Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос № 3. Государство в системе международных частноправовых отношений




1. Коллизионные нормы и иммунитет государства.

Термин «иммунитет» происходит от латинских слов – прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по делам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в осво­бождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны.

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета:

1) судебный.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства (Par in parem non habet jurisdictio-nem – Равный над равными не имеет юрисдикции). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

2) От предварительного обеспечения иска.

3) от принудительного исполнения судебного решения.

Под иммунитетом от принудительного исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Понятие юрисдикционных иммунитетов является общим для этих трех видов.

В юридической доктрине обычно рассматриваются две концепции иммунитета государства – абсолютного и ограниченного:

1) концепция абсолютного иммунитета заключается:

иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства;

в порядке обеспечения иска имущество какого-либо государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства;

недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.

2) Концепция ограниченного иммунитета заключается:

иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperil;

если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), то оно не пользуется иммунитетом.

Во второй половине XX в. концепция ограниченного иммунитета получила широкое распространение в законодательной, судебной и договорной практике различных стран. Как пример, в Законе США 1976 г. указано, что иммунитет не будет признаваться, когда:

1) основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах;

2) действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Штатов, влечет прямые последствия для Соединенных Штатов» (§ 1605 (а);

3) на имущество иностранного государства, находящееся в США и используемое для коммерческой деятельности в этой стране, не распространяется иммунитет от мер по аресту для обеспечения иска и от мер по обращению взыскания на имущество на основании судебного решения.

Характерный пример дает практика Франции. В этой связи следует остано­виться на решении Парижского суда Большой инстанции от 16 июня 1993 г.

В связи с проведением в Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду выставки картин Анри Матисса из Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) дочь коллекционера С.И. Щукина Ирина Щукина, а также некий И. Коновалов., утверждавший, что он является внуком другого известного собирателя западной живописи – И. Морозова, предъявили ряд исков к России, Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени Л.С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали наложения предварительного ареста на картины и выплаты им возмещения в крупных суммах. Картины перешли в собственность государства на основании декретов о национализации 1918 г.

Решением суда в исках Щукиной и Коновалову было отказано со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности.

От имени российского государства в суде было заявлено, что акт о национализации представлял собой осуществление публичной власти государства и касался коллекции картин, принадлежащей его гражданам и находящейся на его территории. Кроме того, было обращено внимание суда на то, что иммунитетом от принудительных мер пользуется не только государство как таковое, но также два музея, осуществляющих хранение картин в рамках выполнения публично-правовых функций в области культуры. На это они были уполномочены Министерством культуры РФ.

Суд согласился с этими доводами и признал, что при отсутствии согласия госу­дарства на рассмотрение дела иски не могут быть предметом рассмотрения суда. На этом же основании суд отказал истцам в признании их требований об осуществлении мер принудительного характера в отношении картин.

Вопросы иммунитета, с позиций их закрепления в международном частном праве, имеют ряд правовых направлений:

1) в ряде государств были приняты законы, ограничивающие иммунитет государства, – в США, Великобритании, Аргентине, Канаде, Сингапуре.

В Законе США 1976 г. было установлено, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие – частноправовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. В Законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки.

2) В ФРГ, Франции, Италии, Греции, Дании, Финляндии, Норвегии и других странах из концепции ограниченного иммунитета исходит судебная практика.

3) Ряд европейских стран – Австрия, Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Швейцария – заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявило иск); так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

В отношении иммунитета российского государства следует обратить внимание на закрепленные нормативно и на практике базовые положения:

1) практика заключения российским государством крупных кредитных соглашений, долговременных концессионных и инвестиционных соглашений идет по пути включения в них условий, предусматривающих прямое согласие на рассмотрение споров в иностранном суде или в порядке арбитражного разбирательства в третейском суде без использования ссылки на иммунитет государства.

Эта практика закреплена в Законе 1995 г. регулирующем заключение соглашений о разделе продукции. В нем впервые было установлено, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, может быть предусмотрен, в соответствии с законодательством РФ, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23).

2) В двусторонних соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций, действующих с большим числом государств, предусмотрен арбитражный порядок рассмотрения споров. Это означает, что российское государство в случае предъявления к нему иска согласилось на юрисдикцию международного коммерческого арбитража при ус­ловии, что такой спор подпадает под действие международного договора.

3) Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией, а субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

4) Россия, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом.

5) Государственные и муниципальные юридические лица не отвечают по долгам государства и муниципальных образований, а те, в свою очередь, не несут ответственности по обязательствам субъектов, их создавших, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 126 ГК РФ).

6) Согласно п. 4 ст. 115 ГК РФ, Российская Федерация несет субсидиарную ответст­венность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

7) Если государство или муниципальное образование создали учреждение, то при недостаточности его имущества они несут субсидиарную ответственность (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

8) В ст. 1204 ГК РФ предусмотрено: «К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом».

2. Регулирование в международном частном праве правового статуса государств.

Если государство выступает в международных частных отношениях только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а международного частного права.

Государства в частных отношениях имеют следующие полномочия:

1) предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик, кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты Федерации);

2) использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени РФ);

3) предоставлять гарантии по займам и кредитам (Российская Федерация может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается Правительством РФ в порядке, определяемом Федеральным законом «О Правительстве РФ» и Указом Президента России от 23 июля 1997 г. «О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам»);

4) заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (пока, в отличие от ряда государств СНГ, в России этот вопрос не урегулирован, хотя и был подготовлен проект закона о концессиях);

5) заключать соглашения о разделе продукции, и прежде всего соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются Законом о соглашениях о разделе продукции 1995 г. (с последующими изм. и доп.);

6) приобретать и арендовать за границей земельные участки;

7) продавать и сдавать в аренду принадлежащие ему за границей земельные участки, здания и сооружения;

8) заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд;

9) заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг;

10) от своего имени гарантировать исполнение контрактов любого рода, заключенных юридическими лицами;

11) выступать за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.

В международно-правовой практике обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства:

1) правоотношения, возникающие между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

2) правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной, абсолютно определенной стороны. Другой стороной в этих правоотношениях может быть неопределенный круг субъектов, то есть иностранные юридические лица, международные хозяйственные организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются исключительно нормами международного публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида.

Что касается отношений второго вида, то это могут быть от­ношения по поставке товаров, выполнению различных услуг и иные, то есть они находятся в сфере правового регулирования международного частного права.

Российское государство само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. Во всех случаях эти сделки заключаются посольством РФ от имени государства. Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица.

В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом, но согласно ст. 124 ГК государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под личным законом физических лиц?

2. Какими законодательными актами определяется гражданская правоспособность иностранца в РФ?

3. Как решаются коллизионные вопросы правоспособности и дееспособности физических лиц?

4. Как определяется гражданская правоспособность российских граждан за рубежом?

5. Какое значение имеет определение национальности юридического лица и какие основные критерии применяются для определения национальности юридических лиц?

6. Какие вопросы определяются личным законом юридического лица?

7. В чем состоит принцип раздельной ответственности государственного юридического лица и российского государства?

8. Каково правовое положение иностранных юридических лиц в России.

9. Какие бывают виды иммунитета государства?

10. В чем различие между концепцией абсолютного иммунитета и концепцией ограниченного (функционального) иммунитета?

11. В каких странах приняты законы об иммунитете государства и какова практика их применения?

12. Какова практика по вопросу об иммунитетах при заключении соглашений и контрактов, в качестве одной из сторон которых выступает российское государство или его органы?

13. Как определяется ответственность российского государства и субъектов РФ по их обязательствам?

14. Какие нормы подлежат применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом с участием государства?

 

Рекомендуемые правовые источники

 

Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов 1926 г. (с доп. 1934 г.); Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организа­ции Объединенных Наций 1946г.; Гаагская конвенция о признании правосубъектности обществ, ассоциаций, учреждений 1956г.; Европейская конвенция об иммунитете государств 1972г. (Россия не участвует); Закон США «Об иммунитете иностранных государств» 1976г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам 1993г.; Конвенция Европейского союза о трансграничной несостоятельности 1995г.; Типовой закон (ЮНСИТРАЛ) о трансграничной несостоятельности 1997г.; Часть третья, раздел VI Гражданского кодекса РФ 2001г.; Феде­ральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации» 2002 г.; Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г.

 

 

Тема 6. Вещное Право и его коллизионные вопросы в международном частном праве






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных