая регламентация этих преступлений предусматривалась различными международными документами (конвенциями, договорами, актами и т. п.).

Появление международных уголовно-правовых норм об ответственности за преступления международного характера, о вопросах, связанных с уголовной юрисдикцией, с выдачей преступников, правом политического убежища, а также закрепление в национальных правовых системах уголовной ответственности за преступления, связанные с подрывом дружественных отношений между державами, провокацией войны, осложнением сотрудничества между государствами, свидетельствовали о появлении новых международных норм права.

Концепция международного уголовного права появилась на рубеже XIX—XX ее. Собственно международные уголовно-правовые нормы находились еще только на стадии зарождения, государства искали пути разрешения вопросов подсудности, наказания, определения деяний, посягающих на интересы нескольких государств, представляющих угрозу стабильности межгосударственных отношений.

Большой вклад в развитие теории международного уголовного права внесли российские ученые. Одним из первых идею необходимости международного уголовного права в конце XIX в. выдвинул Н. М. Коркунов.[3]

Профессор Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартене сформулировал понятие международного уголовного права, как «совокупность юридических норм, определяющих условие международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения».[4]

Близкие понятия международного уголовного права давались и другими российскими учеными второй половины XIX — начала XX столетий (Н. С. Таганцев, Л. А. Комаровский, В. А. Уляницкий, В. П. Даневский, В. Спасович и др.).

Среди зарубежных исследователей того времени можно назвать немецких юристов Ф. Листа и А. Гефтера, бельгийца А. Принса, швейцарского юриста-международника И. Блюнчли, румынского юриста-международника В. Пелла, французского юриста Г. Донне-дье де Вабр и др.

Для формирования концепции международного уголовного права большое значение имели принятые международные документы по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, а также конвенции, регламентирующие законы и обычаи войны. В XIX начале XX ее. были разработаны Парижская декларация 1856 г. о морской войне, такие международные акты, как Женевская Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., 13 Гаагских Конвенций о правилах морской и сухопутной войн 1907 г., Лондонская декларация 1909 г. о праве морской войны.

Ужасы Первой мировой войны показали необходимость наказания виновников войны. Версальский мирный договор 1919 г. содержал положения об уголовной ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и других деяний, выходящих за рамки национального уголовного законодательства. В соответствии с Версальским договором были разработаны проекты документов для привлечения к уголовной ответственности кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна и его соратников за военные преступления. Однако ввиду нечеткости формулировок преступных деяний, неясности порядка формирования и деятельности суда, полномочного рассматривать подобные дела, а также в силу того, что неотвратимость ответственности за агрессию не стала еще принципом международного уголовного права, указанные лица остались безнаказанными.

Вместе с тем положения Версальского договора внесли значительный вклад в развитие международного уголовного права, впервые закрепив основы привлечения к уголовной ответственности физических лиц за преступления против мира как военных преступников.

В 1927 г. в Варшаве была проведена I Международная конференция по унификации уголовного права. К преступлениям международного характера, посягающим на международный правопорядок, были отнесены пиратство, работорговля, торговля женщинами и детьми, порнография, незаконный оборот наркотических средств, подделка металлических денег и государственных ценных бумаг. На последующих конференциях предпринимались попытки определить понятие международного терроризма, унифицировать нормы о выдаче преступников и праве политического убежища, о защите культурных ценностей народов.

Наряду с развитием норм международного уголовного права о преступлениях международного характера, посягающих на отношения сотрудничества государств в различных социально-экономических сферах, по охране и защите прав и свобод личности, разрабатываются и нормы о международных преступлениях. К понятию агрессии как международного преступления внимание было обращено со времен Первой мировой войны. Советское государство в Декрете о мире 1917 г. первым заявило, что агрессия является величайшим преступлением против человечества. В договорах Советской республики с соседними государствами 20-х годов закреплялось положение о запрещении агрессивной войны.

Первым многосторонним международным договором, запретившим агрессию и объявившим ее международным преступлением, был Парижский пакт 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога). Однако самого понятия агрессии и нападающей стороны данный пакт не содержал. Следует подчеркнуть, что разработка международного понятия агрессии велась на протяжении многих десятилетий. Хотя развернутое определение агрессии было дано в 1974 г. в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, работа по его унификации продолжается.

Началом кодификации международного уголовного права является принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. государствами-победителями во Второй мировой войне и вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом главным нацистским преступникам. Генеральная Ассамблея ООН специальной резолюцией в 1946 г. подтвердила принципы международного права, закрепленные в Уставе Нюрнбергского трибунала и воплощенные в приговоре трибунала в качестве общепризнанных.

Уставом трибунала все международные преступления были классифицированы на три группы:

преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеназванных действий;

военные преступления — нарушения законов или обычаев войны, к которым относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение города или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;

преступления против человечества — убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, под-лежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, явились ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены.

Устав Международного военного Токийского трибунала 1946 г., принятый для привлечения к уголовной ответственности главных военных японских преступников, закрепил те же принципы международного уголовного права и виды международных преступлений, что были предусмотрены Уставом Нюрнбергского трибунала.

Уточнение перечня международных преступлений было дано в Конвенции 1968 г. «О неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества».

С принятием в июне 1945 г. Устава Организации Объединенных Наций были подтверждены принципы международного права. Уставом ООН было запрещено применение силы в межгосударственных отношениях.

Устав Организации Объединенных Наций, провозгласивший и утвердивший в современном международном праве принципы уважения основных прав и свобод человека, мирного решения всех спорных вопросов, явился основой для принятия последующих международных конвенций по предупреждению и наказанию преступных нарушений прав и свобод человека.

В настоящее время концепция международного уголовного права является общепризнанной в доктрине и закреплена в ряде решений Генеральной Ассамблеи ООН. В одной из резолюций Генеральной Ассамблеи ООН отмечается необходимость дальнейшего развития международного уголовного права в целях обеспечения успешной борьбы с международной преступностью.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась разработкой и принятием ряда важных международно-правовых норм в области международного уголовного права. Разрабатывались как вопросы о применимости норм международного уголовного права за преступления физических лиц, так и сами нормы о преступлениях международных и международного характера.

Весомый вклад в развитие института международных преступлений внесла созданная в 1947 г. Комиссия международного права, которая с момента образования по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занялась разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако ее усилия не привели к успеху не столько из-за сложности вопросов, связанных с определением международного преступления, сколько из-за неблагоприятной международной обстановки того периода.

Хотя первоначальный проект Кодекса был подготовлен в 1954 г., его дальнейшее рассмотрение приостановилось в связи с трудностями, возникшими при определении агрессии. И только с решением этого вопроса в 1974 г., когда понятие агрессии было дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, встал вопрос о продолжении работы над Кодексом.

Проект Кодекса в 1978 г. был вновь включен в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН. А в 1981 г. Комиссии международного права было предложено возобновить свою работу, приостановленную с 1954 г. Комиссия в 1982 г. обсудила вопросы кодификации и пришла к выводу, что Кодексом должны охватываться наиболее серьезные международные преступления, которые будут определены на основе какого-либо общего критерия или соответствующих конвенций. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные Кодексом, должна распространяться только на индивидов.[5]

В первом варианте данного проекта Кодекса 1991 г. было представлено 12 международных преступлений. Проект состоял из двух частей. В Общей части давалось определение международного преступления, формулировались общие принципы уголовной ответственности, понятия покушения, соучастия, ответственности физических лиц, обстоятельств, исключающих ответственность, и др. Во второй (Особенной) части содержались определения 12 преступлений против мира и безопасности человечества. В их числе: 1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство (во внутренние или внешние дела государства); 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематические и массовые нарушения прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

После обсуждения представленного проекта Кодекса поступили чамечания от государств. В частности, были высказаны возражения против включения в Кодекс таких преступлений, как вмешательство (во внутренние или внешние дела государства) из-за расплывчатого и неопределенного его содержания. Государства высказали сомнение относительно формулировок колониального господства и апартеида, полагая, что времена этих деяний уже миновали.

Несогласие ряда государств вызвало и включение в Кодекс норм о незаконном обороте наркотиков и международном терроризме как дублирующих известные понятия этих преступлений, содержащиеся в международных конвенциях. Наоборот, включение в проект Кодекса нормы об ответственности за причинение долговременного и серьезного ущерба окружающей среде показалось некоторым государствам преждевременным в силу того, что в международном уголовном праве пока нет конкретного определения этого явления.

С некоторыми из сделанных замечаний к проекту Кодекса следует согласиться. Однако представляется, что Комиссия международного права восприняла замечания слишком буквально и в дальнейшем «выбросила» из числа международных преступлений весьма опасные деяния, такие как международный терроризм, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде, незаконный оборот наркотиков.

Принятый во втором чтении проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. содержит только 5 преступлений: 1) агрессию; 2) геноцид; 3) преступления против человечности; 4) преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала; 5) военные преступления.

В вопросах подсудности лиц за международные преступления большое значение принадлежит учрежденным ООН трем Международным судам: Международному уголовному трибуналу для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии, Международному уголовному трибуналу по Руанде и Международному уголовному суду.

Совет Безопасности ООН принял в 1993 г. Устав Международного трибунала по Югославии и в 1994 г. Устав Международного трибунала по Руанде. Оба трибунала работают и в настоящее время, причем с большим успехом — трибунал по бывшей Югославии.

В июне 2001 г. Международному трибуналу по Югославии был передан бывший президент Югославии Слободан Милошевич, обвиняемый в тягчайшем преступлении против человечества — геноциде. С февраля 2002 г. идет международный процесс над ним.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1989 г. по вопросу, внесенному по инициативе стран Карибского бассейна, особенно Тринидада и Тобаго, предложила Комиссии международного права изучить возможность создания международного уголовного суда. Идея международного уголовного суда возникла в связи с ростом транснациональной уголовной деятельности и особенно в сфере незаконного оборота наркотиков. По мнению ряда государств, существовала острая необходимость в международном подходе к глобальной проблеме преступности в связи с незаконным оборотом наркотиков.

При этом решалась бы задача по оказанию судебной помощи тем государствам, на которые ложилась непропорционально большая доля бремени преследования незаконных торговцев наркотиками. Такой подход позволил бы избежать и потенциальных последствий распространения юрисдикции крупных и мощных государств за пределы их собственных национальных границ.

Концепция международного уголовного суда предусматривала создание специализированного механизма по рассмотрению международных преступлений компетентным и быстрореагирующим органом. Такой суд обладал бы преимуществами перед национальными судами государств с точки зрения беспристрастности, объективности, последовательности, своевременности. К тому же международный суд мог бы смягчить проблему применимости правовых национальных систем в двусторонних отношениях. Имелось в виду, что такой суд ни в коем случае не должен заменять национальное судопроизводство, поскольку его юрисдикция распространялась бы только на согласованный перечень международных преступлений, не нарушая или ограничивая каким-либо образом национальный суверенитет, так как необходимым условием деятельности международного суда являлось бы согласие государства.

Созданная Комиссией международного права Рабочая группа пришла к выводу, что международный суд следует учредить путем принятия многостороннего договора — Устава. Его юрисдикции будут подлежать международные преступления, определенные международными конвенциями, а также преступления, включенные в Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества. Компетенция суда должна охватывать деятельность физических лиц.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1992 г. предложила государствам представить замечания по докладу Комиссии международного права о возможности создания международного уголовного суда, а Комиссии международного права продолжить работу над проектом Устава международного уголовного суда.

В 1994 г. Комиссия международного права приняла проект Устава международного уголовного суда, подготовленный Рабочей группой с учетом замечаний, поступивших от государств, и рекомендовала созвать дипломатическую конференцию для обсуждения проекта Устава и его принятия.

В резолюции 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН закрепила решение о созыве дипломатической конференции предположительно в 1998 г. В 1997 г. было определено время и место проведения конференции — 15 июня-17 июля 1998 г. в Риме. На конференцию был представлен проект Статута, включавший огромное количество несогласованных предложений.

В Риме в 1998 г. на дипломатической конференции полномочных представителей государств под эгидой ООН был принят статут Международного уголовного суда. Основная цель данного Суда заключается в привлечении к уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества, т.е. международные преступления. Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г.[6]

В современном мире осуществляется большая работа по кодификации преступлений международного характера. Международное сообщество в рамках ООН разработало и приняло различные международные конвенции. В их числе можно назвать Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенцию по морскому праву 1982 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Типовой договор о выдаче 1990 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 г. и др.

Государства консолидируют свои действия с международной преступностью как на региональном, так и на двустороннем уровнях. В рамках Совета Европы приняты конвенции, направленные на борьбу с опаснейшими преступлениями, например, Конвенция о легализации, («отмывании»), выявлении, изъятии (конфискации) доходов от преступной деятельности 1990 г., Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Ряд стран бывшего Советского Союза в 1995 г. приняли Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, закрепившую общепризнанные принципы международного уголовного права, обеспечивающие право лицу на объективное независимое судебное расследование и соблюдение прав человека при совершении им преступления. В числе региональных документов можно назвать Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г. и др.

Между государствами заключены многочисленные двусторонние договоры по оказанию правовой помощи по уголовным делам и объединении усилий по предупреждению и пресечению преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче 1995 г. и др.

На современном этапе развитие международного уголовного права связано и с проводимыми в рамках ООН Конгрессами по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводятся в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. Основным координирующим органом ООН по борьбе с преступностью является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Под его началом в настоящее время действует Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая разрабатывает меры борьбы с международной преступностью. Комиссия подготавливает проведение Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Первый такой Конгресс был проведен в 1955 г., всего состоялось 10 Конгрессов. Начиная со второго Конгресса в них принимал участие СССР.

На Конгрессах по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями представителями государств разрабатываются и одобряются совместные меры по борьбе с преступлениями, посягающими как на основы мирного сосуществования государств и безопасности человечества, так и на преступления международного характера, посягающие на стабильность межгосударственных отношений в различных сферах. В поле зрения данных Конгрессов находятся не только вопросы определения преступности деяний, но и другие, связанные с ними аспекты: уголовного преследования, выдачи преступников, применимости закона, назначения наказания и его отбывания, обращения с преступниками, правил поведения полицейских служб, пенитенциарных учреждений и т. п.

В работе Конгрессов принимают участие государственные деятели, эксперты из различных стран по уголовному праву, криминологии, уголовному процессу, уголовно-исполнительному праву, международному праву, работники практических органов, а также представители неправительственных международных организаций и специалисты по правам человека.

В Декларации принципов и программы действий программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, содержащейся в приложении к резолюции 46/152 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1991 г., говорится:

«Конгрессы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и обращению с правонарушителями в качестве консультативного органа программы представляют собой форум для;

а) обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний;

б) обмена опытом в области исследований, права и разработки программ;

в) выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

г) представления рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым им Комиссией;

д) представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы».

I Конгресс (Женева, 1955 г.) утвердил Минимальные стандарты и правила обращения с заключенными, в последующем одобренные ЭКОСОС. Ряд положений этих правил вошел в Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.

II Лондонский Конгресс (1960 г.) был посвящен анализу мер предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. В повестку дня Конгресса также вошли вопросы, касающиеся труда осужденных к лишению свободы, условно-досрочного освобождения и мер содействия лицам в их ресоциализации после отбытия наказания. Конгрессом были приняты рекомендации по предупреждению преступлений несовершеннолетних, дальнейшему изучению динамики и структуры преступности, влияния внутригосударственных особенностей на состояние преступности, и в частности в раз вивающихся странах.

III Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Стокгольм, 1965 г.) рассмотрел и одобрил
Доклад, в котором преступность анализировалась не только как асоциальное поведение индивидуума, требующее адекватного реагирования правоохранительных органов, а как явление, связанное с социально-экономическим и культурным развитием государств. Были рассмотрены вопросы неоднократности преступлений и выработаны рекомендации по борьбе и пресечению рецидивной преступности.

На IV Конгрессе (Киото, 1970 г.) была принята Декларация по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгресс рекомендовал государствам принимать все необходимые меры по пресечению преступлений, выявлять причины их совершения, анализировать динамику и структуру преступности с целью выработки действенных мер по предотвращению преступлений международного характера. Затрагивались вопросы необходимости соответствия национальных уголовных законодательств международным уголовно-правовым нормам по борьбе с преступностью.

V Конгресс (Женева, 1975 г.) рассмотрел и принял Декларацию о защите лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе данной Декларации в 1984 г. была принята международная Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Были рассмотрены также вопросы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, которые явились основой Кодекса поведения указанных лиц по поддержанию правопорядка, принятого в 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Предусматривалось, что положения Кодекса должны получить отражения в национальных законодательствах, особенно его правила, касающиеся поведения полицейских и других сил национальной безопасности.

VI Конгресс (Каракас, 1980 г.), принявший резолюцию «Тенденции в области преступности и стратегия по ее предупреждению», отметил рост международной преступности, распространение незаконного оборота наркотиков, оружия. Озабоченность мирового сообщества вызывали также рост нелегальной эмиграции, торговли людьми и незаконной эксплуатации труда. Обсуждались минимальные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

VII Конгресс по предупреждению правонарушений и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.) принял Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции рекомендовала государствам претворять эти принципы на внутригосударственном, региональном и международном уровнях. Конгресс принял также Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Типовые соглашения о передаче заключенных — иностранцев, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не соединенных с тюремным заключением, и Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

VIII Конгресс (Гавана, 1990 г.) принял более 50 документов. Перед Конгрессом была проведена значительная подготовительная работа. Так, в Вене в 1988 г. было организовано пять международных подготовительных совещаний, каждое из которых было посвящено одной из тем предстоящего Конгресса. В 1989 г. в различных регионах прошло пять региональных подготовительных совещаний на уровне представителей правительств, где рассматривались все пять вопросов повестки дня (совещание стран Азии и Тихого океана в Бангкоке, Европейское совещание в Хельсинки и др.).

В работе Конгресса участвовали делегации 128 стран (США не были представлены по причине бойкота места проведения), наблюдатели от 20 структур ООН, 6 межправительственных и 61 неправительственной организаций. Общее количество участников составило 1729 человек.

На Конгрессе были рассмотрены темы:

1) Предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития: реальность и перспективы международного сотрудничества;

2) Политика в области уголовного правосудия, относящаяся к проблемам тюремного заключения и к осуществлению других правовых санкций и альтернативных мер;

3) Эффективные национальные и международные действия по борьбе с: а) организованной преступностью; б) террористической преступной деятельностью;

4) Предупреждение преступности, правосудие в отношении не совершеннолетних и защита молодежи: основные подходы и на правления;

5) Нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: их выполнение и первоочередные задачи в отношении установления новых форм.

По результатам обсуждения данных тем Конгресс принял следующие резолюции: Предупреждение преступности в городской среде; Роль уголовного права в защите природы и окружающей среды; Организованная преступность и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; Организованная преступность; Преступления, связанные с применением компьютеров; Коррупция в сфере государственного управления; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила); Основные принципы обращения с заключенными; Компьютеризация уголовного правосудия; Заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) в тюрьме; Управление системой уголовного правосудия и разработка политики в области вынесения приговора; Террористическая преступная деятельность (Приложение: Меры по борьбе международным терроризмом).

Были приняты также Типовой договор о выдаче; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательствами на культурное наследие народов в форме движимых ценностей; Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены.

Конгресс принял документы по предотвращению преступлений несовершеннолетних: Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Насилие в семье; Использование детей как орудие преступной деятельности.

На Конгрессе большое внимание было уделено вопросам поведения должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование. Конгресс одобрил в связи с этим следующие документы: Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Основные принципы, касающиеся роли юристов; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, и др.

Многие документы Гаванского Конгресса послужили основой для принятия последующих международных документов, таких, например, как Типовой договор о выдаче, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г., Декларация принципов и программа действий Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН18 декабря 1991 г., Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., одобренная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и др.

VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями показал, что международное сотрудничество в области борьбы с преступностью вступило в новый этап развития, обусловленный окончанием холодной войны, установлением духа взаимного уважения и позитивного делового решения международных уголовно-правовых вопросов.

На IX Конгрессе ООН (Каир, 1995 г.) были представлены делегаты от 138 стран мира. Как наблюдатели присутствовали представители структурных подразделений ООН, Международного центра по реформе уголовного права и политике в области уголовного правосудия, ЮНЕСКО, Международного НИИ криминологии и др. Общее количество участников составило около 2500 человек.

Региональные подготовительные совещания были проведены в 1994 г.: в Бангкоке в сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана; в Кампале в сотрудничестве с Африканским институтом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; в Вене в Отделении ООН; в Сан-Хосе в сотрудничестве с Латиноамериканским институтом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; в Омане в сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией для Западной Азии.

IX Конгресс был первым конгрессом, проведенным на африканском континенте и в арабском мире.

В повестку работы IX Конгресса вошли четыре основных вопроса:

1)Международное сотрудничество и практическая помощь в укреплении законности: содействие осуществлению программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

2)Меры по борьбе с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды: национальный опыт и международное сотрудничество;

3)Системы уголовного правосудия и полиции: управление и совершенствование работы полиции и других правоохранительных органов, прокуратуры, судов, исправительных учреждений и роль юристов;

4)Стратегии в области предупреждения преступности, в частности, в отношении преступлений в городских районах и преступности среди несовершеннолетних и преступлений с применением насилия, включая вопрос о потерпевших: оценки и новые перспективы.

По результатам работы Конгресс принял следующие резолюции: Международное сотрудничество и практическая помощь в укреплении законности: разработка типовых документов Организации Объединенных Наций; Международно-правовые документы, в том числе Конвенция (или конвенции) о борьбе с организованной транснациональной преступностью; Связи между терроризмом и организованной преступностью; Выполнение на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; Управление системой уголовного правосудия в контексте отчетности органов государственного управления и устойчивого развития; Искоренение насилия в отношении женщин; Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности и др.

На Конгрессе были рассмотрены вопросы, затрагивающие и определения составов преступлений, и уголовно-правовые и процессуальные вопросы о выдаче преступников, и пенитенциарные правила, особенно касающиеся тюремного заключения и др.

Еще до Конгресса очень остро встал вопрос о транснациональной организованной преступности. В ноябре 1994 г. под эгидой ООН в Италии состоялась Всемирная конференция на уровне министров по вопросу об организованной транснациональной преступности, на которой была принята Политическая декларация и глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.

Меры борьбы с транснациональной преступностью на Конгрессе обсуждались в широком аспекте. Транснациональной преступности касались и в связи с ростом экономической преступности, трансграничных экологических преступлений, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, терроризма, незаконной миграции и т. п. Было рассмотрено предложение о разработке Конвенции ООН по борьбе с организованной преступностью, сделанное на Всемирной онференции на уровне министров по организованной транснациональной преступности в Неаполе (1994 г.).

Затронут был и такой непростой вопрос для международного уголовного права как проблема корпоративной уголовной ответственности. Многие государства поддержали введение такой уголовной ответственности в странах, где ее еще нет. В качестве мер наказания применительно к корпорациям рекомендовалось наложение крупных штрафов, роспуск или закрытие организаций-нарушителей, отказ от заключения с ними контрактов на выполнение финансируемых государством работ, введение судебного надзора и др. Однако отмечалось, что уголовная ответственность корпораций не должна приводить к освобождению виновных лиц от личной ответственности.

Впервые на IX Конгрессе были проведены семинары-практикумы, на которых ученые, практические работники вырабатывали совместные практические рекомендации по борьбе с международной преступностью по самым злободневным и трудным вопросам.

Темой X Конгресса ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями (Вена, 10-17 апреля 2000 г.)была «Преступность и правосудие: ответы на вызовы XXI века». На Конгрессе присутствовали представители из 139 стран, различных органов ООН и связанных с ней учреждений, наблюдатели от правительственных, межправительственных и неправительственных организаций, эксперты-консультанты и др.

Конгрессу предшествовали 4 региональных подготовительных Совещания представителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона — в Бангкоке (2-4 ноября 1998 г.); Западной Азии- в Бейруте (11-13 ноября 1998 г.); Африки — в Кампале (7-9 декабря 1998 г.); Латинской Америки и Карибского бассейна — в Сан-Хосе (22-24 февраля 1999 г.), на которых были рассмотрены все четыре основных пункта повестки дня X Конгресса.

1) Укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия;

2) Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI в.;

3) Эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями;

4) Правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в системе правосудия.

В рамках работы X Конгресса были проведены 4 семинара-практикума по вопросам: о борьбе с коррупцией; об участии общин в предупреждении преступности; о женщинах в системе уголовного правосудия; о преступлениях, связанных с использованием компьютерной сети.

Участники Конгресса, обсудив вопросы тенденций развития мировой преступности, отметили, что уровень преступности в ряде стран сократился. Например, в ряде европейских стран - Дании, Ирландии, Испании, Швеции и Финляндии (членах Европейского Союза), общее количество преступлений, зарегистрированных полицией в период 1990-1997 гг., сократилось или осталось на неизменном уровне. Такие же данные характеризуют общеуголовные преступления в виде мошенничества, растраты имущества, кражи со взломом, угона автомобилей, убийства, изнасилования, кражи, грабежа. Напротив, общее число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, в этих же странах увеличилось. В 90-х годах отмечался рост общего количества зарегистрированных преступлений в странах Восточной Европы и государствах — членах СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Хорватия и Эстония). В этот же период возросло общее число зарегистрированных преступлений в Азии и районе Тихого океана (Гонконг, Израиль, Индия, Малайзия, Республика Корея и Фиджи).

Была отмечена попытка нигерийских наркоторговцев проникнуть на рынок в Южной Африке. Эти наркоторговцы столкнулись с конкуренцией со стороны южноафриканских групп наркобизнеса, которые до этого враждовали между собой. Работники правоохранительных органов Южной Африки не ожидали такой сплоченности со стороны местных группировок, занимающихся оборотом наркотиков, в борьбе с наплывом конкурентов из Нигерии.

Озабоченность правоохранительных органов вызывает рост потребления синтетических наркотиков. Если незаконный спрос на такие традиционные и «естественные» наркотики, как героин и кокаин, отмечается только в определенных регионах, то потребление новых незаконных наркотиков наблюдается во многих районах мира.

В последние десятилетия был отмечен и рост распространения незаконной торговли огнестрельным оружием. В Уганде, к примеру, автомат на «черном» рынке можно приобрести за цену курицы.

Конгресс отметил также связь политической нестабильности с ростом преступности. Так, указывалось, что значительное место в российской преступности занимает торговля людьми. В ЮАР, после

окончания режима апартеида в 1994 г., резко увеличился процент угона легковых и грузовых автомобилей.

На Конгрессе поднимались вопросы борьбы с преступниками, использующими для достижения своих целей новейшие компьютерные, графические и принтерные технологии, Интернет.

Рассматривались и вопросы транснациональной организованной преступности. Еще в 1995 г. IX Конгресс предложил Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию учредить межправительственную рабочую группу для разработки кодекса поведения в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и запросить мнения правительств относительно разработки соответствующих международных документов. На основе результатов, полученных рабочей группой, Генеральная Ассамблея ООН учредила Специальный комитет для разработки конвенции против транснациональной организованной преступности и трех дополнительных протоколов к ней: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; о незаконном ввозе мигрантов по суше, воздуху и морю; о незаконном изготовлении и обороте огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему.

На X Конгрессе были высказаны предложения по завершению к концу 2000 г. работы над Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности, а также трех дополнительных протоколов к ней. При обсуждении транснациональной организованной преступности возникли вопросы по понятиям организованной группы, транснационального преступления и др.

Транснациональная организованная преступность может охватывать уклонение от уплаты налогов, подделку одежды и высоких технологий, маркируемыми поддельными товарными знаками и наименованиями мест происхрждения товаров, мошенничество в отношении международных финансовых учреждений, нечестную конкуренцию на международных рынках, промышленный шпионаж, импорт и экспорт охраняемых законом растений и животных, незаконную торговлю произведениями искусств и незаконный сброс ядовитых промышленных отходов. Она также включает не только незаконную деятельность террористических групп, но и нарушение режима санкций и эмбарго в отношении отдельных стран, устанавливаемого международным сообществом, охватывая агрессию относительно отдельных стран в форме войны и геноцида. Было отмечено, что транснациональная преступность сопровождается такими противоправными деяниями, как подкуп должностных лиц, отмывание денег через банки и (или) оффшорные компании.

Участники Конгресса отметили, что в борьбе с преступностью важное место принадлежит уголовному праву. Для успешного противостояния коррупции необходимо укрепление и развитие институтов как международного, так и национального уголовного права. Это касается норм о наказании за взяточничество и коррупцию в государственном и частном секторах. /

Конгресс принял Венскую декларацию о преступности и правосудии: ответы на новые вызовы XXI в., была также подчеркнута необходимость объединения усилий мирового сообщества по выработке общей стратегии и тактики борьбы с международной преступностью.

Новый импульс развитию международного уголовного права придали террористические нападения 11 сентября 2001 г. на города США. Бесчеловечные атаки показали опасность международного террора, перед которым порой бессильны современные средства защиты государств. Эти нападения ярко показали необходимость оперативного обмена информацией между государствами о планах преступного мира, выработки совместных действий по предупреждению и пресечению преступлений, выявили настоятельную потребность в дальнейших разработках универсального понятия международного терроризма, вопросов юрисдикции, ответственности и наказания, статуса плененных террористов и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных